Судебный акт
Приговор в отношении Кувшинова, осужденного по ч.4 ст.264 УК РФ, законный и обоснованный
Документ от 17.02.2016, опубликован на сайте 24.02.2016 под номером 57374, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 264 ч.4, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ     ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск

17 февраля 2016 года

 

Судья ***

Дело №22-228/2016

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего судьи Грыскова А.С.,

с участием прокурора Чашленкова Д.А.,

осужденного Кувшинова А.А. и его защитника – адвоката Салмина А.А.,

потерпевшей Ч*** Н.В.,

при секретаре Устимовой Ю.Е.

рассмотрел в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по апелляционной жалобе адвоката Салмина А.А. на приговор Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 21 декабря 2015 года, которым

 

КУВШИНОВ А*** А***,

***, ранее не судимый,

 

осужден по ч.4 ст.264 УК РФ к 3 годам 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права управления транспортным средством сроком на 2 год 6 месяцев.

 

На Кувшинова А.А. возложена обязанность после вступления приговора в законную силу явиться в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по У*** области для получения предписания и дальнейшего следования к месту отбывания наказания.

 

Срок наказания Кувшинову А.А. постановлено исчислять с момента его прибытия к месту отбывания наказания. Время следования осужденного к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием постановлено зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за один день.

 

Меру пресечения Кувшинову А.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении постановлено оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

 

Гражданский иск Ч*** Н*** В*** о взыскании компенсации морального вреда удовлетворен частично.

 

С Кувшинова А*** А*** в пользу Ч*** Н*** В*** постановлено взыскать компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.

В удовлетворении остальной части иска Ч*** Н*** В*** о взыскании компенсации морального вреда отказано.

 

За Ч*** Н.В. постановлено признать право на удовлетворение иска о взыскании материального ущерба, вопрос об его размере передать на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.

 

Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах.

 

Апелляционное представление отозвано государственным обвинителем в соответствии с ч.3 ст.389-8 УПК РФ до начала заседания суда апелляционной инстанции.

 

Заслушав доклад судьи Грыскова А.С., выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции

 

У С Т А Н О В И Л:

Кувшинов А.А. признан виновным в том, что 21 июля 2015 года, около 19.40 часов, управляя в состоянии алкогольного опьянения автомашиной ВАЗ ***, государственный регистрационный знак ***, двигаясь по автомобильной дороге «У*** – Д*** – С***» в Ч*** районе У*** области в направлении от п.М*** к р.п.Ч*** Ч*** района У*** области, проявляя преступное легкомыслие, допустил грубое нарушение правил дорожного движения и выехал на полосу встречного движения, затем на обочину встречной полосы движения, после чего с обочины вновь выехал на полосу своего первоначального направления движения, и затем по неосторожности допустил выезд автомобиля за пределы проезжей части и опрокидывание его в кювет. В результате данного дорожно-транспортного происшествия пассажиру Ч*** А.О. были причинены телесные повреждения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, повлекшие по неосторожности смерть человека.

 

В апелляционной жалобе адвокат Салмин А.А., действуя в интересах осужденного Кувшинова А.А., выражает несогласие с приговором ввиду существенного нарушения уголовно-процессуального закона, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также нарушения права Кувшинова А.А. на защиту. Ссылаясь на судебную практику Верховного Суда РФ, указывает на отсутствие причинной связи между нарушениями правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, раздела «Колеса и шины», и наступившими последствиями. Приводя в жалобе показания Кувшинова А.А. и свидетеля Е*** А.В., обращает внимание на их конкретность и согласованность между собой, считает, что другие доказательства имеют опосредованное отношение к механизму и развитию дорожно-транспортного происшествия, описывая лишь общую картину и наступившие последствия. Вывод судебной автотехнической экспертизы об имеющихся механических повреждениях на правом заднем колесе автомашины в виде износа рисунка протектора до оголения металлокорда и комплектация колес шинами с разным размером, моделью и рисунком протектора является предположением возможности наступления дорожно-транспортного происшествия, экспертом не установлено, явилась ли данная неисправность причиной дорожно-транспортного происшествия. Считает, что при вынесении приговора суд ограничился перечислением выводов экспертов, не сопоставив их с исследовательской частью заключения, которое выполнено на недостоверных данных, без использования научных методик. Кроме того, как следует из показаний эксперта П*** В.П., он руководствовался субъективными сведениями, указанными следователем в постановлении о назначении экспертизы. Утверждает, что Кувшинов А.А. в день совершения дорожно-транспортного происшествия спиртные напитки не употреблял, помнит только, что на месте происшествия кто-то дал ему к***, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения он не отказывался, приведенными в приговоре доказательствами не опровергнуты показания Кувшинова А.А. о неупотреблении алкоголя до ДТП. Следовательно, его действия не могут быть квалифицированы по ч.4 ст.264 УК РФ, так как это противоречит примечанию к данной статье. На основании изложенного, просит приговор отменить, Кувшинова А.А. по предъявленному обвинению оправдать. 

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- осужденный Кувшинов А.А. и адвокат Салмин А.А. поддержали доводы жалобы в полном объеме, просили приговор отменить;

- потерпевшая Ч*** Н.В. не согласилась с доводами жалобы, просила приговор оставить без изменения;

- прокурор Чашленков Д.А. возражал против доводов жалобы, просил приговор суда оставить без изменения.

 

Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав выступления сторон, суд приходит к выводу, что приговор суда подлежит изменению.

 

Выводы суда о доказанности вины Кувшинова А.А. в предъявленном ему обвинении соответствуют фактическим обстоятельств дела и подтверждены совокупностью доказательств, полно, всесторонне проверенных в судебном заседании, получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ и подробно приведенных в приговоре.

 

Сам осужденный Кувшинов, излагая версию произошедшего, вину в совершении содеянного не признал. В состоянии алкогольного опьянения не был, применил вынужденное торможение ввиду нахождения на его полосе движения другого автомобиля. Его автомобиль выбросило в кювет, затем машина перевернулась на крышу.

 

Давая оценку в совокупности со всеми исследованными доказательствами показаниям осужденного о невиновности в содеянном, суд первой инстанции обоснованно оценил их критически как способ защиты, отметив при этом непоследовательность показаний Кувшинова, меняющихся в зависимости от обстоятельств дела. Данные показания Кувшинова и все его доводы тщательным образом проверялись судом первой инстанции, после чего правильно были признаны несоответствующими действительности, что подробно отражено в приговоре суда. При этом в судебном акте приведены мотивы признания несостоятельности поддержанной и согласованной с защитником версии Кувшинова. Выводы суда в этой части надлежащим образом мотивированы в приговоре, соответствуют требованиям закона, не согласиться с которыми у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

 

Что касается показаний свидетеля Е*** А.В., на что в своей жалобе обращает внимание защитник, то они не опровергают установленные судом фактические обстоятельства дела.

 

Вопреки доводам жалобы, суд обоснованно положил в основу приговора разъясненные экспертом П*** В.П. выводы автотехнической судебной экспертизы, согласно которым на задней оси правого заднего колеса автомобиля ВАЗ *** имеются механические повреждения в виде износа рисунка протектора до оголения металлокорда и комплектация колес шинами с разным размером, моделью и рисунком протектора, которые могли являться причиной данного дорожно-транспортного происшествия. Повреждение на правом заднем колесе в виде износа рисунка протектора до оголения металлокорда и комплектацию задней оси автомобиля ВАЗ *** шинами разной модели, марки, размера, рисунка водитель Кувшинов А.А. мог обнаружить до дорожно-транспортного происшествия.

 

Доводы о недопустимости данного экспертного заключения по изложенным в апелляционной жалобе мотивам суд апелляционной инстанции не может признать состоятельными.

 

У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания сомневаться в сформулированных в заключении выводах эксперта, которые основаны на достоверных данных, с использованием соответствующих методик, являются объективными и научно обоснованными, имеют достаточную ясность, являются мотивированными и полными, не вызывают новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела и сомнений в их обоснованности, не содержат неясностей и противоречий. Исследовав данное экспертное заключение, которое соответствует требованиям ст.204 УПК РФ, дано экспертом, имеющим соответствующее образование, стаж работы и специальные познания, суд первой инстанции обоснованно принял его во внимание в качестве доказательства, которое в совокупности со всеми исследованными доказательствами подтверждает виновность осужденного Кувшинова А.А. в дорожно-транспортном происшествии.

 

Факт нахождения Кувшинова в состоянии алкогольного опьянения подтверждается показаниями прибывших на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников ДПС Е*** С.А., Г*** С.Н., актом медицинского освидетельствования (у Кувшинова установлено состояние алкогольного опьянения). При этом употребление к*** помимо отмеченных свидетелей опровергается показаниями свидетеля Е*** А.В., который не видел, чтобы на месте ДТП его давали Кувшинову.

 

Оснований для оговора осужденного со стороны свидетелей, а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих об их заинтересованности в исходе дела, судом установлено не было, не усматривает этого и суд апелляционной инстанции.

 

Обстановка осматриваемого участка дороги на месте ДТП, расположение автомобиля и трупа Чугунова А.О., были зафиксированы в протоколе осмотра места происшествия, произведенного с участием Кувшинова А.А. Каких-либо замечаний по результатам данного следственного действия, а также заявлений от участников не поступило. Отраженные в протоколе сведения согласуются с показаниями свидетелей обвинения.

 

Причиной смерти Ч*** А.О. явилась открытая черепно-мозговая травма, сопровождавшаяся переломами костей черепа, ушибом стволовых отделов головного мозга. Повреждения были получены пострадавшим прижизненно, незадолго до наступления смерти от действия тупых твердых предметов. Характер и локализация повреждений не исключают их получение в комплексе одной механической травмы в условиях ДТП от 21.07.2015. Причинение всего комплекса повреждений, обнаруженных на трупе, квалифицируется как причинившие тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни и в данном случае повлекшие за собой смерть, что следует из заключения медицинской судебной экспертизы №*** от 10.08.2015.

 

Суд первой инстанции, оценив совокупность доказательств, обоснованно установил вину Кувшинова А.А. в нарушении соответствующих пунктов Правил дорожного движения РФ, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, что в конечном итоге повлекло по неосторожности смерть человека.

 

Наличие прямой причинной связи между непосредственными действиями осужденного, который изначально не должен был эксплуатировать транспортное средство, и наступившими последствиями (смерть Ч*** А.О.), является очевидным.

 

Таким образом, приговор постановлен не на сомнительных и противоречивых доказательствах, а на исследованных в судебном заседании доказательствах, которые суд, руководствуясь положениями уголовно-процессуального закона, оценил с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а все собранные доказательства в совокупности признал достаточными для вынесения обвинительного приговора в отношении осужденного.

 

Уголовно-правовая оценка действиям Кувшинова А.А. по ч.4 ст.264 УК РФ дана правильно.

Доводы о том, что в ходе производства по делу было нарушено право Кувшинова на защиту не нашли своего подтверждения.

 

Наказание осужденному Кувшинову А.А. назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, данных о его личности, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, а также влияния назначаемого наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

 

При этом суд в полной мере учел все смягчающие обстоятельства, в том числе привлечение к уголовной ответственности впервые, желание частично компенсировать потерпевшей расходы на похороны, состояние здоровья его и родственников, принесение извинений потерпевшей. Иных обстоятельств, смягчающих назначенное Кувшинову А.А. наказание, суд апелляционной инстанции не усматривает.

 

Суд обоснованно, с учетом всех обстоятельств по делу и данных о личности осужденного, не нашел оснований для применения положений ст.ст.64, 73 УК РФ, назначив Кувшинову А.А. наказание в виде реального лишения свободы с дополнительным наказанием. Выводы суда о том, что исправление осужденного возможно только в условиях изоляции его от общества, в приговоре мотивированы, не согласиться с ними у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

 

Вид и размер назначенного Кувшинову А.А. наказания в полной мере мотивирован, является соразмерным содеянному и справедливым, а потому оснований для его смягчения, а также применение ч.6 ст.15 УК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает.

 

Исковые требования потерпевшей Ч*** Н.В. о взыскании с Кувшинова А.А. компенсации морального вреда разрешены в соответствии с требованиями закона. Учитывая характер причиненных потерпевшей физических и нравственных страданий, данные о материальном положении осужденного, размер взысканной с Кувшинова А.А. в пользу потерпевшей компенсации морального вреда, по мнению суда апелляционной инстанции, отвечает принципам разумности и справедливости.

 

Таким образом, существенных нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих за собой отмену приговора, по делу не допущено, вместе с тем приговор суда необходимо изменить по следующим основаниям.

 

Имеющаяся в резолютивной части приговора формулировка назначения Кувшинову дополнительного наказания «с лишением права управлять транспортным средством на срок 2 года 6 месяцев» не в полной мере соответствует формулировке, приведенной в санкции ч.4 ст.264 УК РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2014 №528-ФЗ, вступившей в действие с 01.07.2015.

 

Так, согласно указанному Федеральному закону, в абзаце втором части четвертой ст.264 УК РФ слова «управлять транспортным средством» заменены словами «занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».

 

С учетом указанных изменений, в целях устранения сомнений и неясностей при исполнении приговора, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить резолютивную часть приговора, приведя её в соответствие с изменениями, внесенными в санкцию ч.4 ст.264 УК РФ Федеральным законом от 31.12.2014 №528-ФЗ, касающимися дополнительного наказания. Данные изменения не ухудшают положение осужденного. 

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 389-13, п.9 ч.1 ст.389-20, 389-28, 389-33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Приговор Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 21 декабря 2015 года в отношении Кувшинова А*** А*** изменить.

 

В резолютивной части приговора считать назначенным дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством сроком на 2 года 6 месяцев.

 

В остальном приговор суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                                               А.С. Грысков