УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Зобова Л.В.
Дело № 33а-371/2016 (№ 33а-5974/2015)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
26 января 2016 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Королёвой А.В.,
судей Васильевой
Е.В. и Трифоновой Т.П.,
при секретаре
Бешановой Э.Е.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Борисовой М*** Г*** на
решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 02 ноября 2015 года,
которым постановлено:
Административный иск Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области к Борисовой М*** Г*** о
взыскании задолженности по земельному
налогу и пени удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с
Борисовой М*** Г***, ***.1938 года рождения, место рождения: село А*** В***
района У*** области, проживающей по
адресу: г. У***, ул. Г***, д. ***, кв. *** в пользу Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области недоимку по земельному
налогу в размере *** руб. *** коп., пени в размере *** руб. *** коп.
Взыскать с Борисовой М*** Г***
в доход муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в
размере *** руб. *** коп.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Борисовой М.Г. – Медведева В.Р.,
поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Межрайонная
инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области (далее –
МИФНС России № 4 по Ульяновской области)
обратилась в суд с административным иском к Борисовой М.Г. о взыскании
задолженности по земельному налогу и пени в сумме *** руб. *** коп. В
обоснование требований истец указал, что ответчица является собственницей
земельного участка, расположенного по
адресу: У*** область, В*** район, р.п. Ч*** ул. З*** с кадастровым номером ***.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Российской
Федерации «О плате за землю» от 11.10.1991 № 1738-1, а также п. 1 ст. 23, п. 1
ст. 45, статей 69, 70, 388 Налогового кодекса Российской Федерации
Борисова М.Г. является плательщиком земельного налога. За ответчицей числится
задолженность по земельному налогу за 2013 год в сумме *** руб. *** коп., в том
числе: по налогу – *** руб. *** коп.;
пеням – *** руб. *** коп. В связи с неуплатой земельного налога
налогоплательщику в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской
Федерации было направлено требование от 17.11.2014 № *** об уплате налога, однако
задолженность ответчицей не погашена, срок для добровольной уплаты истек. В
соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации за просрочку
исполнения обязанности по уплате налога начислены пени в сумме *** руб. ***
коп. исходя из 1/300 процентной ставки рефинансирования Банка России за каждый
день просрочки.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Борисова М.Г. просит отменить принятое по делу решение,
как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и
вынести новое решение. Указывает, что суд необоснованно установил обязанность
по оплате земельного налога в повышенном размере. Административный истец
неправильно исчислил сумму налога. Кадастровая стоимость земельного участка в
2013 году составляла *** руб., и, исходя из этой суммы, 01.12.2014 была
произведена оплата налога в размере *** руб. На земельном участке находятся
недействующие цеха. В материалах дела имеется копия отчета о рыночной стоимости
земельного участка, составленного ООО «У***», согласно которому рыночная
стоимость земельного участка составляет *** руб. Указывает на то, что она является
инвалидом *** группы и не имеет возможности оплачивать налог в повышенном
размере.
В
возражениях на апелляционную жалобу МИФНС России № 4 по Ульяновской области
просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В
заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель истца и
ответчик, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Судебная
коллегия, с учетом мнения представителя ответчика Медведева В.Р., определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150,
ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на
апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены
решения суда.
В
соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные
органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в
соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных
платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Согласно
п. 1, п. 2 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в
Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли
являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты
земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
Земельный
налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в
действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом
и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований
(п. 1 ст. 387 НК РФ).
На
основании п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом
налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах
муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской
Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1) 0,3
процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям
сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон
сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для
сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами
инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли
в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к
жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в
обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации,
предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5
процента в отношении прочих земельных участков.
Кадастровая
стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных
на территориях муниципальных районов и городских округов Ульяновской области,
утверждена постановлением Правительства
Ульяновской области от 18.01.2012 № 21-П.
По делу
установлено, что Борисова М.Г. является собственницей земельного участка,
расположенного по адресу: У*** область, В*** район, пгт Ч***, ул. З***, д. ***,
кадастровый номер ***.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 № 21-П кадастровая стоимость
данного земельного участка утверждена в размере *** руб. *** коп.
За 2013
год Борисовой М.Г. был начислен к уплате земельный налог в сумме *** руб. ***
коп., исходя из налоговой базы, равной кадастровой стоимости земельного
участка.
В адрес
ответчицы налоговой инспекцией направлялось уведомление № *** о необходимости в
срок до 05.11.2014 уплатить налог в размере *** руб. *** коп. и выставлялось
требование № *** о наличии по состоянию на 17.11.2014 недоимки по земельному
налогу в указанной сумме.
01.12.2014
Борисовой М.Г. произведена оплата земельного налога за 2013 год в размере ***
руб.
Обращаясь
в суд с настоящим иском, МИФНС России № 4 по Ульяновской области просила
взыскать с ответчицы недоимку по земельному налогу за 2013 год в размере ***
руб. *** коп. (*** руб. *** коп. - *** руб.) и пени *** руб. *** коп.
Суд при
рассмотрении дела полно и объективно оценил представленные доказательства,
верно применил материальный закон, регулирующий правоотношения сторон и пришел
к правильному выводу об обоснованности заявленных налоговой инспекцией
требований о взыскании с ответчицы недоимки по налогу в указанном размере.
Налог на
принадлежащий Борисовой М.Г. земельный участок с кадастровым номером *** за
2013 год начислен, исходя из кадастровой стоимости земельного участка *** руб. ***
коп., установленной постановлением Правительства Ульяновской области от
18.01.2012 № 21-П, что соответствует положениям ст. 403 Налогового кодекса
Российской Федерации.
То
обстоятельство, что решением комиссии по рассмотрению споров о результатах
определения кадастровой стоимости от 21.12.2015 № *** кадастровая стоимость
указанного земельного участка определена в размере рыночной стоимости в размере
*** руб., не освобождает Борисову М.Г. от обязанности по уплате земельного
налога, начисленного за 2013 год.
Согласно
п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения
кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению
споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в
порядке, установленном статьей 24.18
Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в
Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением
указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой
базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о
пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный
кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом
оспаривания.
Ссылка
Борисовой М.Г. в апелляционной жалобе на то, что она является инвалидом ***
группы и не имеет возможности оплачивать налог в повышенном размере, не
свидетельствует о необоснованности начисленного истцом налога.
Подпунктом
2 п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая
база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере *** руб. на одного
налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении
земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном)
пользовании или пожизненном наследуемом владении для налогоплательщиков - инвалидов
I и II групп инвалидности (пп. 2 в ред. Федерального закона
от 04.10.2014 N 284-ФЗ). Ранее данная норма права действовала в редакции,
согласно которой такая льгота предоставлялась для инвалидов, имеющих I группу
инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 01.01.2004.
Предоставление
льгот по уплате налога осуществляется на основании заявления налогоплательщика.
Борисовой М.Г. не представлено сведений об обращении к истцу с таким
заявлением, и, соответственно, о результате рассмотрения заявления налоговым
органом, поэтому данный довод апелляционной жалобы судебная коллегия считает
несостоятельным.
Принятое
по делу решение является правильным.
Оснований
для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не
имеется.
Руководствуясь
ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 02 ноября 2015 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Борисовой М*** Г*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи