Судебный акт
Признание бездействия незаконным, обязать составить проект освоения лесов
Документ от 09.02.2016, опубликован на сайте 19.02.2016 под номером 57286, 2-я гражданская, О признании бездействия незаконным и обязании составить проект освоения лесов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                                       Дело № 33-656/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    09 февраля 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Чертановского С*** А*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 октября 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на понуждение Чертановского С*** А*** как арендатора лесного участка к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: У*** область, Ч*** район, У*** лесничество, К*** участковое лесничество, квартал ***, выдел ***, ***, категория земель – земли лесного фонда незаконным.

Обязать Чертановского С*** А*** в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: У*** область, Ч*** район, У*** лесничество, К*** участковое лесничество, квартал ***, выдел ***, ***, категория земель – земли лесного фонда.

Взыскать с Чертановского С*** А*** государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме ***  руб.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Чердаклинского  района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Чертановскому С.А. о признании бездействия незаконным, обязании составить проект освоения лесов.

В обоснование требований указал, что по результатам проверки соблюдения лесного законодательства прокуратурой установлено, что 15.12.2010 между Чертановским С.А. и Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области заключен договор аренды лесного участка, согласно которому Чертановский С.А. принял во временное пользование лесной участок, площадью 2,12 га, находящийся в государственной (федеральной) собственности, расположенный по адресу: У*** область, Ч*** район, У*** лесничество, К*** участковое лесничество, квартал ***, выдел ***, ***, категория земель - земли лесного фонда. В соответствии с условиями договора аренды арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после государственной регистрации договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю разработанного в установленном прядке проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. В нарушение статей 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации Чертановским С.А. не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения лесов. Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, являющееся исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, в том числе в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, не осуществляет должного контроля за исполнением арендатором условий договора аренды. Использование Чертановским С.А. лесного участка в отсутствие проекта освоения лесов, в котором должны быть указаны сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, объемах и сроках проведения указанных мероприятий может привести к неблагоприятным последствиям, в том числе нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Истец просил признать незаконным бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на понуждение Чертановского С.А. как арендатора лесного участка к разработке проекта освоения лесов на указанный лесной участок; обязать Чертановского С.А. разработать проект освоения лесов на лесной участок и  подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Чертановский С.А. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Не соглашается с выводом суда о наличии с его стороны нарушения норм Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку арендованный участок до настоящего времени не освоен и не используется по целевому назначению. Подготовка проекта освоения лесного участка им ведется, но проект пока не завершен.  Отсутствие проекта освоения лесного участка запрещает ему какое-либо использование участка, а также не обязывает выполнять те или иные мероприятия, предусмотренные законом в рамках освоения (использования) земельного участка. Возложение обязанности разработать проект освоения лесного участка и провести государственную экспертизу в течение месяца с момента вступления решения в законную силу считает необоснованным, поскольку сроков для осуществления указанных мероприятий законом не предусмотрено. Решение суда в данной части немотивировано, что нарушает ст. 195 ГПК РФ. Исковое заявление не содержит требований о сроках выполнения обязательств, в связи с чем суд в нарушение ст. 196 ГПК РФ вышел за пределы заявленных требований, не приведя обоснования данному обстоятельству.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Чердаклинского района Лобачев А.С. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции ответчики не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной  инстанции   рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной  жалобе, возражениях относительно апелляционной жалобы.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда исследованным судом доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого по делу решения.

Согласно ч. 1, ч. 5 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 89 ЛК РФ).

Согласно п. 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Согласно п. 28, п. 29 данного Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки проект разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.

Согласно ч. 2 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

По делу установлено, что 15.12.2010 между Чертановским С.А. и Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области заключен договор аренды лесного участка № *** по условиям которого, Чертановский С.А. принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной (федеральной) собственности, площадью 2,12 га, расположенный по адресу: У*** область, Ч*** район, У*** лесничество, К*** участковое лесничество, квартал ***, выделы ***, ***, категория земель - земли лесного фонда, для использования в целях осуществления рекреационной деятельности. Арендная плата по договору составляет *** руб. в год. Срок действия договора до 14.12.2059.

Земельный участок передан Чертановскому С.А. по акту приема-передачи от 15.12.2010. Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ульяновской области.

Согласно п. 10 арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после государственной регистрации названного договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, предусмотренного приложением № 5 к договору, и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Пунктом 11 договора аренды предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Удовлетворяя исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, суд правильно исходил из того, что ответчик с 2011 года осуществляет функции арендатора земельного участка, однако в нарушение требований статей 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, условий договора аренды, им не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения лесов и данный проект с положительным экспертным заключением не представлен в Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Довод Чертановского С.А. в апелляционной жалобе о том, что требование о разработке проекта лесов и проведению государственной экспертизы в течение одного месяца не основано на законе, судебная коллегия считает несостоятельным.

Судебная коллегия соглашается с установленным судом первой инстанции сроком для разработки проекта освоения лесов, поскольку он является разумным.

Предоставленный судом срок является оптимальным, поскольку у ответчика с 2011 года было достаточно времени для осуществления указанных в договоре аренды мероприятий по разработке проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка. Кроме того, согласно решению суда на Чертановского С.А. возложена обязанность в месячный срок только разработать проект и подать документы на проведение государственной экспертизы, а не провести государственную экспертизу, что является исполнимым.

Ссылка Чертановского С.А. на то, что арендованный земельный участок им не используется, не освобождает ответчика от исполнения условий действующего договора аренды лесного участка.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, постановлено при надлежащей оценке представленных в дело доказательств, верном применении норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы, основанные на ошибочном толковании закона, не влекут отмену судебного решения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чертановского С*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: