Судебный акт
Эксплуатация гидротехнического сооружения
Документ от 26.01.2016, опубликован на сайте 18.02.2016 под номером 57277, 2-я гражданская, О возложении обязанности разработать и согласовать декларацию безопасности гидротехнического сооружения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Челбаева Е.С.                                    Дело 283/2016 (33-5885/2015)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                              26 января 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Тютькиной З.А. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Барышский район» на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 02 ноября 2015 года, по которому постановлено:

 

Иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения на р. С***, в 1,6 км по направлению на северо-запад от северной границы с.К*** Б*** района У*** области и согласовывать его с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред; в семимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу представить указанный согласованный расчет в уполномоченный орган - Средне-Поволжское управление Ростехнадзора для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности; в двенадцатимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения на р. С***, в 1,6 км по направлению на северо-запад от северной границы с. К*** Б*** района У*** области.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры - Соколовой М.С.,


просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Ульяновский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Барышский район», в котором указал, что в рамках проверки исполнения природоохранного законодательства было выявлено, что ответчик, являясь собственником гидротехнического сооружения на р. С***, в 1,6 км по направлению на северо-запад от северной границы с. К*** Б*** района У*** области, допускает его эксплуатацию с нарушением законодательства о безопасности гидротехнического сооружения. В связи с этим прокурор просил обязать ответчика произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения на р. С***, в 1,6 км по направлению на северо-запад от северной границы с.К*** Б*** района У*** области и согласовывать его с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; представить указанный согласованный расчет в уполномоченный орган - Средне-Поволжское управление Ростехнадзора для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности - в четырехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения на р. С***, в 1,6 км по направлению на северо-запад от северной границы с.К*** Б*** района У*** области - в восьмимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; согласовать указанную декларацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти - Средне-Поволжском управлении Ростехнадзора - в четырехмесячный срок со дня разработки декларации безопасности гидротехнического сооружения; получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения на р. С***, в 1,6 км по направлению на северо-запад от северной границы с. К*** Б*** района У*** области - в двенадцатимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Барышский район» не соглашается с решением суда, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает при этом, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по выполнению действий, направленных на соблюдение требований природоохранного законодательства, лежит на 


организации,    эксплуатирующей  гидротехническое сооружение.

Гидротехническое сооружение и земельный участок были переданы администрацией в аренду ИП Юдину С.Н. В связи с этим он, как эксплуатирующая организация, должен соблюдать нормы и правила безопасности гидротехнического сооружения при его эксплуатации, то есть выполнить все мероприятия, указанные в решении суда.

Кроме того, обязанность ИП Юдина С.Н., как арендатора гидротехнического сооружения, обеспечить соблюдение норм и правил безопасности при его эксплуатации, в том числе составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения, предусмотрена в договоре аренды гидротехнического сооружения, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями МО «Барышский район»и ИП Юдиным С.Н.

В соответствии с  Федеральным законом  от   21.07.1997          117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а также Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, п. 4.3.4 СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основанные положения» декларация безопасности гидротехнического сооружения разрабатывается на стадии проектирования и является необходимым документом для последующей эксплуатации ГТС. Однако информация о наличии такой документации в КУМИЗО МО «Барышский район» отсутствует.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание не явились представители администрации МО «Барышский район», Средне-Поволжского управления Ростехнадзора, ИП Юдин С.Н. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в муниципальной собственности МО «Барышский район» Ульяновской области находится гидротехническое сооружение - плотина на р. С***, в 1,6 км по направлению на северо-запад от северной границы с. К*** Б*** района У*** области.

Эксплуатация указанного гидротехнического сооружения осуществляется с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».


Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения (ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ).

В соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник и (или) эксплуатирующая организация гидротехнического сооружения обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации


гидротехнического сооружения и обеспечивать            соответствующую

нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Собственник и (или) эксплуатирующая организация гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В нарушение Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнических сооружений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2001 года № 876, владельцем гидротехнического сооружения не рассчитан вероятный вред, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений, данный расчет возможного вреда не согласован с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред.

В результате невыполнения вышеуказанных действий не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности владельца гидротехнического сооружения, что является обязательным в силу ст. 17 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений».

Кроме того, у владельца гидротехнического сооружение отсутствует разрешение на его эксплуатацию, что противоречит ст. 10 вышеуказанного Федерального закона.

С учетом вышеприведенных положений законодательства суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию МО «Барышский район»


Ульяновской области обязанность по проведению                мероприятий,

предусмотренных действующим законодательством в области обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по проведению данных мероприятий должна быть возложена на ИП Юдина С.Н., который является арендатором гидротехнического сооружения, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Из смысла Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений». Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06 ноября 1998 года № 1303, Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнических сооружений, эксплуатация гидротехнического сооружения возможна на основании полученного в установленном законом порядке разрешения на его эксплуатацию. Такое разрешение выдается на основании расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений и выданной по результатам такого расчета декларации безопасности гидротехнического сооружения. Таким образом, данные документы должны быть изначально получены собственником гидротехнического сооружения еще до начала его эксплуатации. Вместе с тем данные документы у администрации МО «Барышский район» Ульяновской области отсутствуют, соответственно, они не были переданы ИП Юдину С.Н. при передаче ему гидротехнического сооружения в аренду.

Впоследствии расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения, определение величины финансового обеспечения гражданской ответственности владельца гидротехнического сооружения, декларирование безопасности гидротехнического сооружения должны проводиться собственником и (или) эксплуатирующей организацией гидротехнического сооружения с периодичностью, установленной действующим законодательством (не реже 1 раза в 5 лет с даты ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию).

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность по проведению всех мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины на р. Сызранка, в 1,6 км по направлению на северо-запад от северной границы с. Киселевка Барышского района Ульяновской области должна быть возложена именно на собственника указанного гидротехнического сооружения - администрацию МО «Барышский район» Ульяновской области.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым


обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 02 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: