Судебный акт
Возмещение морального вреда с казны
Документ от 09.02.2016, опубликован на сайте 19.02.2016 под номером 57254, 2-я гражданская, о возмещении вреда, причиненного здоровью, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                                                                                                      

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кудряшева Н.В.                                  Дело № 33-396/2016 (33-5999/2015)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                     09 февраля  2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Павлова В*** Г*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 05 ноября 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Павлову В*** Г***  к  Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области о возмещении морального  вреда   отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения Павлова В.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Павлов В.Г. обратился в суд с иском к Федеральному  казенному учреждению  «Тюрьма» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о взыскании компенсации морального вреда.

Иск мотивировал тем, что отбывает наказание в ФКУ Т УФСИН России. 03 июля 2013 года, около 18.30 часов,  с ним произошел ***. Вместе с тем администрация исправительного учреждения своевременно не приняла надлежащих мер для оказания ему медицинской помощи. Прибывшая по вызову скорая помощь сразу установила ему диагноз ***. Однако администрация исправительного учреждения своевременно не доставила его в медицинское учреждение для оказания медицинской помощи. Сначала он был доставлен в больницу в г.Димитровграде, затем снова возвращен в камеру ФКУ Т.  В ФКУЗ МСЧ-73 УФСИН России он был доставлен только в 02 ч.15 минут 04 июля 2013года, где ему была оказана медицинская помощь.  Вместе с тем для наиболее эффективного устранения *** негативных последствий медицинская помощь должна быть оказана в течение 4-5 часов после ***.  От правильности оказания первой медицинской помощи зависела его жизнь. Из ФКУЗ МСЧ-73 УФСИН России он был выписан 9 августа 2013 года. Впоследствии ему была установлена *** на 1 год, которая продлевалась затем еще 2 раза и установлена до 01.09.2016. Все это подтверждает тот факт, что медицинская помощь была оказана ему несвоевременно, в результате чего не удалось избежать отрицательных последствий для его здоровья.   Считает, что  администрация ответчика умышленно оттягивала время  его этапирования в г.Ульяновск.

В связи с этим истец просил взыскать с ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области компенсацию морального вреда в размере *** руб.

Определением судьи Димитровградского городского суда от 16.10.2015 к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены - Министерство финансов Российской Федерации, УФСИН России по Ульяновской области, в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора,  ФКУЗ МСЧ-73 УФСИН по Ульяновской области.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Павлов В.Г. не соглашается с решением суда. Указывает при этом, что ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области представило в суд недостоверные сведения о времени вызова и времени прибытия скорой помощи для оказания ему медицинской помощи. Суд не проверил достоверность указанных сведений путем их запроса на станции скорой помощи, которая является не заинтересованной в исходе дела. Кроме того, суд не запросил на станции скорой помощи сведения об установленном ему диагнозе и рекомендации о его экстренной госпитализации.

Нарушением норм ГПК РФ является участие в деле прокурора на стороне ответчика.

Суд не установил время, когда начальник медицинской части исправительного учреждения Б*** М.Н. подал рапорт начальнику ФКУ Т Г*** А.И. об этапировании его (Павлова В.Г.) в медицинское учреждение для гражданских лиц.

При рассмотрении дела судом не учтено, что в обычную больницу г.Димитровграда он был этапирован только в 22.45 часов, то есть спустя длительное временя с момента ***. Вместе с тем он, как лицо, осужденное к лишению свободы, не подлежал госпитализации в медицинское учреждение для гражданских лиц.

В медицинское учреждение системы исполнения наказания он был доставлен только ночью. Таким образом, было упущено время для своевременного оказания ему медицинской  помощи.

Показания свидетеля Б*** М.Н. нельзя считать достоверными, поскольку он является начальником медицинской части ответчика. Кроме того, именно Б*** М.Н. допустил несвоевременное доставление его - Павлова В.Г. в медицинское учреждение.

Для установления действительного времени вызова и времени прибытия скорой медицинской помощи в ФКУ Т суду следовало установить, кто именно из сотрудников исправительного учреждения вызвал скорую медицинскую помощь. Для этого суду следовало запросить журнал происшествий в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области.

Суд не вызвал в суд в качестве свидетелей врачей скорой помощи, которые прибыли к нему по вызову. 

В решении суда имеются неточности в части названия медицинского учреждения, в котором он находился на лечении.

На момент доставления его в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области для отбытия наказания – 12.04.2011 - у него отсутствовали такие заболевания, как ***. Все эти заболевания появились у него в период отбытия наказания в ФКУ Т.  Это подтверждает ненадлежащие условия его содержания в указанном исправительном учреждении.

Для выяснения вопросов, требующих специальных медицинских  познаний, суду следовало вызвать в суд независимого врача - специалиста по сердечно- сосудистым заболеваниям, врача кардиолога-невропатолога, которые могли предоставить сведения о продолжительности «терапевтического окна» - промежутка времени, в течение которого необходимо оказать экстренную медицинскую помощь после ***.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области и помощник прокурора г.Димитровграда Фарафонтов М.П. просят оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание не явились представители Министерства финансов РФ, ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области,  ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. 

Проверив материалы дела, медицинскую карту Павлова В.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Павлов  В.Г. с 12 апреля 2011 года и по настоящее время отбывает наказание в виде лишения своды в ФКУ  Т УФСИН России по Ульяновской области.  При поступлении в ФКУ Т УФСИН России  по Ульяновской области Павлов В.Г.  был осмотрен начальником медицинской части учреждения,  диагноз: ***.  Поставлен на диспансерный учет врача терапевта. В настоящее время стоит на диспансерном учете врача-терапевта медицинской части с диагнозом: ***; врача-*** – ***  (л.д.51-52).

Согласно части 6 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Во исполнение указанного Федерального закона Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством юстиции РФ разработан совместный Приказ «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным по стражу».

В соответствии с Приказом «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным по стражу» от 17.10.2005 года N 640/190 одной из основных задач медицинской службы является организация оказания медицинской помощи осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях ФСИН России.

Пунктом 50 Приказа установлено, что в следственных изоляторах, тюрьмах подозреваемые, обвиняемые и осужденные обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый, обвиняемый или осужденный, обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи. Для оказания медицинской помощи лицо, нуждающееся в ней, выводится в медицинский кабинет (амбулаторию), где осуществляется медицинский осмотр и проводятся лечебные мероприятия. При необходимости фельдшер делает соответствующие назначения в пределах своей компетенции или производит запись больных на прием к врачу.

Согласно п. 79-81 Порядка одной из основных функций медицинской части является организация и оказание неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях, отравлениях, травмах и иных состояниях. Порядок оказания неотложной медицинской помощи определяется начальником медицинской части в зависимости от распорядка работы Учреждения, имеющихся в его распоряжении штатных сил и средств, особенностей дислокации Учреждения по отношению к лечебно-профилактическим учреждениям УИС и территориальным ЛПУ, иных местных условий, утверждается начальником Учреждения и доводится до сведения всех заинтересованных лиц.

Неотложная медицинская помощь может оказываться в объеме первой помощи, доврачебной, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи (при наличии подготовленных специалистов и соответствующего оснащения).

Организация неотложной медицинской помощи обеспечивает:

- возможность немедленного оказания медицинской помощи на месте возникновения заболевания, травмы, отравления или иных состояний;

- быструю доставку больного в медицинскую часть или ближайшее лечебно-профилактическое учреждение с оказанием медицинской помощи в ходе транспортировки;

- немедленное оказание больному в медицинской части неотложной врачебной или до прибытия врача - доврачебной помощи;

- срочную медицинскую эвакуацию больного из медицинской части в лечебно-профилактическое учреждение УИС или территориальное ЛПУ в случае, когда требуется проведение неотложной квалифицированной или специализированной медицинской помощи.

Своевременность вызова медработника или скорой медицинской помощи в часы, когда распорядком работы Учреждения не предусмотрено нахождение в нем медицинского персонала, а также обеспечение экстренной эвакуации больного транспортом с охраной и надзором, является обязанностью оперативного дежурного исправительного учреждения, дежурного помощника начальника следственного изолятора, тюрьмы.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 03.07.2013, около 21.00 часов, в связи с ухудшением состояния здоровья Павлову В.Г. была вызвана бригада скорой медицинской помощи. 

Довод апелляционной жалобы Павлова В.Г. о том, что *** произошел у него около 18.30 – 19.00 часов, а скорая медицинская помощь была вызвана ему значительно позже, материалами дела не подтверждается.

В медицинской карте Павлова В.Г. имеется кардиограмма, сделанная сотрудниками скорой медицинской помощи. Данная кардиограмма датирована 03.07.2013 в 21.08 часов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что для выяснения времени вызова скорой медицинской помощи суд должен был допросить в качестве свидетелей врачей скорой помощи, на правильность постановленного судом решения не влияют. Судом был сделан запрос на станцию скорой медицинской помощи ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России о предоставлении сведений о вызове 03.07.2013 бригады скорой медицинской помощи осужденному Павлову В.Г., отбывающему наказание в ФКУ Тюрьма.  Из сообщения заведующего ССМП следует, что в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения № 942 от 02.12.2009 карты вызова хранятся на станции корой помощи в течение года, затем уничтожаются. В связи с этим предоставить запрошенные сведения невозможно.

Довод жалобы Павлова В.Г о том, что его необоснованно изначально доставили в медицинское учреждение системы здравоохранения, тем самым было упущено время для оказания ему медицинской помощи, является несостоятельным.  В соответствии с п. 2 вышеуказанного Порядка организации медицинской помощи медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Согласно п. 58 Порядка организации медицинской помощи предусмотрено, что в сложных случаях установления и дифференциации диагноза заболевания и выработки тактики лечения больные осматриваются комиссионно или направляются на консультацию к врачам-специалистам.

Для консультации привлекаются врачи-специалисты лечебно-профилактических (далее - ЛПУ) и лечебных исправительных учреждений УИС, а также врачи - специалисты ЛПУ муниципальной и государственной систем здравоохранения. Консультация врачами-специалистами может осуществляться в медицинской части Учреждения или в другом лечебном учреждении.

Из копии журнала № 615/9 регистрации информации о происшествиях в ФКУ Т, Постовой ведомости  караула  ФКУ Т для охраны и конвоирования больных осужденных  следует,  03 июля 2013 года, в 22ч. 45 мин., Павлов В.Г. экстренным конвоем был направлен в ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России г.Димитровграда (неврологическое отделение) с диагнозом *** (л.д.46-48, 50), где ему проведена  консультация врача-***, КТ,!% оказана необходимая медицинская помощь. Врачом *** вынесено заключение о том, что после оказанной в *** отделении помощи, Павлов В.Г.  может быть этапирован в областную больницу при ФКУ ИК-9.

Вопрос о доставке Павлова В.Г. на консультативное обследование  в ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России г.Димитровграда (*** отделение) был инициирован 03.07.2013 Б*** М.Н. – начальником медсанчасти № 1 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России по Ульяновской области, что подтверждается копией рапорта  Б*** М.Н. от 03.07.2013.

Далее в Журнале Постовой ведомости зафиксировано, что в 23 ч.55мин. Павлов В.Г.  экстренным конвоем был направлен  в областную больницу ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области (л.д.43 оборот).

Согласно Постовой ведомости  в 01ч.10 минут 04.07.2013 Павлов  В.Г. прибыл в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области (л.д.43).          

Из справки  ФКУЗ МСЧ-73  ФСИН России от  02.11.2015 следует, что  04.07.2013 в 3 ч.20 минут  Павлов В.Г. поступил  в областную больницу  ФКУ ИК-9 УФСИН России  по Ульяновской области  в состоянии средней степени тяжести. Предварительный диагноз: ***, в условиях терапевтического отделения  проведено обследование (л.д. 60).

В  ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области истец  находился на стационарном лечении до 09.08.2013 с диагнозом: ***.

Доводы апелляционной жалобы о недостоверности показаний Б*** М.Н. являются несостоятельными, поскольку показания данного свидетели согласуются с другими письменными доказательствам по делу.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не было установлено нарушений сотрудниками ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области Порядка оказания  медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17.10. 2005. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для компенсации  Павлову В.Г. морального вреда.

Довод апелляционной жалобы о нарушении процессуальных норм при рассмотрении дела, выразившемся в участии в деле прокурора, является несостоятельным.

Согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

В данном случае Павловым В.Г. были заявлены требования о компенсации морального вреда в связи с причинением вреда его здоровью. Таким образом,  участие в деле прокурора соответствовало положениям ГПК РФ.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 05 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Павлова В*** Г*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: