УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Матвеева
Л.Н.
Дело № 33-6100/2015 (33-496/2016)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
09 февраля 2016 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Королёвой А.В.,
судей Трифоновой
Т.П. и Васильевой Е.В.,
при секретаре
Годуновой Е.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению
городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства
администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 06 ноября 2015 года, по
которому постановлено:
Исковые требования
прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.
Обязать
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №56», администрацию города Ульяновска, Управление образования администрации
города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом, земельными
ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в
течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда
оборудовать задание школы, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Толбухина,
57, устройствами, обеспечивающим доступ
маломобильных групп населения (пандусами).
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя Комитета по управлению городским
имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства
администрации г.Ульяновска Афанасьевой И.В., поддержавшей доводы апелляционной
жалобы, прокурора Сальникова А.А., просившего решение суда оставить без
изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ленинского
района г. Ульяновска обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №56» о возложении обязанности оборудовать здание
школы устройствами, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения
(пандусами).
В обоснование иска
указал, что в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 № 18-ФЗ организации независимо от
организационно-правовых форм создают инвалидам условия для беспрепятственного
доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе прокурорской поверки было
установлено, что здание МБОУ «СОШ № 56», расположенное по адресу: г. Ульяновск,
ул. Толбухина, д. 57 указанным требованиям не отвечает. Лестница, ведущая в
здание школы, не оборудована пандусом, обеспечивающим доступ в школу инвалидов,
пользующихся креслами-колясками. В результате нарушаются конституционные права
граждан на свободу передвижения и выбора
места пребывания, а также право инвалидов на беспрепятственный доступ к
объектам социальной инфраструктуры.
Судом к участию в
деле в качестве соответчиков привлечены администрация города Ульяновска,
Управление образования администрации города Ульяновска, Комитет по управлению
городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства
администрации г.Ульяновска.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами,
архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска не соглашается с
решением суда в части возложения на него обязанности оборудовать здание школы
пандусами, просит решение суда в данной части отменить.
В обоснование жалобы
указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Здание
школы является муниципальной собственностью и передано МБОУ «СОШ № 56» на праве
оперативного управления. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является
МБОУ «СОШ № 56».
Кроме того,
возложение обязанности на нескольких ответчиков без указания, в какой части
решение суда должно быть исполнено каждым из них, делает решение суда
неисполнимым.
В судебное заседание
не явились представители МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №56» Департамента Главного управления труда,
занятости и социального благополучия Ульяновской области по г.Ульяновску,
Управления образования администрации г.Ульяновска, администрации г.Ульяновска.
О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учетом
положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с
ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно материалам дела в ходе прокурорской
проверки соблюдения законодательства о
социальной защите инвалидов установлено, что здание, в котором находится МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №56», расположенное по адресу: г.Ульяновск ул. Толбухина,
57, на входе не оборудовано пандусом для
доступа в здание маломобильных групп населения (инвалидов).
Ссылаясь на то обстоятельство, что отсутствие
у входа в здание школы пандуса не позволяет обеспечить свободный доступ
инвалидов и других маломобильных групп населения в здание школы, прокурор Ленинского района г.Ульяновска
обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует
собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не
имеется.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления
и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия
инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников)
для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым,
общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным
сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Обеспечение беспрепятственного доступа
инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную
значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении
социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и
инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и
оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других
маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального
значения, административные здания и сооружения.
В силу положений СП 59.13330.2012 «Свод
правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона
России от 27.12.2011 №605, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их
участкам, предусматривается дублирование входных лестниц пандусами или подъемными устройствами.
Следовательно, МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №56», являющееся объектом социальной инфраструктуры,
подлежит оборудованию пандусом для обеспечения доступа инвалидов и других
маломобильных групп населения.
Согласно п. 1 ст.209 Гражданского кодекса РФ
собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим
имуществом.
В соответствии с Определением
Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 № 689-О-О вытекающая
из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению
доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с
ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на
собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям,
находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если
нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов
местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.
17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения
органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию
муниципальных учреждений.
Согласно материалам
дела здание, в котором расположено МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№56», является муниципальной собственностью, находится в оперативном управлении
образовательного учреждения.
Пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ
установлено, что учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество
закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим
имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей
деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом,
распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу пункта 2
части 3 статьи 28 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной
сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с
государственными и местными нормами и требованиями.
Из Устава МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №56» следует, что
по организационно-правовой форме школа является муниципальным
учреждением, по типу – бюджетным образовательным учреждением.
Согласно пункту 1.3
Устава, его учредителем является муниципальное образование (далее - МО) «город
Ульяновск». Функции и полномочия
учредителя учреждения от имени МО «город Ульяновск» осуществляет Управление
образования администрации г. Ульяновска.
В силу п. 1.4.
Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №56» функции и полномочия
собственника имущества учреждения от имени МО «город Ульяновск» осуществляет
КУГИГ администрации г.Ульяновска, который осуществляет распорядительные и
контролирующие функции в отношении муниципального имущества, закрепленного за
учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии с Положением об Управлении
образования администрации г.Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской
городской Думы от 24.05.2006 №90, к функциям Управления образования
администрации г.Ульяновска отнесено
обеспечение выполнения администрацией города Ульяновска полномочий по решению
вопросов местного значения в области организации предоставления образования, в том числе дошкольного
(п.4.1.1); определение условий, порядка формирования и финансового обеспечения
муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными
образовательными организациями (4.1.10); осуществление контроля за соблюдением
условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья учащихся, выполнением
санитарных норм и правил в муниципальных образовательных организациях (4.1.15).
Кроме того, Управление образования администрации г.Ульяновска является главным
распорядителем бюджетных средств по разделу «Образование».
Положением о КУГИГ администрации г. Ульяновска,
утвержденным решением Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 № 90,
определено, что в задачи КУГИГ администрации г. Ульяновска включено
осуществление функций муниципального заказчика на строительство, реконструкцию
и капитальный ремонт социальных объектов (школы, детские сады, спорные
объекты), финансируемых из бюджета муниципального образования «г. Ульяновск»
(п. 4.1.31).
Кроме того, постановлением администрации г.
Ульяновска от 18.09.2013 №4074 утверждена муниципальная программа «Развитие и
модернизация образования в муниципальном образовании «город Ульяновск», одной
из задач которой является создание условий в образовательных организациях для
беспрепятственного доступа детям-инвалидам в общеобразовательные организации и
организации дополнительного образования. Исполнителем программы указано
Управление образования МО «город Ульяновск», соисполнителем – муниципальные
образовательные организации и КУГИГ администрации г. Ульяновска.
С учетом указанных
нормативно-правовых актов суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность
по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в
образовательное учреждение на собственника имущества - администрацию г. Ульяновска, само
образовательное учреждение – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №56», а
также отраслевые органы администрации г. Ульяновска, осуществляющие в пределах
своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения в
области образования и управления муниципальным имуществом.
В силу изложенного
доводы апелляционной жалобы КУГИГ администрации г.Ульяновска о неправильном
определении судом надлежащего ответчика по делу, являются несостоятельными и не
могут повлечь отмену решения суда, поскольку не основаны на нормах действующего
законодательства.
Ссылки в
апелляционной жалобе на то
обстоятельство, что суд в резолютивной части решения не указал, в какой доле
каждый из ответчиков должен исполнить
решение суда, основанием к его отмене не является, поскольку исполнение
судебного решения в данном случае должно осуществляться ответчиками в пределах
их компетенции.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
ст.ст. 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 06
ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по
управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и
градостроительства администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: