УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Матвеева
Л.Н. Дело
№ 33-495/2016 (33-6099/2015)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л
Е Н И Е
г. Ульяновск
09 февраля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Королёвой А.В.,
судей Васильевой Е.В.
и Трифоновой Т.П.,
при секретаре Годуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Комитета по управлению городским имуществом, земельными
ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06
ноября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования
прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах
неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа № 29», Управление образования администрации города Ульяновска,
администрацию города Ульяновска, КУГИГ администрации города Ульяновска в
течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать
здание школы, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Розы Люксембург, 48,
устройствами, обеспечивающими доступ маломобильным
группам населения (пандусами).
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения
представителя Комитета по управлению городским имуществом, земельными
ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска
Афанасьевой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения
прокурора Сальникова А.А., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы,
полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Ленинского района г.
Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с
иском к муниципальному бюджетному
образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 29»
(далее – МБОУ СШ № 29) о возложении обязанности оборудовать здание школы
устройствами, обеспечивающими доступ маломобильным
группам населения (пандусами).
В обосновании иска указал, что в ходе проверки соблюдения
законодательства о социальной защите инвалидов прокуратурой района было
установлено, что МБОУ СШ № 29, находящееся по адресу: г.
Ульяновск, ул. Розы Люксембург, 48, не приняло меры по обеспечению
беспрепятственного доступа инвалидов в помещение школы. Лестница, ведущая ко входу в школу, не оборудована пандусом, обеспечивающим
доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками. В результате неисполнения
положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» нарушаются права, свободы и интересы обучающихся с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, создаются
препятствия для маломобильных групп населения к
свободному посещению образовательного учреждения.
Судом привлечены к участию в деле в
качестве соответчиков администрация города Ульяновска, Управление образования
администрации города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом,
земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города
Ульяновска (далее – КУГИГ администрации города Ульяновска), в качестве третьего
лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,
Департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия
Ульяновской области по городу Ульяновску.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе КУГИГ администрации города Ульяновска
просит отменить решение в части возложения обязанности по оборудованию здания
школы пандусом на Комитет. Указывает, что здание школы является собственностью
муниципального образования «город Ульяновск», передано на праве оперативного
управления МБОУ СШ № 29, которое в пределах своих полномочий и в соответствии с
объемом выделяемых из местного бюджета средств должно обеспечить оборудование
здания школы пандусом. Считает, что возложение судом одной и той же обязанности
на нескольких ответчиков, деятельность каждого из
которых финансируется из средств городского бюджета, может привести к нарушению
бюджетного законодательства. В нарушение ч. 2 ст. ГПК
РФ судом не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение
суда.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей МБОУ СШ № 29,
администрация города Ульяновска, Управления образования администрации города
Ульяновска, Департамента Главного управления труда, занятости и социального
благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого по делу
решения.
Из материалов дела усматривается, что в ходе прокурорской
проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов установлено,
что вход в здание по адресу: г. Ульяновск, ул. Розы Люксембург,
48, в котором находится МБОУ СШ № 29, не оборудован пандусом для доступа в
здание маломобильных групп населения (инвалидов).
Ссылаясь на то обстоятельство, что отсутствие в здании школы
пандуса не позволяет обеспечить свободный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в школу, прокурор Ленинского
района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанными
требованиями.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований
прокурора Ленинского района г. Ульяновска, суд верно
определил юридически значимые обстоятельства по делу и пришел к правильному
выводу об обоснованности заявленного иска.
В соответствии со ст. 15 Федерального
закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного
самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают
условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и
собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной
инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и
сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и
другим учреждениям).
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам
социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной
из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской
Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной
инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и
оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, социально
значимые здания, административные здания и сооружения.
Согласно положениям СП 59.13330.2012 «Свод правил.
Доступность зданий и сооружений для маломобильных
групп населения. Актуализированная редакция СНиП
35-01-2001», утвержденным Приказом Минрегиона России
от 27.12.2011 № 605, в части
общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, предусматривается
дублирование входных лестниц пандусами или подъемными устройствами.
Таким образом, МБОУ СШ № 29, являющееся
объектом социальной инфраструктуры, подлежит оборудованию пандусом для
обеспечения доступа инвалидов и других маломобильных
групп населения.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской
Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения
своим имуществом.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской
Федерации от 13.05.2010 № 689-О-О вытекающая из норм федерального
законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и
сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями
передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной
собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено
иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
В силу п. 3 ч. 1 ст.
17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения
вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями
по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно уставу МБОУ СШ № 29 школа является социально
ориентированной некоммерческой организацией, основным видом деятельности
которой является образовательная деятельность.
Учредителем МБОУ СШ № 29 является муниципальное образование
«город Ульяновск», функции и полномочия учредителя от имени муниципального
образования «город Ульяновск» осуществляет Управление образования администрации
города Ульяновска (п. 1.3 устава).
Функции и полномочия собственника имущества школы от имени
муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет КУГИГ администрации
города Ульяновска (п. 1.4 устава), являющийся собственником здания, в котором
расположена школа, и осуществляющий распорядительные и контролирующие функции в
отношении муниципального имущества, закрепленного за МБОУ СШ № 29 на праве
оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса
Российской Федерации учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество
закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим
имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей
деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом,
распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной
организации в установленной сфере деятельности относятся
материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование
помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В соответствии с Положением об Управлении образования
администрации города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской городской
Думы от 24.05.2006 № 90, к функциям Управления образования
администрации города Ульяновска
отнесено обеспечение выполнения администрацией города Ульяновска полномочий по
решению вопросов местного значения в области организации предоставления образования; определение условий, порядка
формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий на оказание
муниципальных услуг муниципальными образовательными организациями (п. 4.1.10);
осуществление контроля за соблюдением условий,
обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья учащихся, выполнением
санитарных норм и правил в муниципальных образовательных организациях (п.
4.1.15). Кроме того, Управление образования администрации г.
Ульяновска является главным распорядителем бюджетных средств по разделу
«Образование».
Согласно Положению о КУГИГ администрации города Ульяновска,
утвержденному решением Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 № 90, в задачи
КУГИГ администрации города Ульяновска включено осуществление функций
муниципального заказчика на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт
социальных объектов (школы, детские сады, спорные объекты), финансируемых из
бюджета муниципального образования «г. Ульяновск» (п.
4.1.31).
Кроме того, постановлением администрации города Ульяновска
от 18.09.2013 № 4074 утверждена муниципальная программа «Развитие и
модернизация образования в муниципальном образовании «город Ульяновск», одной
из задач которой является создание условий в образовательных организациях для
беспрепятственного доступа детям-инвалидам в общеобразовательные организации и
организации дополнительного образования. Исполнителем программы указано
Управление образования муниципального образования «город Ульяновск»,
соисполнителем – муниципальные образовательные организации и КУГИГ
администрации города Ульяновска.
С учетом указанных норм права суд первой
инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению беспрепятственного
доступа маломобильных групп населения в образовательное
учреждение на собственника имущества - администрацию
города Ульяновска, само образовательное учреждение – МБОУ СШ № 29, а также на
ГУГИГ администрации города Ульяновска и Управление образования администрации
города Ульяновска, как отраслевые органы администрации города Ульяновска,
осуществляющие в пределах своей компетенции функции по обеспечению
решения вопросов местного значения в области образования и управления
муниципальным имуществом.
В силу изложенного довод апелляционной жалобы КУГИГ
администрации города Ульяновска о необоснованности возложения на Комитет,
наравне с другими ответчиками, обязанности по оборудованию здания школы
пандусами, является несостоятельным и не влечет отмену принятого по делу
решения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что в резолютивной
части решения не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, также не является
основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку исполнение решения суда
должно осуществляться ответчиками в пределах их компетенции.
Постановленное по делу решение является правильным и не
подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, основанным на ошибочном
толковании норм материального права.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П
Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 06 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами,
архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи