Судебный акт
Весовой контроль-возмещение вреда дорогам общего пользования
Документ от 02.02.2016, опубликован на сайте 19.02.2016 под номером 57225, 2-я гражданская, о взыскании суммы ущерба причиненного автомобильным дорогам общего пользования, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Иванова С.Ю.                                         Дело № 33-348/2016 (33-5842/2015)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             02 февраля  2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Синаева А*** В*** на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска  от 28 октября 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан удовлетворить.

Взыскать с Синаева А*** В*** в пользу Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан ущерб в размере *** руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме *** руб.

Взыскать с Синаева А*** В*** в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** руб.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - ГКУ СВК) обратилось в суд с иском к Синаеву А.В. о возмещении ущерба, причиненного автомобильной дороге при перевозке тяжеловесного груза, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Иск мотивирован тем, что 12 апреля 2014 года при проведении весового контроля на 67 км автодороги «Уфа-Инзер-Белорецк» сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ СВК было произведено взвешивание принадлежащего ответчику транспортного средства - седельного тягача марки ***, г.н. ***, под управлением С*** В.В. Взвешивание проводилось на весовом оборудовании ВА-Д весы автомобильные для взвешивания в движении фирмы НПФ «МЕТА», модификации (модель) ВА-40Д, заводской номер № 103, которые признаны годными и поверены 26 декабря 2013 года. В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, о чем составлен акт № 1202 от 12 апреля 2014 года. Сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, в связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, составила *** руб. Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок уплачена не была. Направленное в адрес ответчика претензионное письмо № 2712 от 10 июня 2014 года о необходимости уплаты суммы ущерба оставлено без ответа.

В связи с этим Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан просило взыскать с ответчика сумму ущерба в размере *** руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере *** руб. за период 450 дней по состоянию на 20 августа 2015 года, с дальнейшим начислением процентов на сумму долга по день вынесения решения суда.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Синаев А.В. не соглашается с решением суда. Указывает на то, что представленный истцом акт контроля  весовых параметров транспортного средства не является допустимым доказательством по делу, соответственно,  изложенные в нем сведения не являются достоверными. В акте указаны весы № 103 как оборудование, использованное при взвешивании. Вместе с тем в суд был представлен паспорт на средство измерения – весы автомобильные для взвешивания в движении ВА-40Д. Доказательств того, что весы № 103 и весы автомобильные для взвешивания в движении ВА-40Д относятся к одному и тому же типу средств изменений, не имеется.

Не согласен с решением суда в части взыскания  с него процентов на основании ст. 395 ГК РФ.   Данные проценты по своей природе являются мерой гражданско-правовой ответственности.  Они могут начисляться за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства. Начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму убытков не допускается. Данная позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных  с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации». Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8573/98 от 22 июня 1999 года.

В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08 октября 1998 года «О практике применения положений Гражданского кодекса РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами», взыскание процентов на основании ст. 395 ГК РФ на сумму ущерба возможно только после вступления в законную силу решения суда, которым на ответчика возложена обязанность возместить вред в денежной форме. 

В возражениях на апелляционную жалобу  Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание участники процесса не явились. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ  судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.

Для получения специального разрешения требуется: согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов; возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи (п. 6 ст. 31).

В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2 к указанному Постановлению.

Предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272).

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства (п. 7).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Синаеву А.В. на праве собственности принадлежал автомобиль фургон грузовой модель ***, г.н. ***.

12 апреля 2014 года при проведении весового контроля на 67 км автодороги «Уфа-Инзер-Белорецк» сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан было произведено взвешивание принадлежащего ответчику транспортного средства,  под управлением С*** В.В.

В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, о чем составлен акт № 1202 от 12 апреля 2014 года.

В указанном акте указано, что взвешивание производилось весами № 103, дата поверки – 26 декабря 2013 года,  номер свидетельство - № 7/3026.   В материалах дела имеется свидетельстве о поверке № 7/3026 от 26 декабря 2013 года, в котором указан заводской номер весов - № 103, а также тип средства измерения - весы автомобильные для взвешивания в движении ВА-40Д. Таким образом доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств того, что  весы № 103 и весы автомобильные для взвешивания в движении ВА-40Д относятся к одному и тому же типу средств изменений, несостоятельны.

Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2013 года № 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.

В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или/ опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и муниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденного председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27 ноября 2012 года, ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года № 28.

Пунктом 2.4 Устава ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан Учреждение осуществляет взвешивание транспортных средств в рамках проведения весового контроля на автомобильных дорогах.

Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на пунктах весового контроля, оснащенных весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.

При этом согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 при превышении установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства  владелец транспортного средства обязан возместить вред, причиненный автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов.

В Республике Башкортостан размер вреда определен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 года № 59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения».

С учетом вышеприведенного Постановления Правительства Республики Башкортостан сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан в связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, составила *** руб.  Данная сумма ущерба указана в акте № 1202 от 12 апреля 2014 года, который был вручен Синаеву В.В. С актом взвешивания он был согласен, о чем в акте имеется его подпись. В акте указывались реквизиты для перечисления данной суммы.

Поскольку  указанная в акте сумма в добровольном порядке уплачена Синаевым А.В. не была, 10 июня 2014 года претензионное письмо с требованием об оплате данной суммы было направлено Синаеву А.В. и получено им 23 июня 2014 года.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца сумму ущерба в размере *** руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме *** руб.

Доводы апелляционной жалобы о том, что проценты на основании ст. 395 ГК РФ взысканию не подлежат, являются не состоятельными.

В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В данном случае размер ущерба, причиняемого автомобильным дорогам в результате перевозки тяжеловесных грузов, изначально определен законодателем в денежной форме. Размер ущерба был указан в акте взвешивания. Претензионное письмо  ГКУ Служба весового контроля РБ о необходимости уплаты суммы ущерба, направленное в адрес ответчика, было оставлено им без удовлетворения. При таких  обстоятельствах взыскание процентов на основании ст. 395 ГК РФ является обоснованным. Размер суммы процентов ответчиком не оспаривался. Ссылка в апелляционной жалобе на законодательные акты является несостоятельной. 

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска  от 28 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Синаева А*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: