Судебный акт
Возмещение вреда окружающей среде
Документ от 24.11.2015, опубликован на сайте 05.02.2016 под номером 57023, 2-я гражданская, о взыскании суммы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карасёва И.И.                                                              Дело № 33-4800/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                      24 ноября  2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Исток»  на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 10 августа 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области к обществу с ограниченной ответственностью «Исток»   о возмещении вреда    удовлетворить. 

Взыскать с общества  с ограниченной ответственностью «Исток»  в возмещение вреда, причиненному водному объекту- реке Волга Куйбышевского водохранилища, денежные средства в размере *** рублей, с перечислением указанной суммы по следующим реквизитам: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области) ИНН ***, КПП ***, р/с *** в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновска, БИК ***, ОКТМО ***, КБК ***.

Взыскать с   общества  с ограниченной ответственностью «Исток»     государственную  пошлину в доход  местного  бюджета  в размере     *** руб. *** коп.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителей ООО «исток» Фуфлыгиной Л.Н. и Прохоренковой М.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области Алкарёвой К.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (далее Управление Росприроднадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с иском к ООО «Исток» о возмещении вреда.

Требования мотивированы тем, что на основании приказа Управления от 25.11.2014   в период с 28.11.2014 по 18.12.2014 проводилась  проверка на предмет соблюдения природоохранного законодательства в г. Новоульяновке Ульяновской области. В ходе данной проверки специалистами Ульяновского ЦГМС - филиала ФГБУ «Приволжское УГМС» 28.11.2014, 04.12.2014, 11.12.2014, 18.12.2014 были отобраны пробы воды для определения уровня загрязнения поверхностного водного объекта - р. Волга Куйбышевского водохранилища (п.Криуши). Результаты количественного химического анализа проб воды показали превышение уровня предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в районе выпуска сточных вод в р. Волга Куйбышевского водохранилища в г. Новоульяновске, п. Криуши Ульяновской области, что подтверждается протоколами количественного химического анализа.

Объекты канализационного хозяйства МО «Город Новоульяновск»  находятся в  хозяйственном ведении МУП «Жилсервис» на основании постановления администрации МО «Город Новоульяновск» № 1308-П от 20.12.2011.

В свою очередь, МУП «Жилсервис»  передало указанные объекты в аренду ООО «Исток» по договору № 4 от 30.04.2014.  Таким образом, объекты канализационного хозяйства г. Новоульяновска, в том числе, где были отобраны пробы сточных вод, использует ответчик в целях организации предоставления населению и юридическим лицам муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области услуг по водоотведению. Разрешения на сброс сточных и (или) дренажных вод в водный объект  ответчик  не имеет, водным объектом - р. Волга Куйбышевского водохранилища в г. Новоульяновске п. Криуши   пользуется без решения о предоставлении водного объекта в пользование,   в связи с чем ООО «Исток» постановлением  суда от  09.12.2014 было привлечено к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ. Кроме того, ответчик привлекался к административной ответственности по по ч. 4 ст. 8.13. КоАП РФ за нарушение требований  к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. 

Специалистами филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» 24.02.2015, 11 и 12 марта 2015 года  проводился отбор проб сточных вод на выпуске с очистных сооружений в Куйбышевское водохранилище. По результатам количественного химического анализа сточных вод рассчитана средняя фактическая концентрация вредных (загрязняющих) веществ и установлено значительное превышение в сбрасываемых ООО «Исток» сточных водах загрязняющих веществ фоновой концентрации по следующим ингридиентам: нефтепродукты - в 28,33 раза, железо- в 5,83 раза, медь - в 2,22 раза, цинк - в 12,58 раз, никель- в 2,33 раза, азом аммонийный - в 60,01 раз, азот нитратный - в 7,45 раза, хлориды -в 2,03 раза, фосфор фосфатов - в 23,37 раза, - -сульфаты - в 1,73 раза, БПК5 - в 44,38 раз, АПАВ - превышение ПДК для рыбохозйственных водоемов в 4,25 раза. Приведенные данные подтверждены, в том числе, экспертным заключением № 2-В от 23.04.2015 по результатам расчета размера вреда, причиненного водному объекту в результате сброса сточных вод с превышением установленных максимальных содержаний загрязняющих веществ.  В соответствии с  Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 87  от 13.04.2009,  филиалом «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был произведен расчет размера вреда, причиненного водному объекту - реке Волга Куйбышевского водохранилища в г. Новоульяновске п. Криуши Ульяновской области в результате сброса ООО «Исток» сточных вод с превышением установленных максимальных содержаний загрязняющих веществ, который составил *** руб.  Указанное учреждение является   аккредитованным учреждением в системе аналитических лабораторий на техническую компетентность и независимость на проведение работ,   имеет лицензию  на определение уровня загрязнения.  Направленное ответчику  30.04.2015 заказным письмом предложение о необходимости возмещения ущерба оставлено без исполнения. 

Согласно абз. 2 ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты   городских округов по месту причинения вреда окружающей среде.

В связи с этим истец просил  взыскать с ООО  «Исток»  в возмещение вреда, причиненному водному объекту- реке Волга Куйбышевского водохранилища,   *** рублей, с перечислением данной суммы  по указанным реквизитам. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ООО «Исток» не соглашается с решением суда. Указывает при этом, что для возложения на общество обязанности по возмещению вреда следует установить противоправный характер действий причинителя вреда, вину данного лица, наличие вреда окружающей среде, факт и размер причиненных противоправными действиями этого лица убытков, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшим вредом.

Истцом не доказан размер ущерба.

Ссылка истца на привлечение общества к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ – отсутствие разрешения на использование водного объекта для определенных целей, не является доказательством загрязнения водного объекта.

Размер ущерба рассчитан неправильно ввиду неверного применения при расчете завышенных коэффициентов, учитывающих интенсивность воздействия вредных веществ на водный объект.

Суд неверно применил положения законодательства. В данном споре следовало применить п. 2 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым на общество должна быть возложена обязанность возмещения причиненного окружающей среде вреда посредством возложения на общество обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Суд не принял во внимание, что очистные сооружения являются муниципальной собственностью, морально устарели, их износ составляет 50%, отсутствует полная биологическая очистка. Общество неоднократно обращалось в администрацию города с просьбой об оказании содействия в решении вопроса строительства очистных сооружений и его финансирования. Однако никаких результатов по данным обращениям принято не было. Общество не имеет возможности для строительства очистных сооружений. Кроме того, на условиях договора аренды отсутствует обязанность общества по их строительству.

Вред причинен водному объекту в состоянии крайне необходимости. Объектами переданной обществу системы канализации является жилая застройка.

Для реконструкции, строительства или капитального ремонта очистных сооружений необходимы средства областного и федерального бюджетов.

Схемы водоснабжения и водоотведения должны быть разработаны органами местного самоуправления. Однако этого сделано не было.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора по Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст.  35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных указанным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Статьей  56 Водного кодекса РФ установлены требования к охране водных объектов, в том числе  запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу пункта 1 части 2 статьи 16   Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся  сбросы загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.  

Пунктом 1 части 6 статьи 60  Водного кодекса Российской Федерации  установлено, что  при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В ходе рассмотрения дела установлено, что сооружения  биологической очистки, расположенные по адресу: г.***, с. *** на правом берегу *** залива, ***, переданы в хозяйственное ведение МУП «Жилсервис» на основании постановления администрации МО «Город Новоульяновск» № 1308-П от 20.12.2011. На основании договора аренды  № 4 от 30.04.2014  объекты канализационного хозяйства переданы МУП «Жилсервис» ООО «Исток».

Одним из  видов деятельности ООО «Исток»    является удаление сточных вод,  отходов.

ООО «Исток» пользуется водным объектом не имея разрешения на сброс сточных вод в водный объект- р. Волгу Куйбышевского водохранилища. В связи с этим в декабре 2014 ООО «Исток»  привлекалось к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ.

Кроме того, за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, в апреле 2015 года ООО «Исток»  привлекалось к административной ответственности по ст.8.13 ч.3 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена обязанность лиц, причинивших вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.  Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ст. 69 Водного кодекса РФ  лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Факт превышения предельно-допустимых концентрация химических веществ в воде  ввиду сброса ООО «Исток» сточных вод в р.Волга установлен  в рамках дела о привлечении ООО «Исток» к административной ответственности  по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. В ходе административного расследования проводился отбор проб воды, их химический анализ.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.04.2009 г. № 87   утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.

Порядок исчисления размера вреда, причиненного водному объекту сбросом сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов, определяется Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии № 87 от 13.04.2009.

В соответствии с пунктом 2 данной Методики она применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств.

Согласно экспертному заключению № 2-Вот 23.04.2015 «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области»  филиала ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому Федеральному округу» размер вреда, причиненный водному объекту –р. Волга Куйбышевского водохранилища в результате сброса ООО «Исток»  сточных вод с превышением установленных максимальных содержаний загрязняющих веществ в п. Криуши г.Новоульяновска Ульяновской области, составляет  *** руб. Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не доказан размер ущерба, являются несостоятельными.

Доказательств того, что размер ущерба составлен неверно, суду не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с п. 2 ст. 78  на ООО «Исток» должна быть возложена обязанность возмещения причиненного окружающей среде вреда посредством возложения на общество обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, являются несостоятельными.  Обществом не представлен конкретный проект восстановительных работ, в соответствии с которым возможно восстановить нарушенное состояние окружающей среды. 

Также не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции доводы апелляционной жалобы о том, что объекты канализационного хозяйства, в том числе, очистные сооружения, находятся в муниципальной собственности, которое и обязано привести их в надлежащее техническое состояние. В настоящее время хозяйственная деятельность с использованием указанных объектов ведется именно ООО «Исток». Таким образом, именно  на обществе лежит обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате его деятельности.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. 

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 10 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Исток»  - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: