УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сапрыкина Е.В. Дело № 33- 5873/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
26 января 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В.и Чурбановой Е.В.
при секретаре Дубровиной Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Петрика В*** В*** на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 26 октября 2015 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Петрика В*** В*** к ФКУ
«Военный комиссариат Ульяновской области» о признании действий незаконными и
выплате недополученной суммы пенсии отказать.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца
Петрика В.В., и его представителя адвоката Николаева Ю.Г. поддержавших доводы
апелляционной жалобы, представителя ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской
области» Лаврухина В.В., возражавшего
против доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Петрик В.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату
Ульяновской области о признании действий незаконными, перерасчете пенсии.
В обоснование иска указал, что он проходил военную службу с ***1978г.
по ***.2002г., при этом с 6.09.1994г. по ***2002 г. в Вооруженных Силах
Кыргызской Республики.
В соответствии с законодательством РФ ответчиком ему была
назначена и выплачивалась пенсия, которая до 1 мая 2015 г. исчислялась исходя
из 23 тарифного разряда по воинской должности, воинского звания «полковник»,
выслуги - 24 года. Размер пенсии составлял *** руб.
С 1 мая 2015 г. ответчиком был уменьшен размер пенсии до ***
руб. В обосновании принятого решения ответчик сослался на то обстоятельство,
что его выслуга лет для исчисления процентной надбавки в календарном исчислении
в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации с ***.1978г. по ***.1994г.
составляет 16 лет 1 месяц 05 дней. В соответствии с п. 13 Федерального закона
от 7.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении
им отдельных выплат» процентная надбавка за выслугу 16 лет составляет 25% от
должностного оклада и оклада по воинскому званию. Службу в ВС КР военный
комиссариат решил не учитывать.
С решением ответчика был не согласен, считал его незаконным.
Полагал, что согласно нормам действующего законодательства в
выслугу лет для назначения ему пенсии подлежит зачету период с ***.1978г. по до
*** 1999 г., что составляет 21 год и 4 месяца,
а в соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона РФ от 7.11.2011г. №
306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных
выплат» процентная надбавка за выслугу 21 год составляет 30% от должностного
оклада и оклада по воинскому званию.
Просил признать действия ответчика, связанные с уменьшением
размера пенсии с 1.05.2015 г., исходя из выслуги 16 календарных лет и надбавки
за выслугу лет - 25%, незаконными и обязать произвести перерасчет пенсии с
1.05.2015 г. исходя из процентной надбавки за выслугу лет в размере 30%,
выплатить недоплаченные суммы пенсии.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Петрик В.В. не соглашается с решением
суда, просит его отменить как незаконное и принять новое решение об
удовлетворении его исковых требований. При этом указывает, что суд должен был
применить положения ст. 61 ГПК РФ, и
учесть, что решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от
22.05.2003 было установлено, что он (истец) является гражданином России по
рождению, гражданства какого-либо
другого государства не принимал. Следовательно, в вооруженных силах
Кыргызстана он служил как гражданин России.
В возражении на апелляционную жалобу ФКУ «Военный
комиссариат Ульяновской области» считая
решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу
Петрика В. В. – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Как усматривается из материалов дела, Петрик В.В. состоял на
военной службе с ***1978 по ***2002, из которых с ***1994 по ***.2002 в
Вооруженных Силах Кыргызской Республики.
Выслуга для исчисления процентной надбавки определена без учета периода службы в
Кыргызстане и в связи с этим с 01.05.2015
размер пенсии составил *** руб.*** коп.
Не согласившись с данным решением ответчика, истец обратился
в суд с вышеуказанным иском.
Принимая обжалуемое решение и отказывая истцу в
удовлетворении его требований, суд, исходя из установленных обстоятельств дела
и положений международных соглашений, а также норм национального
законодательства Российской Федерации, определяющих порядок исчисления выслуги
лет для расчета процентной надбавки за выслугу лет, пришел к правильному выводу
о том, что период службы истца в Вооруженных Силах Кыргызстана не подлежит
включению в выслугу лет для исчисления такой надбавки, в связи с чем размер
процентной надбавки за выслугу лет истцу правомерно приведен в соответствие с
требованиями законодательства РФ.
Выводы суда первой инстанции подтверждены материалами
дела, основаны на законе и нормах международного права, которые, вопреки
доводам апелляционной жалобы, истолкованы и применены судом правильно, в связи
с чем оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
На момент службы истца действовала ст. 62
Закона РФ от 11.02.1993 N 4455-1 "О воинской обязанности и военной
службе", согласно которой гражданин РФ, проходящий военную службу в
воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохранял
правовое положение военнослужащего, предусмотренное законодательством РФ,
только до окончания переходного периода.
В силу ст. 56
данного Закона РФ и п. 2
Постановления от 11.02.1993 N 4457-1 Верховного Совета РФ "О порядке
введения в действие Закона РФ "О воинской обязанности и военной
службе" срок переходного периода был установлен до 31.12.1994.
В соответствии с п. 3 ст. 2
Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских
частях Вооруженных Сил СССР, других воинских формированиях СССР и государств -
участников СНГ до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию РФ и
перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования,
организации других государств, ранее входивших в состав СССР, сохраняются
социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при условии
заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных
договоров РФ.
Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих
государств-участников Содружества Независимых Государств определен Соглашением
о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного
страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых
Государств от 15.05.1992 г.
В соответствии с п. 1 ст. 2
названного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим
засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и
других воинских формированиях, указанных в ст. 1
настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством
государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
Согласно п. 2 ст. 2
Соглашения размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий
военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном
законодательством государств-участников, на территории которых проживают
военнослужащие или их семьи.
Таким образом, в статье 2 Соглашения от 15.05.1992 г. для
исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (пункт
первый), в другом случае - для определения размера денежного
довольствия (пункт
второй) установлены различные правила относительно применяемого
национального законодательства.
Пункт 2
статьи 2 Соглашения предусматривает, в каком порядке определяется
размер денежного довольствия для назначения пенсии - по законодательству
государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие, то есть
в данном случае - в соответствии с национальным законодательством Российской
Федерации.
Указанная норма
не содержит прямого указания на выслугу лет для определения размера процентной
надбавки, однако она подразумевается в контексте как необходимый элемент при
определении процентной надбавки, являющейся видом денежного довольствия для
назначения пенсии. Порядок расчета процентной надбавки не может быть иным, чем
установленный применительно к денежному довольствию. В этой связи правило о
подлежащем применению законодательстве в отношении денежного довольствия
распространяется и на выслугу лет для определения процентной надбавки.
Таким образом, процентная надбавка за выслугу лет
исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых
проживает военнослужащий, и в таком же порядке исчисляется выслуга лет для
определения размера процентной надбавки.
Вышеуказанное согласуется с разъяснениями Экономического
суда Содружества Независимых Государств, данными в Консультативном заключении N
01-1/2-09 от 09.12.2009 г.
В Российской Федерации Правила
исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу
по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет утверждены Постановлением
Правительства РФ от 21.12.2011 г. N 1074.
В соответствии с пунктом 2
названных Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки
засчитываются в календарном исчислении, в том числе, периоды:
а) военной службы в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в
создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
б) военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках,
воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии
с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах
государств-участников Содружества Независимых Государств;
в) военной службы граждан Российской Федерации в
вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах
государств-участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в
установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска,
воинские формирования и органы);
д) военной службы граждан Российской Федерации в
вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных
государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или
соглашения о военном сотрудничестве.
Учитывая, что истец проходил военную службу в Вооруженных
Силах республики Кыргызстана, в Вооруженные Силы РФ в установленном порядке не
переводился, следовательно, оснований для включения в выслугу лет для
назначения надбавки в календарном исчислении периода службы в Вооруженных силах
республики Кыргызстан не имелось.
Учитывая, что факт прохождения истцом службы в Вооруженных
Силах Кыргызской Республики, как гражданина Российской Федерации, на основании
заключенного Договора
между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о сотрудничестве в военной
области от 5 июля 1993 г.своего подтверждения в ходе судебного разбирательства
не нашел, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения
на ответчика обязанности включить в выслугу лет истца для исчисления
ежемесячной надбавки за выслугу лет периода его службы в Вооруженных Силах
Кыргызской Республики и произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом
процентной надбавки за выслугу лет с учетом этого периода.
Ссылка истца на то обстоятельство, что в период
прохождения военной службы в Кыргызстане он являлся гражданином России по
рождению, не влечет включение вышеуказанного периода в выслугу лет, поскольку
данная служба должна быть осуществлена в рамках заключенного Договора,
доказательств этому не представлено.
Кроме того, истец лишь в 2003 году оформил гражданство Российской Федерации,
получив паспорт гражданина России, что дает основание предполагать о том, что
отношения истца с вооруженными силами Кыргызстана не были основаны на
принадлежности истца к гражданству России.
Доказательств того, что истец как гражданин России в
рамках Договора
между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о сотрудничестве в военной
области заключил контракт с Министерством обороны Кыргызской Республикой в
материалы дела не представлено. Напротив, согласно материалам послужного списка
все назначения Петрика В.В. производились должностными лицами Министерства
обороны Кыргызской Республики.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы представляют
собой субъективную позицию истца о том, как должно было быть разрешено дело по
существу, фактически направлены на иную оценку исследованных судом первой
инстанции доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит, и
не могут повлечь за собой отмену решения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования
суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26
октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Петрика В*** В*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: