Судебный акт
О признании незак бездействия, видеонаблюдение детский сад
Документ от 12.01.2016, опубликован на сайте 03.02.2016 под номером 56959, 2-я гражданская, в порядке ст.45 ГПК РФ о возложении обязанности оборудовать здание системой видеонаблюдения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                              Дело № 33-38/2016 (33-5619/2015)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 12 января 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Тютькиной З.А.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Управления образования администрации Ульяновской области, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 152 на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 19 октября 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления образования администрации города Ульяновска, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 152, выразившееся в необорудовании здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 152 системой видеонаблюдения.

Возложить обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 152 оборудовать здание муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 152 системой видеонаблюдения.

Возложить обязанность на Управление образования администрации города Ульяновска обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 152 системой видеонаблюдения.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Железнодорожного района города Ульяновска, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Управлению образования администрации города Ульяновска, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 152 (далее - МБДОУ Детский сад № 152) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оборудовать здание детского сада системой видеонаблюдения. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки состояния антитеррористической защищенности МБДОУ Детский сад        № 152 было установлено отсутствие в здании детского сада системы видеонаблюдения, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории детского сада. Прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска было внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений закона, которые не устранены до настоящего времени. Просил признать незаконным бездействие Управления образования администрации города Ульяновска, МБДОУ Детский сад № 152, выразившееся в необорудовании здания детского сада системой видеонаблюдения, и обязать МБДОУ Детский сад № 152 оборудовать здание детского сада системой видеонаблюдения, а Управление образования администрации города Ульяновска профинансировать оборудование здания МБДОУ Детский сад № 152 системой видеонаблюдения.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах Управление образования администрации Ульяновской области и МБДОУ Детский сад № 152 просят отменить принятое по делу решение как незаконное и необоснованное и прекратить производство по делу. Указывают, что суд необоснованно не принял во внимание, что аналогичные требования прокурора Железнодорожного района уже были предметом рассмотрения суда, и вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда   г. Ульяновска от 20.12.2012 по гражданскому делу № 2-2164/2012 отказано в удовлетворении исковых требований прокурора к МБДОУ Детский сад № 152 и к Управлению образования администрации города Ульяновска.

Представители Управления образования администрации Ульяновской области и МБДОУ Детский сад № 152, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В  силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

То есть, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае, по обеспечению мер по противодействию терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с п. 1 и п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Судом первой инстанции установлено, что детский сад № 152 посещает 90 воспитанников, максимальная посещаемость объекта – 150 человек, численность сотрудников по штатному расписанию – 31 человек. В детском саду отсутствует система видеонаблюдения, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала детского образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

Правительством Российской Федерации 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, а также издано распоряжение от 07.02.2011 № 163-р «О концепции  Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», которыми предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.

Так, приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки РФ разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования установки систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и образовательные учреждения.

В соответствии с п.  8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом  Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет  средств своих бюджетов.

Отсутствие системы видеонаблюдения в детском саду № 152 установлено в ходе прокурорской проверки и не оспаривается ответчиками.

Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у ответчиков обязанности принимать меры по обеспечению безопасности детей и работников образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе, террористических актов.

Поскольку осуществление деятельности детского дошкольного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования, возложив обязанность на администрацию как орган местного самоуправления, являющийся учредителем и собственником имущества, обеспечивающий финансирование учреждения, обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания детского сада системой видеонаблюдения.

Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что аналогичные требования прокурора уже  были предметом судебного разбирательства в 2012 году и по ним принято судебное решение об отказе в иске, что влечет прекращение производства по настоящему делу, не могут быть признаны состоятельными.

Оснований для отмены принятого по делу решения и прекращения производства по делу на основании ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку обращение прокурора с данным иском продиктовано иными обстоятельствами.

Оспариваемое решение суда основано на полной и объективной оценке представленных доказательств, верном применении и толковании норм материального и процессуального права.

Оснований для отмены решения по доводам, приведенным ответчиками в апелляционных жалобах, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 19 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления образования администрации Ульяновской области, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 152 – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи