Судебный акт
Об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований
Документ от 19.01.2016, опубликован на сайте 01.02.2016 под номером 56852, 2-я гражданская, об обязании выделения денежных средств на устранение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Писарева Н.В.                                              Дело №33-221/2016 (33-5820/2015)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      19 января 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Тютькиной З.А. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре  Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 02 ноября 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Майнского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Майнская районная больница» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения следующих мероприятий:

- для организации стоматологического приема детей выделить отдельный кабинет;

- устранить дефекты покрытий стен стоматологических кабинетов, углов и мест соединений стен, потолка и пола;

- произвести отделку стен кабинета хирургической стоматологии на высоту глазурованной плиткой или другими разрешенными для этих целей материалами;

- устранить дефекты поверхности стен основных помещений зуботехнической лаборатории;

- устранить дефекты потолков стоматологических, хирургических кабинетов, помещений зуботехнической лаборатории;

- установить в хирургическом кабинете локтевой или сенсорный смеситель;

- вывести выключатели бактерицидных облучателей за пределы рабочих помещений;

- в зуботехнической лаборатории на всех рабочих местах установить местные отсосы;

- в хирургическом кабинете, к которому предъявляются требования асептических условий, трубопроводы, арматуру выполнить в скрытой прокладке;

- оборудовать светильники местного и общего освещения стоматологических, хирургическом кабинетах, зуботехнической лаборатории защитной арматурой, предусматривающей их влажную очистку, предохраняющую органы зрения персонала от слепящего действия ламп;

- устранить дефекты защитно-декоративных покрытий оконных, дверных блоков в стоматологических, хирургическом кабинетах, зубопротезной лаборатории, створки оконного блока в стоматологических, хирургическом кабинетах оснастить петлями, фрамуги оснастить ограничителями открывания;

- сопряжение стен и полов выполнить в форме закругленного сечения, стыки герметизировать, швы примыкающих друг к другу листов линолеума в стоматологических кабинетах, зуботехнической лаборатории пропаять;

- произвести отделку мест установки раковин, эксплуатация которых связана с возможным увлажнением стен, в стоматологических кабинетах керамической плиткой на высоту 1,6 м от пола и на ширину не менее 20 см от приборов с каждой стороны;

- стоматологические, хирургические кабинеты, зуботехническую лабораторию оборудовать мебелью, стоматологическими креслами, устойчивыми к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

Обязать Правительство Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области выделить Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» при недостаточности средств у данного учреждения денежные средства на устранение нарушений вышеуказанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Тютькиной З.А., пояснения представителя Правительства Ульяновской области  - Хаханиной Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к государственному учреждению здравоохранения «Майнская центральная  районная больница» (далее ГУЗ «Майнская ЦРБ»), Правительству Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании бездействия по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным, обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование иска указано, что в ГУЗ «Майнская ЦРБ» не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования.

Иск мотивирован тем, что в ходе проведенной совместно со специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе прокурорской проверки выявлено, что при осуществлении медицинской деятельности ГУЗ «Майнская центральная районная больница» допускаются нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58 (СанПиН 2.1.3.2630-10). Бездействие ответчиков по несоблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства может привести к нарушению конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Прокурор просил суд признать бездействие ГУЗ «Майнская центральная районная больница», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным, обязать ГУЗ «Майнская центральная районная больница» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения соответствующих мероприятий; при недостаточности средств у ГУЗ «Майнская ЦРБ» обязать Правительство Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области выделить ГУЗ «Майнская ЦРБ» выделить денежные средства на устранение указанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части обязания Правительства Ульяновской области выделить ГУЗ «Майнская ЦРБ» денежные средства при недостаточности средств у данного учреждения на устранение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований к Правительству Ульяновской области.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом не приведены доказательства, на которых основаны его выводы об удовлетворении требований к Правительству Ульяновской области. Факт обращения ГУЗ «Майнская  центральная районная  больница» в Правительство Ульяновской области с ходатайством о выделении лимитов бюджетных средств на проведение капитального ремонта помещений поликлиник не является основанием для привлечения Правительства Ульяновской области к гражданско–правовой ответственности по данному делу.

Согласно  Уставу  ГУЗ «Майнская  центральная районная больница» полномочия и функции учредителя от имени Ульяновской области осуществляет  Министерство  здравоохранения Ульяновской области. Полномочия и функции собственника имущества данного учреждения от имени Ульяновской области в установленном порядке осуществляет Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. Кроме того, Министерство здравоохранения является главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений. Правительство Ульяновской области не является ни учредителем, ни собственником данного медицинского  учреждения от имени Ульяновской области.

Удовлетворяя иск к Правительству Ульяновской области, суд не исследовал вопрос наличия либо отсутствия денежных средств на счетах ГУЗ «Майнская  центральная районная больница».

В резолютивной части решения суда отсутствует указание на необходимость выделения денежных средств за счет средств казны Ульяновской области.

Представители ГУЗ «Майнская ЦРБ», Министерства  здравоохранения Ульяновской области, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены  решения.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать  безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Майнского района Ульяновской области совместно со специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе,  в ГУЗ «Майнская центральная районная больница» выявлены нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58.

ГУЗ «Майнская центральная районная больница» ходатайствовало о выделении лимитов бюджетных средств на проведение капитального ремонта помещений поликлиники, обращалось в Правительство Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области по вопросу выделения денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в поликлинике, указывая на то, что проведение соответствующих мероприятий возможно только при достаточном финансировании из бюджета.

Согласно пунктам 1.4 и 1.5 Устава ГУЗ «Майнская центральная районная больница», утвержденного распоряжением заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министром здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от 25.11.2013 № 2159-р, ГУЗ «Майнская центральная районная больница» является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества учреждения является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области.

В силу п. 4.2 Устава финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением собственником или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права к рассматриваемым правоотношениям, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Доводы Правительства Ульяновской области об отсутствии оснований для возложения на него обязанности по выделению денежных средств в случае их недостаточности у больницы, являются необоснованными, на что правильно указано районным судом в решении.

В  соответствии со ст. 210 ГК РФ  собственник  несет  бремя  содержания принадлежащего   ему  имущества, если  иное  не  предусмотрено законом  или  договором.

Согласно Уставу Ульяновской области, утвержденному  постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 19 мая 2005 г. № 31/311, а также  Закону Ульяновской области от 9 июня 2005 года № 043-ЗО «О Правительстве Ульяновской области» Правительство Ульяновской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области.

В компетенцию Правительства Ульяновской области входит разработка и обеспечение исполнения областного бюджета Ульяновской области, управление и распоряжение собственностью Ульяновской области.

Правительство Ульяновской области, как высший исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, регулирует вопросы финансирования мероприятий, необходимых для устранения нарушений в содержании имущества, собственником которого является Ульяновская область.

Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что Правительство Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области обязаны выделить ГУЗ «Майнская районная больница» при недостаточности средств у данного учреждения денежные средства на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Как верно указано судом, финансовое обеспечение при содержании недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, должно осуществляться учредителем или собственником имущества.

Оспариваемое решение принято в соответствии с полной и объективной оценкой представленных в деле доказательств в их совокупности, при правильном толковании и применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке действующего законодательства, в связи с чем основанием для отмены решения служить не могут.

Ссылка заявителя на отсутствие в резолютивной части решения указания на необходимость выделения денежных средств за счет средств казны Ульяновской области, на правильность выводов суда не влияет, поскольку не исключает возможности разрешения данного вопроса в рамках исполнения решения суда. 

Нормы материального и процессуального права судом не нарушены.

Учитывая изложенное, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 02 ноября  2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: