УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Богомолов
С.В. Дело № 33-20/2016 (33-
5567/2015)
А П Е Л Л Я Ц И О
Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
12 января 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 01 октября 2015 года, по которому
постановлено:
Исковые требования Клыковой Л*** Б***, Стебко В*** В***
удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от
16.07.2015 №***.
Обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть на
межведомственной комиссии вопрос в отношении многоквартирного жилого дома № ***
по ул. П*** в г.У***, и принять решение в соответствии с Положением о признании
помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Стебко В.В.,
возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Клыкова Л.Б., Стебко В.В. обратились в суд с иском к
администрации города Ульяновска о признании заключения межведомственной
комиссии незаконным, признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим
сносу, возложении обязанности принять решение об отселении и предоставлении
благоустроенных жилых помещений. В обоснование иска указали, что являются
собственниками квартир в многоквартирном доме №*** по улице П*** в г.У***.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19.05.2014 признано
незаконным заключение межведомственной комиссии администрации г.Ульяновска от
29.12.2014, на ответчика возложена обязанность рассмотреть вопрос о возможности
признания многоквартирного дома №*** по улице П*** в г.У*** аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции. Для решения данного вопроса ответчику были
представлены два отчета о техническом состоянии дома, изготовленных ООО «Б***»
и АНО ОСС «У***», согласно которым дом находится в аварийном состоянии,
существует реальная угроза обрушения элементов стен здания - перемычек, плит
лоджий, козырька над входом в подъезд. Несмотря на указанные заключения,
16.07.2015 межведомственная комиссия администрации г.Ульяновска признала дом
подлежащим капитальному ремонту, а не сносу. Просили признать незаконным
заключение №*** от 16.07.2015 межведомственной комиссии о капитальном ремонте
многоквартирного жилого дома; признать многоквартирный жилой дом №*** по ул. П***
г.У*** аварийным и подлежащим сносу; обязать ответчика принять решение и издать
распоряжение о сроках отселения проживающих в данном доме граждан; обязать
ответчика предоставить истцам благоустроенное жилое помещение в виде отдельной
квартиры, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению,
отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам,
находящееся в черте г.Ульяновска, на соответствующий состав семьи; взыскать с
ответчика в равных долях государственную пошлину.
Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд
постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не
соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что решение
межведомственной комиссии от 16.07.2015 было вынесено в соответствии с нормами
Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным
для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47,
все требования указанного нормативного акта соблюдены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что истцы являются
собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г. У***,
ул. П***, д.***.
Заключением межведомственной комиссии администрации г.
Ульяновска от 16.07.2015 № *** указанный многоквартирный жилой дом признан
подлежащим капитальному ремонту.
Не согласившись с заключением межведомственной комиссии,
Клыкова Л.Б. и Стебко В.В. обратились в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных
требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и
обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа
в удовлетворении требований Клыковой Л.Б. и Стебко В.В. в полном объеме, не
установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам, в силу чего оснований для признания его неправильным не
имеется
В соответствия с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса
Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда
непригодными для проживания относится к компетенции органов местного
самоуправления в области жилищных отношений
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации
жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и
в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской
Федерации принято постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о
признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для
проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции» (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом,
к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением,
пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная
комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении
требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для
проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления
собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании
заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным
к их компетенции.
Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия
находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении
требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка
степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого
дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации
проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и
гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических
и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного
фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных
полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого
помещения.
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы
комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям,
предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о
необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или
перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью
приведения утраченных и процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в
соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их
завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения
требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по
которым помещение признается непригодным для проживания; о признании
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании
многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Из оспариваемого истцами заключения межведомственной
комиссии следует, что в его основу положены следующие документы: технический
паспорт жилого дома, заключение по результатам технического следования,
выполненное AHO ОСС «У***» в марте 2014 года, визуальное обследование основных
несущих конструкций жилого дома, выполненное ООО «Б***» в 2013 году,
техническое заключение-обследование и оценка технического состояния
строительных конструкций многоквартирного жилого дома, выполненные ФГУП «Р***»
Ульяновске филиал в июне 2015 года.
Из заключения ООО «Б***» следует, что техническое состояние
конструкций здания характеризуется как аварийное (категория технического
состояния строительных конструкций здания, характеризующаяся повреждениями и
деформациями свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности
обрушения), стены объекта находятся в аварийном состоянии, дальнейшая
эксплуатация невозможна. Учитывая моральный и физический износ здания,
мероприятия по восстановлению конструкций не представляются целесообразным,
рекомендуется к демонтажу.
Согласно заключению АНО ОСС «У***» дом №*** по ул.П*** г. У***
находится в аварийном состоянии: часть наружной версты стен обрушена,
существует реальная угроза обрушения остальной облицовки и элементов стен
здания, в частности перемычек, плит лоджий, козырька над входом в подъезд, что
представляет наибольшую опасность в силу нахождения людей в здании и вблизи
него. Техническое состояние несущих стен объекта является аварийным. Усиление
конструкций здания невозможно в силу их конструктивных особенностей выявленной
неэффективности установленного усиления. Дальнейшая безопасная эксплуатация
здания невозможна.
Согласно заключению ФГУП «Р***» конструкции дома являются
ограниченно работоспособными, при этом в исследовательской части заключения
имеется указание на то, что часть конструктивных элементов имеют аварийное
техническое состояние.
Между тем, оценка данным заключениям межведомственной
комиссией не дана, решение не содержит сведений о соответствии находящегося в
эксплуатации дома установленным в Положении требованиям, выводы о возможности
проведения капитального ремонта дома не мотивированы, в связи с чем суд
обоснованно признал данное решение незаконным и обязал ответчика принять
решение в соответствии с Положением от 28.01.2006 № 47.
В силу вышеизложенного доводы, приведенные администрацией г.
Ульяновска в апелляционной жалобе относительно соблюдения межведомственной
комиссией установленных нормативными актами требований к принятию подобного
рода решений, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, в
силу чего предметом проверки апелляционной инстанции не является.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 01
октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации
города Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: