Судебный акт
Об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство
Документ от 22.12.2015, опубликован на сайте 31.12.2015 под номером 56487, 2-я гражданская, об оспаривании действий органа местного самоуправления, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                                                Дело № 33а-5097/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            22 декабря 2015  г.

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Грудкиной Т.М.,

судей Кинчаровой О.Н., Васильевой Е.В.,

при секретаре Бакастовой Е.Г.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Суховой Л*** А*** на решение Железнодорожного  районного суда города Ульяновска от 14 сентября 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления Суховой Л*** А*** о признании незаконными  действий администрации города Ульяновска по отказу в выдаче разрешения на строительство жилого дома, возложении обязанности устранить допущенные нарушения и выдать разрешение отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Н.,  объяснения представителя Суховой  Л.А. – Павлушкиной О.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Сухова Л.А. обратилась в суд с  заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в котором просила признать незаконными   действия  администрации города Ульяновска по отказу в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложить обязанность устранить допущенное нарушение: выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома по ул. С***, д. *** в с. Л*** Ж*** района г. У***.

В обоснование требования указала, что 18 августа 2015 г. она обратилась в администрацию г.Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по указанному адресу. 27 августа 2015 г. она получила ответ, которым ей было отказано в удовлетворении заявления, поскольку не выполнены требования градостроительного плана земельного участка от 6 марта 2015 г., а именно: не разработан проект обоснования санитарно-защитной зоны для объектов загрязнения, являющихся источником воздействия на среду обитания, так как согласно Карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды  земельный участок располагается в санитарно-защитных зонах предприятий и объектов с наибольшими объемами загрязнения окружающей среды.

С данным отказом она не согласна, так как жилой дом находится на  земельном участке, расположенном в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможным ведением личного подсобного хозяйства. В соответствии со ст. 21.1 Правил землепользования и застройки МО «город Ульяновск» в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможным ведением личного подсобного хозяйства не должны находиться предприятия и объекты с наибольшими объемами загрязнения окружающей среды. В приложении № 4 Правил указан перечень предприятий и объектов с наибольшими объемами загрязнения окружающей среды. На  территории села Л*** данные предприятия не располагаются.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Сухова Л.А., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. 

В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно указывает, что земельный участок относится к  землям населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома, обременений и ограничений на вышеуказанный земельный участок, кроме аренды в её пользу, не установлено. Информации о том, в границах санитарно-защитной зоны какого предприятия находится земельный участок, не представлено. Неизвестно, кем, когда и в отношении какого предприятия была установлена санитарно-защитная зона. Из ответа Роспотребнадзора следует, что проверить информацию о наличии сведений о санитарно-защитной зоне предприятия, расположенного рядом с её земельным участком, не представляется возможным, поскольку отсутствуют сведения о наличии каких-либо промышленных объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека вблизи строящегося дома.

Поскольку отсутствует информация и документы, подтверждающие наличие санитарно-защитной зоны, зарегистрированной в установленном порядке, отказ администрации г.Ульяновска в выдаче разрешения на строительство является незаконным.

Сухова Л.А., представитель администрации г. Ульяновска в суд не явились, о дне и времени  рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Суховой Л.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела  установлено, что на основании договора аренды земельного участка от 6 декабря 2004 г. № ***  с учетом соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 20 января 2015 г. № *** в пользовании Суховой Л.А. на праве аренды  на срок до 30 августа 2016 г. находится  земельный участок, площадью 1000 кв.м, кадастровый номер ***, расположенный по адресу: У*** область, г. *** Ж*** район, с. Л***, ул. С***, д. ***.

Указанный земельный участок имеет разрешенное использование – под индивидуальное жилищное строительство, в соответствии с Картой градостроительного зонирования, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки муниципального образования  «город Ульяновск», утвержденным Решением  Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. № 90,   данный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (Ж8С).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27 июня 2011 г. Суховой Л.А.  принадлежит на праве собственности незавершенный строительством жилой дом, 1-этажный, площадь застройки 130,3 кв.м, степень готовности 75%, лит. А, А1, по адресу: У*** область, г. У***, с.Л***, ул. С***, д***

Сухова Л.А. в связи с необходимостью окончания строительства  нового жилого дома и ввода его в эксплуатацию 18 августа 2015 г. обратилась в  администрацию г. Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по ул. С***, д. *** в с. Л*** Ж*** района г. У***.

27 августа 2015 г.  администрацией г. Ульяновска в адрес Суховой Л.А. был направлен отказ  в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, мотивированный тем, что схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка от 6 марта 2015 г. № ***, а именно: не разработан проект обоснования санитарно-защитной зоны для объектов загрязнения, являющихся источником воздействия на среду обитания, так как согласно Карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды, статьи 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» земельный участок располагается в санитарно-защитной зоне предприятий и объектов с наибольшими объёмами загрязнения окружающей среды.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Суховой Л.А., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что  отсутствуют основания  для признания незаконным отказа администрации города Ульяновска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Судебная коллегия не может согласиться  с указанным решением, считая, что установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны, а выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам по делу.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В  силу пункта 20 части 1 статьи 14  Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.

Согласно статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (п. 1).

При решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов  должны соблюдаться санитарные правила.

В силу части 3 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым относятся и санитарно-защитные зоны (п. 4 ст. 1 ГрК РФ), устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г N. 74, предусматривает, что в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно части 3 статьи 39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать, в том числе, жилую застройку, включая отдельные дома.

В  соответствии со ст. 23 Правил землепользования и застройки муниципального образования  «город Ульяновск», утвержденных Решением  Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. № 90, использование земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зон ограничения, обозначенных на Карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды статьи 20 настоящих Правил, определяется, в том числе ограничениями, установленными законами, иными нормативными правовыми актами применительно к санитарно-защитным зонам, водоохранным зонам, иным зонам ограничений (подпункт 1 пункта 1).

Ограничения использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в санитарно-защитных зонах, водоохранных зонах и других зонах установлены, в том числе и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

Как усматривается из фрагмента карты зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды, земельный участок, расположенный по адресу: г.У***к, Ж*** район, с. Л***, ул. С***, д. ***, находится в границах санитарно-защитной  зоны.

В градостроительном плане указанного земельного участка, утвержденного главой администрации города Ульяновска, содержится указание на то, что согласно данной карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды  земельный участок располагается в санитарно-защитной зоне предприятий и объектов с наибольшими объемами загрязнения окружающей среды. В связи с этим  на чертеже градостроительного плана земельного участка определена возможная зона допустимого размещения объекта при условии обоснования санитарно-защитной зоны для объектов загрязнения являющихся источником воздействия на среду обитания.

Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что  санитарно-защитная зона,  в границах которой находится земельный участок г.У***к, Ж*** район, с. Л***, ул. С***, д. *** установлена в соответствии с действующим законодательством в отношении конкретного промышленного объекта либо производства, являющихся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Судебной коллегией  в связи  с необходимостью выяснения вопроса о том, для какого промышленного объекта или производства, являющихся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, была установлена санитарно-защитная зона, в границах которой находится земельный участок Суховой Л.А., было предложено администрации г. Ульяновска представить  сведения о том, для какого предприятия установлена указанная санитарно-защитная зона, доказательства, подтверждающие данное обстоятельство.

Однако администрацией г. Ульяновска таких доказательств суду апелляционной инстанции не было представлено.

Суду не представлены доказательства того, что  данная санитарно-защитная зона установлена  в отношении одного из предприятий, указанных в перечне предприятий и объектов с наибольшими объемами загрязнения окружающей среды, являющемся приложением № 4 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования  «город Ульяновск».

Из ответа  Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 22 июня 2015 года, данного на обращение Суховой  Л.А. по вопросу о том, попадает ли  земельный участок по адресу: г. У***, с. Л***, ул. С***, д. *** в санитарно-защитную зону, следует, что  сведения о наличии каких-либо промышленных объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, вблизи строящегося жилого дома по указанному адресу отсутствуют.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела  и представленные в суд апелляционной инстанции доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности нахождения земельного участка, который находится в пользовании Суховой Л.А., в границах санитарно-защитной зоны, установленной в порядке, предусмотренном действующим законодательством (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»), для какого-либо промышленного объекта или производства, являющегося источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.

С учетом этого не может быть признан правильным вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа администрации г. Ульяновска в выдаче Суховой Л.А.  разрешения на строительство индивидуального жилого дома, мотивированного тем, что  не разработан проект обоснования санитарно-защитной зоны, так как земельный участок располагается в санитарно-защитной зоне предприятий и объектов с наибольшими объёмами загрязнения окружающей среды.

Нахождение земельного участка, находящегося в пользовании Суховой Л.А., в санитарно-защитной зоне согласно Карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды, в отсутствие доказательств установления данной санитарно-защитной зоны в порядке, предусмотренном действующим законодательством, для конкретного промышленного объекта или производства, являющегося  источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, не может являться законным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на предоставленном Суховой Л.А. уполномоченным органом местного самоуправления для индивидуального жилищного строительства земельном участке.

В силу вышеизложенного, судебная коллегия  считает необходимым решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконными  действия  администрации  города  Ульяновска  по отказу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 27 августа 2015 года и обязать администрацию г. Ульяновска, как уполномоченный  действующим законодательством орган местного самоуправления, повторно рассмотреть заявление Суховой Л.А. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по ул. С***я, д.*** в с. Л*** Ж*** района г. У***.

При этом  судебная коллегия обязывает повторно рассмотреть заявление Суховой Л.А.  о выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что  в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что при рассмотрении администрацией г. Ульяновска указанного заявления были проверены предусмотренные действующим градостроительным законодательством, необходимые для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома обстоятельства.

 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного  районного суда города Ульяновска от 14 сентября 2015 года  отменить и принять по делу новое решение.

Признать незаконными действия администрации города Ульяновска по отказу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 27 августа 2015 года.

Обязать администрацию г. Ульяновска повторно рассмотреть заявление Суховой Л*** А*** о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по ул. С***, д.*** в с. Л*** Ж*** района г. У***.

 

Председательствующий

 

Судьи