Судебный акт
Отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилья
Документ от 22.12.2015, опубликован на сайте 30.12.2015 под номером 56403, 2-я гражданская, о признании решения комиссии незаконным, обязании предоставить жилое помещение по договору соц.найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Петрова И.И.                                                                        Дело № 33- 5397/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  22 декабря  2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей   Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Абрамовой Н*** А*** – Магомедовой Н*** Ю*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 сентября 2015 года,  по  которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Абрамовой Н*** А*** к администрации города Ульяновска, Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании отказа в предоставлении жилого помещения незаконным, обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителей     Абрамовой Н.А. – Магомедовой Н..Ю., Киселевой В.Л., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Абрамова Н. А. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска, Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании отказа в предоставлении жилого помещения незаконным, предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения. В обоснование иска указала, что является инвалидом-колясочником *** группы, имеет *** заболевание, которое подпадает под  действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006  №378 «Об утверждении перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно   совместное проживание граждан в одной квартире», а также  заболевание в виде «***», дающее право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 №817 «Об утверждении    перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь». В настоящее время она проживает в съёмном жилье –  комнате коммунальной квартиры, собственного жилья не имеет, в связи с чем обратилась к ответчику с заявлением о внеочередном предоставлении жилого помещения. Однако решением Комиссии по учёту и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от ***.2015 ей отказано в праве на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма со ссылкой на то обстоятельство, что она не является малоимущей. С решением ответчика была не согласна, просила признать решение администрации г.Ульяновска от ***.2015 об отказе во внеочередном предоставлении жилой площади незаконным, обязать предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах МО «город Ульяновск» с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к жалобе  представитель          Абрамовой Н.А. – Магомедова Н.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что правоотношения сторон должны регламентироваться ст.ст.51, 57 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.07.2006 «Об утверждении перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь». Считает, что в соответствии с указанными нормативными актами требуется установление только нуждаемости истицы в жилье и наличие у нее соответствующего заболевания, материальное положение не имеет значения. Кроме того, суд не учел пояснения представителей истицы в последнем судебном заседании относительно необходимости проверки ежемесячной денежной компенсации за жилье, которая была включена в расчет при определении материального положения истицы с целью признания ее малоимущей. После вынесения решения суда представителями истицы установлено, что ежемесячная денежная компенсация за период с марта 2015 г. по сентябрь 2015 г. в сумме *** руб. была начислена и выплачена истице ошибочно, что привело к завышению ее доходов и неправильному определению ее материального положения. В настоящее время излишне выплаченная денежная сумма истицей возвращена в Департамент управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, без которой  среднемесячный доход Абрамовой Н.А. на момент рассмотрения дела в суде составлял *** руб., что не превышает величину 1,3 прожиточного минимума на душу населения по Ульяновской  области. Суд также не учел, что из доходов Абрамовой Н.А. производится удержание денежных средств по исполнительным документам в размере 25%. Следовательно, истица является малоимущим инвалидом, подлежащим внеочередным обеспечением жильем, в удовлетворении иска ей отказано необоснованно.  

Дело рассмотрено в отсутствие Абрамовой Н.А., администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании   представители     Абрамовой Н.А. – Магомедова Н..Ю., Киселева В.Л. доводы жалобы поддержали.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Абрамова Н.А. является инвалидом *** группы бессрочно, с 2010 года состоит на учете в ГУЗ «У***», имеет заболевание под кодом ***, включенное в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378.

С 18.02.2015 Абрамова Н.А. зарегистрирована по месту жительства в комнате коммунальной квартиры по адресу: г.У*** ул.К***, д.***, кв.***, принадлежащей на праве собственности В*** К.А. Ранее истица была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: г.У***, ул.П***,д.***, кв.***, из которого  выселена на основании решения суда от ***2012. Какого-либо иного жилья в собственности либо по договору социального найма не имеет, на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит.

С целью получения жилья во внеочередном порядке Абрамова Н.А. обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, однако ей в этом было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что она не является малоимущей, поскольку ее доход превышает 1,3 величину прожиточного минимума в Ульяновской области.

Не согласившись с данным решением, Абрамова Н.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что Абрамова Н.А. имеет хроническое заболевание, при котором невозможно   совместное проживание граждан в одной квартире, и проживает в коммунальной квартире, однако, с учетом имеющегося у нее дохода, не может быть отнесена к категории малоимущих граждан, поэтому обеспечением жильем по договору социального найма не подлежит.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации  жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне (п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации  гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 16.06.2006, во исполнение ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержден Перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, к числу которых относятся хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (далее – Перечень заболеваний).

Факт наличия у Абрамовой Н.А. заболевания, подпадающего под Перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, а также проживание истицы в коммунальной квартире не оспаривается ответчиком.  

Между тем, согласно ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации  жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2 ст. 49 ЖК РФ).

Порядок определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости  подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального назначения установлен Законом Ульяновской области от 01.04.2015 № 28-ЗО, а также Законом Ульяновской области от 02.11.2005 № 110-ЗО.

Статьей 4 Закона Ульяновской области от 02.11.2005 № 110-ЗО предусмотрено, что расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи производится исходя из суммы доходов членов семьи за календарный год, непосредственно предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

При рассмотрении заявления Абрамовой Н.А. о предоставлении жилья администрацией г. Ульяновска был проверен ее доход за период, предшествующий подаче заявления, установлено, что она не может быть отнесена к категории малоимущих граждан, в связи с чем во внеочередном предоставлении жилья  отказано. 

Суд первой инстанции, проверяя законность отказа местной администрации, проверил материальное положение Абрамовой Н.А. как на момент обращения в администрацию г. Ульяновска, так и на момент принятия решения, также не усмотрел оснований для отнесения ее к категории малоимущих граждан, поскольку доход истицы превышал 1,3 величину прожиточного минимума, установленного  в субъекте Российской Федерации.

Доводы, приведенные представителем  Абрамовой Н.А. – Магомедовой Н.Ю. в апелляционной жалобе относительно того, что истице излишне начислена денежная компенсация за коммунальные услуги, без учета которой ее доход был бы менее установленной нормы, основанием к отмене решения суда не является. На момент принятия решения ответчиком, доход Абрамовой Н.А. был определен верно, с учетом представленных самой истицей документов, поэтому оснований для признания незаконным отказа администрации г.Ульяновска во внеочередном предоставлении жилья не имеется. Последующий перерасчет платежей и их возврат Абрамовой Н.А., которые имели место после состоявшегося решения суда, не могут повлечь его отмену. При этом Абрамова Н.А., с учетом изменения ее материального положения,  не лишена возможности  повторно обратиться к ответчику с заявлением о признании ее нуждающейся во внеочередном получении жилья по договору социального найма.

Ссылки в жалобе на неправомерность позиции ответчика о том, что жильем в порядке п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации могут обеспечиваться только малоимущие граждане, являются несостоятельными.

Согласно ч.3 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Данные положения каких-либо специальных условий предоставления жилья инвалидам не содержат, являются по своему характеру отсылочными, поэтому подлежат применению в системной взаимосвязи с иными положениями федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующими соответствующие правоотношения.

Частью 1 и 2  статьи 49  Жилищного кодекса Российской Федерации определены условия обеспечения жильем по договорам социального найма, относящиеся ко всем категориям граждан.  Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В силу ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации  Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Таким образом, в отсутствие специального регулирования вопроса обеспечения жильем по договорам социального найма категории граждан, к которой относится истица, требования к органам местного самоуправления о внеочередном предоставлении жилья по договору социального найма в порядке п.4 ч.1 ст.51 без учета материального положения заявителя не основаны на нормах действующего законодательства.

Доводы жалобы о том, что ответчиком не учтены удержания денежных средств по исполнительным документам, производимым из дохода истицы, правильность выводов суда не опровергают, так как подобный расчет не предусмотрен вышеуказанными нормативными актами .

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Абрамовой Н*** А*** – Магомедовой Н*** Ю*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: