Судебный акт
Оспаривание решений УПФ
Документ от 22.12.2015, опубликован на сайте 30.12.2015 под номером 56401, 2-я гражданская, о признании незаконными постановления о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов, об освобождении от уплаты страховых взносов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Атаманова Т.П.                                                                 Дело № 33а-5531/2015                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             22 декабря 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Тютькиной З.А.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Куликова К*** С*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 13 октября 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Куликова К*** С***  к  Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о признании  незаконными постановлений  о взыскании недоимок  по страховым взносам и  об освобождении  от уплаты недоимок  по страховым взносам отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Куликов К.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в  г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области об освобождении его от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 2009 года по 14 августа 2014 года и признании незаконными  постановлений  пенсионного органа за период  с 26 марта 2013 года по 22 августа 2014 года. В обоснование заявленных требований указал, что с 04 сентября 2006 года по 07 октября 2014 года он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. С 15 января 2009 года по 14 августа 2014 года отбывал наказание в местах лишения свободы. 26 марта, 14 апреля, 23 сентября 2013 года, 05 марта и 22 августа 2014 года ответчиком в отношении него как индивидуального предпринимателя были вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пени и штрафов. Просил признать данные постановления незаконными, поскольку они охватывают период его нахождения в местах лишения свободы. Именно данное исключительное обстоятельство не позволило ему ранее обратиться в налоговый орган с заявлением о прекращении  статуса индивидуального предпринимателя.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Куликов К.С. считает решение суда незаконным. Не соглашается с выводом суда об отсутствии исключительных обстоятельств для освобождения его от обязанности уплаты начисленных платежей и штрафов ввиду наличия у него как у осужденного права на переписку, оформление доверенности на представителя и ведение дел в налоговом органе через последнего. Полагает, что суд необоснованно оставил без внимания его ссылку на информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2006 года № 107 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Обращает внимание, что обжалуемое решение противоречит практике арбитражных судов Российской Федерации, нарушает его право на судебную защиту. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В возражениях на жалобу УПФ РФ (ГУ) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся индивидуальные предприниматели.

В соответствие с частью 1 статьи 18 данного закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

При этом факт получения индивидуальным предпринимателем дохода либо его отсутствие не влияет на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 04 сентября 2006 года по 07 октября 2014 года Куликов К.С. являлся индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, в связи чем обязан был уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, однако такую свою обязанность не исполнял.

26 марта, 14 апреля, 23 сентября 2013 года, 05 марта, 22 августа 2014 года УПФ РФ (ГУ)  в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области  были вынесены постановления о взыскании с Куликова К.С. страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества индивидуального предпринимателя в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

В период с 15 января 2009 года по 14 августа 2014 года Куликов К.С. отбывал наказание в виде лишения свободы.

В данный период у Куликова К.С. возникла задолженность по уплате страховых взносов, с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в налоговый орган он не обращался.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Частью 6 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности – п. 3; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет – п. 6; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности – п. 7; период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности – п. 8).

Нахождение в местах лишения свободы указанными нормами закона в качестве основания для освобождения индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование не предусмотрено.

Как следует из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Протасова Ю.В. на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Суд обязан в этом случае принять во внимание связанные с неисполнением обязательства обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности (пункт 4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 164-О).

Между тем Куликов К.С., находясь в местах лишения свободы в период с 15 января 2009 года по 14 августа 2014 года, не предпринимал меры к прекращению статуса индивидуального предпринимателя во избежание наступления негативных последствий, не реализовал свое конституционное право обращения в государственные органы, в том числе в администрацию исправительного учреждения, с просьбой оказать содействие в вопросе государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, Куликов К.С. обладал правом на переписку, оформление доверенности в соответствии с главой 10 Гражданского кодекса Российской Федерации на представление его интересов по данному вопросу.

Доказательств, указывающих на ущемление прав истца в период нахождения в местах лишения свободы и отбытия наказания, не представлено.

Также истцом не представлено доказательств, что он, находясь в местах лишения свободы, не мог выполнить все требования статьи 22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которая предусматривает условия и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и предполагает реализацию прав и выполнение обязанностей гражданином.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание правовое регулирование спорных правоотношений, судебная коллегия приходит к выводу, что нахождение истца в местах лишения свободы не может расцениваться в качестве случая исключительного (экстраординарного) характера, не позволившего ему своевременно обратиться с заявлением о регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Ссылки в апелляционной жалобе на информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2006 года № 107 и постановленные в соответствии с ним решения арбитражных судов, не могут быть приняты во внимание, поскольку преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела не имеют.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 13 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Куликова К*** С*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи