УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Грачева
Т.Л. Дело №
33- 5209/2015
А П Е Л Л Я Ц И О
Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
22 декабря 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казакова М.В.,
Чурбановой Е.В.,
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 сентября 2015
года, по которому постановлено:
Исковые требования
Прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в
интересах Лисина В*** Н***, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
по своевременному обеспечению Лисина В*** Н***
жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Возложить обязанность на
Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обеспечить Лисина В*** Н***
специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения на территории МО «город Ульяновск».
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., заключение прокурора
Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, действующий в
интересах Лисина В.Н., обратился в суд с
иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору
найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что Лисин В.Н., ***1992 года рождения, относится
к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его мать - Л***
Т.И. решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от ***.1997
лишена родительских прав, отец - Л*** Н.В. умер ***.1997. Лисин В.Н.
собственником объектов недвижимости либо нанимателем социального жилья не является.
***.2013 истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего
времени жилое помещение ему не
предоставлено. Просил признать незаконным бездействие Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
по своевременному обеспечению Лисина В.Н. специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить
истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на
территории МО «город Ульяновск».
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение истцу не
предоставлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде
Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление
истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного
жилищного фонда по договору найма, нарушает права других детей-сирот,
включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно указывает, что на
основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 №466-П,
Лисин В.Н. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении
ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере ***
рублей с приложением соответствующих документов.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени
судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Из материалов дела следует,
что Лисин В.Н., ***.1992 года рождения, относится к числу детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей: его мать - Л*** Т.И. решением Новоспасского
районного суда Ульяновской области от ***.1997 лишена родительских прав, отец -
Л*** Н.В. умер ***.1997. За
Лисиным В.Н. закреплялось жилье по адресу: р.п. Н***, ул. Н***, д. ***,
кв. *** на период пребывания в детском учреждении, однако впоследствии оно
признано непригодным для проживания, иного жилья на праве собственности либо по
договору социального найма он не имеет.
***2013 Лисин В.Н. включен в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до
настоящего времени жилое помещение ей не
предоставлено.
Лисин В.Н. обучается в У***
Поскольку жилье Лисину В.Н. не предоставлено, прокурор
Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований,
суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел
к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении
требований прокурора в интересах Лисина
В.Н., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются
благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по
договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1
п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в
случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее
чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует
список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.
Таким образом, федеральный законодатель определил
основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных
жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по
договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста
18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока
пребывания ребенка в образовательном учреждении.
При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные
статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в
качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма
специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об
обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на территории Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО
дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную
или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания
пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в
учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по
окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального
обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях,
создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по
призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории
Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты
находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или
патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в
случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом
помещении.
Поскольку Лисин В.Н., относящийся к кругу лиц, подлежащих
льготному обеспечению жильем, достиг возраста 18 лет, жилья на праве
собственности либо по договору социального найма не имеет, проживает на
территории г. Ульяновск, суд пришел к правильному выводу о том, что он подлежит
обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения в указанном муниципальном образовании.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
Доводы, приведенные Министерством строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в
апелляционной жалобе относительно отсутствия жилья на территории муниципального
образования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства
формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, имеет своей целью определение потребности в
соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций),
выделяемого на цели обеспечения жильем таких детей. Следовательно, отсутствие
надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности
среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной
категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Ссылки в жалобе возможность получения истцом ежемесячной
денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения основанием к отмене
решения суда не являются, так как выплата такой компенсации не освобождает
ответчика от выполнения обязательства по
обеспечению Лисина В.Н.
специализированным жильем.
В силу изложенного решение суда является правильным и
отмене по доводам апелляционной жалобы
не подлежит.
Руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 14 сентября 2015 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: