Судебный акт
Возложении обязанности по ремонту дома (капитальный и текущий)
Документ от 15.12.2015, опубликован на сайте 31.12.2015 под номером 56364, 2-я гражданская, о защите прав потребителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Парфенова И.А.                                                                      Дело № 33-5241/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  15 декабря 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей  Гурьяновой О.В. и Тютькиной З.А.,

при секретаре Берхеевой Г.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 10 сентября 2015 года, по которому постановлено:

 

Иск Ульяновской областной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль» в интересах Дурманова В*** М*** к администрации города Ульяновска, открытому акционерному обществу «Городская управляющая компания Засвияжского района» о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Ульяновска произвести работы по капитальному ремонту дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, проспект ***, дом ***, а именно: капитальный ремонт системы отопления в техническом подвале, капитальный ремонт системы электроснабжения в техническом подвале и подъездах дома, восстановить тамбурные двери в подъездах №№ ***.

Обязать открытое акционерное общество «Городская управляющая компания Засвияжского района» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по текущему ремонту дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, проспект ***, дом ***, а именно: ремонт подъездов № *** (штукатурку, побелку, покраску), ремонт, окраску оконных блоков, восстановление остекления оконных рам в подъездах №№ ***, ремонт систем холодного и горячего водоснабжения в техническом подвале, устранить разрушение участка трубопровода канализации от плиты перекрытия между подвалом и 1 этажом в *** подъезде (вход нового трубопровода канализации в чугунный стояк).

Взыскать с открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Засвияжского района», администрации города Ульяновска в пользу Дурманова В*** М*** расходы на проведение досудебной экспертизы в размере *** рублей, по *** рублей с каждого ответчика.

Взыскать с открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Засвияжского района» в пользу Дурманова В*** М*** компенсацию морального вреда *** рублей, штраф *** рублей.

Взыскать с открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Засвияжского района» в пользу Ульяновской областной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль» штраф *** рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Засвияжского района» в доход местного бюджета государственную пошлину *** рублей.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ульяновская областная общественная организация «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль» (далее – УООО «ОЗПП «Народный контроль») в интересах Дурманова В.М. обратилась в суд с иском к ОАО «ГУК Засвияжского района», администрации города Ульяновска о защите прав потребителей.

Требования мотивированы тем, что Дурманов В.М. является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ульяновск, пр-т ***, д. ***, кв. ***. Указанный жилой дом находится в управлении ОАО «ГУК Засвияжского района». Данный дом был сдан в эксплуатацию в 1961 году. С момента его сдачи в эксплуатацию капитальный ремонт дома не производился, текущий ремонт производится нерегулярно. Жалобы жильцов на ненадлежащее качество содержания общего имущества ответчиками оставлены без удовлетворения. Для определения технического состояния общего имущества многоквартирного дома истец обратился в ООО «Ульяновская лаборатория строительно-технической экспертизы». В ходе исследования экспертами были установлены нарушения требований действующего законодательства. За проведение указанной экспертизы истцом было оплачено *** руб.

Кроме того указал, что ОАО «ГУК Засвияжского района» в 2012 году в подвале многоквартирного дома был установлен счетчик учета тепловой энергии, который был введен в эксплуатацию, что повлекло необоснованное увеличение коммунальных платежей для собственников и жильцов многоквартирного дома. Считает, что до проведения капитального ремонта системы теплоснабжения многоквартирного дома, установка общедомового счетчика учета тепловой энергии и ввода его в эксплуатацию,  является недопустимой.

Истец просил обязать ОАО «ГУК Засвияжского района» в течение 30 дней за свой счет произвести текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т ***, д. *** а именно: произвести восстановление отделочного слоя внутренних стен всех подъездов дома; произвести восстановление отделочных слоев плит перекрытия между 4 этажом и крышей; произвести антисептическую обработку конструкций; произвести восстановление деревянных оконных конструкций с их остеклением; произвести восстановление дверных конструкций тамбурных дверей; в подвале дома произвести устранение течей и деформаций на системе холодного водоснабжения, на системе горячего водоснабжения, устранение течей и деформации на системе канализации; обязать администрацию г. Ульяновска в течение 90 дней за свой счет произвести капитальный ремонт а именно: деревянных перегородок; общедомовой электропроводки; системы отопления в подвальной части дома; признать незаконным установку и ввод в эксплуатацию в жилом доме счетчика учета тепловой энергии до проведения на доме необходимых ремонтно-восстановительных работ капитального характера; взыскать с ответчиков в пользу Дурманова В.М. расходы по оплате проведения экспертизы в размере *** руб., компенсацию морального вреда в размере *** руб., штраф в размере 50 % от взыскиваемых сумм.

Рассмотрев заявленный спор, суд постановил решение, приведенное выше.

В апелляционной жалобе администрации города Ульяновска содержится просьба об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска. 

Жалоба мотивирована тем, что оказание жилищно-коммунальных услуг, в том числе проведение работ по капитальному ремонту, не входит в полномочия администрации города Ульяновска. Администрация в договорных отношениях с истцом не состоит, исполнителем вышеуказанных услуг не является, денежные средства, составляющие плату за содержание и ремонт вышеназванного жилого помещения, в бюджет муниципального образования не поступают.

Жилое помещение, в котором проживает истец, принадлежит ему на праве собственности и в соответствии с жилищным законодательством он должна нести бремя содержания не только этого жилого помещения, но и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Указано, что в силу статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут, а не обязаны предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Дом, где проживает истец, находится в управлении ООО «ГУК Засвияжского района», которое обязано обеспечить качественное обслуживание жилого дома. Ненадлежащее содержание дома управляющей организацией привело к его разрушению.

Лица, участвующие в деле, в суд  апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, что дает основание для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Судом установлено, что жилой дом № *** по  проспекту *** в г.Ульяновске представляет собой кирпичный многоквартирный четырехэтажный четырехподъездный жилой дом, 1961 года постройки.

Истец Дурманов В.М. является  собственником  квартиры № *** в названном доме.

С 01.01.2014 указанный жилой дом передан в управление ОАО «ГУК Засвияжского района», что подтверждается договором управления многоквартирным домом от 01.01.2014.

Решением заочного внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 01.12.2013 истец Дурманов В.М. избран председателем совета дома.

Решением общего собрания собственников многоквартирного дома от 20.12.2013 Дурманову В.М. доверено представлять интересы жильцов дома № *** по проспекту *** в областных, городских и районных административных структурах, прокуратуре и судах города, в организациях строительства и ЖКХ.

Возлагая обязанность по производству капитального ремонта системы центрального отопления в техническом подвале дома, системы электроснабжения в техническом подвале и подъездах дома, тамбурных дверей в подъездах дома на администрацию города Ульяновска, суд первой инстанции правомерно руководствовался требованиями статьи 16 Закона Российской Федерации от 04.06.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми собственники жилых помещений, в том числе граждане, приватизировавшие жилые помещения, несут обязанность по производству капитальных ремонтов после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Так, согласно названной статье 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Таким образом, как правильно указал суд, исходя из системного толкования указанных норм, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений после исполнения этой обязанности бывшим наймодателем.

Спорный дом ранее находился в муниципальной собственности и эксплуатировался с 1961 года, при этом капитальный ремонт дома  в установленные законом сроки  эксплуатации  ни администрация города Ульяновска, ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства  не производили.

По ранее действовавшим нормам Жилищного кодекса РСФСР с жильцов дома удерживалась плата за капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья), которым являлась администрация города, лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (статья 141 Жилищного кодекса РСФСР).

Поскольку система отопления и электроснабжения, а также тамбурные двери в подъездах пришли в негодность не по вине жильцов дома и, учитывая, что администрация города Ульяновска, как собственник дома, который находился в ее ведении, не производила работы капитального характера, несмотря на то, что плата за данный вид работ с жильцов взималась, суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчика о неосуществлении администрацией города работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг.

Возлагая на администрацию г.Ульяновска обязанность по производству капитального ремонта системы отопления и электроснабжения в техническом подвале  дома и подъездах, а также восстановлению тамбурных дверей в подъездах дома, районный суд исходил из того, что необходимость проведения указанных работ возникла до введения 01.03.2005 в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в период, когда многоквартирный жилой дом находился в ведении органов местного самоуправления, и доказательства исполнения предусмотренных статьями 141 и 149 Жилищного кодекса РСФСР и статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обязательств по капитальному ремонту дома администрация в суд не представила.

При этом является несостоятельной ссылка в жалобе на часть 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающую возможность органам местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами представлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, поскольку  администрация города, как бывший наймодатель, в силу прежнего законодательства не исполнила принятые на себя обязательства.

Ссылка в жалобе на ненадлежащее обслуживание дома управляющей организацией, которая своевременно не устраняла неисправности отдельных частей дома и его коммуникаций, не может быть принята во внимание.

Как установлено выше, сроки эксплуатации системы центрального отопления, электроснабжения, дверных заполнений наружных истекли  еще в тот период, когда многоквартирный жилой дом находился в ведении  органов местного самоуправления и требовали ремонта до передачи дома ООО «Городская управляющая компания Засвияжского района».

Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий установлена ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально культурного назначения», утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312.

Так, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта систем холодного и горячего водоснабжения установлена в 30 лет, водоотведения – 40 лет (из чугунных труб), электроснабжения (вводно-распределительных устройств и внутридомовых магистралей (сеть питания квартир) с распределительными щитками) – 20 лет, трубопроводов центрального отопления домовых магистралей при схемах закрытых – 20 лет, открытых – 15 лет, элеваторов – 30 лет, дверные заполнения общественных зданий наружные – 40 лет, внутренние – 50 лет.  

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003          № 170, указанные работы по ремонту дома, возложенные на администрацию города Ульяновска, относятся к перечню работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.

Как установлено судом, с момента ввода дома № *** по ул. *** в г.Ульяновске в эксплуатацию капитальный ремонт дома не производился. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Ненадлежащее состояние системы центрального отопления в техническом подвале, системы  электроснабжения в техническом подвале  и подъездах дома, и нуждаемость в их капитальном ремонте подтверждается  актом экспертного исследования № ***, а также актами  осмотра жилого дома, составленными с участием специалистов  Главной государственной  инспекции регионального надзора Ульяновской области, комитата ЖКХ администрации города Ульяновска, ОАО «ГУК Засвияжского района». 

Объективных данных, указывающих на неправильное определение характера необходимых работ в вышеуказанном доме, их объема, по делу не представлено.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: