Судебный акт
О назначении пособий на детей
Документ от 22.12.2015, опубликован на сайте 28.12.2015 под номером 56355, 2-я гражданская, об обязании назначить и выплатить единовременное пособие, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Богомолов С.В.                                                                     Дело № 33- 5320/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                22 декабря 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей    Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 сентября 2015 года,  по  которому постановлено:

 

Исковые требования Мокшиной О*** В*** удовлетворить частично.

Обязать Департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновск назначить Мокшиной О*** В***: ежемесячную денежную выплату с 10 января 2015 года на ребенка М*** до достижения им трехлетнего возраста в соответствии с Законом Ульяновской области от 31.08.2012 N 113-ЗО "О ежемесячной денежной выплате на ребенка до достижения им возраста трех лет"; ежемесячное пособие с 01 апреля 2015 года на ребенка-инвалида в размере *** руб., ежемесячное пособие на ребенка с 01 марта 2015 года в размере *** руб. в соответствии с  Законом Ульяновской области от 01.11.2006 N 152-ЗО "О пособиях на детей в Ульяновской области"; ежемесячную денежную выплату с 01 июля 2015 года в размере *** руб. на каждого ребенка в соответствии с Законом Ульяновской области от 29.12.2005 N 154-ЗО "О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области".

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Мокшиной О.В.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Мокшина О.В. обратилась в суд с иском к Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску о возложении обязанности назначить ежемесячные денежные выплаты.

В обоснование иска указала, что ***07.2015 она обратилась в Департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску с заявлением о назначении денежных выплат а именно: ежемесячной денежной выплаты при рождении после 31 декабря 2012 года третьего и последующего детей в соответствии с Законом Ульяновской области от 31.08.2012 № 113-30 «О ежемесячной денежной выплате на ребёнка до достижения им возраста трёх лет», ежемесячного пособия на детей до 18 лет в соответствии с Законом Ульяновской области от 01.11.2006 № 152-30 «О пособиях на детей в Ульяновской области», ЕДВ в размере 160 рублей на каждого ребёнка, предоставляемой в соответствии с Законом Ульяновской области от 29.12.2005 № 154-30 «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области». Ею были предоставлены все необходимые документы, кроме документов, подтверждающих ее  трудоустройство и доход за последние три месяца, предшествовавших месяцу обращения. Ею была написана и приложена к заявлению объяснительная, в связи с чем она не может предоставить справки о доходах и копию трудовой книжки.

С 10.08.2012  истица  работает в «Н***», однако с  октября 2014 года заработная плата ей не выплачивается, в связи с чем ею были направлены соответствующие обращения в Прокуратуру Ленинградской области и Прокуратуру г. Всеволожска, Государственную инспекцию труда по Ленинградской области, Следственный Комитет г. Санкт-Петербурга, а также подан гражданский иск в городской суд г. Всеволожска Ленинградской области о взыскании заработной платы.  Гражданский иск до настоящего времени не рассмотрен, поскольку не известно местонахождение работодателя.

Просила обязать Департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску  назначить: ЕДВ при рождении после 31 декабря 2012 года третьего и последующего детей до достижения им возраста трёх лет за период с 1 января 2015 года; Ежемесячное пособие на ребёнка - инвалида в размере *** рублей за период с 1 апреля 2015 года; Ежемесячное пособие на ребёнка в размере *** рублей за период с 1 марта 2015 года; ЕДВ *** рублей на каждого ребёнка за период с 1 января 2015 года.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе  Департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновске не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение. В обоснование иска указал, вывод суда по вопросу не получения истицей заработной платы с октября 2014 года  основан только на сведениях персонифицированного учета.  При этом судом не запрошены документы в отношении самого работодателя истицы – ООО «Н***» в Федеральной налоговой службе о возможном прекращении работы, ликвидации Общества, об увольнении в связи  с этим истицы и получением соответствующих выплат и компенсаций. Считает несостоятельным вывод суда о том, что доход семьи истицы не превышает установленного размера  ввиду отсутствия у нее какого-либо дохода.

В возражении на апелляционную жалобу Мокшина О.В. просит жалобу Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновске оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика  Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует, что Мокшина О.В. ***1973 года рождения, зарегистрирована по адресу: г.У***, ул. Ж***, д. ***, кв. ***, совместно с ней зарегистрированы и проживают: муж, М*** А*** В***1973 года рождения, не работает с 26.09.2012; сын, М*** И*** А***1996 года рождения, курсант У*** с 01.09.2014; сын, М*** М*** А***.2004 года рождения; сын, М*** К*** А***2013 года рождения, установлена инвалидность.

Семья Мокшиных является многодетной, что подтверждено удостоверениями: № *** от 10.06.2013 - срок действия до 07.08.2014 (до совершеннолетия старшего сына И***); № *** от 22.09.2014 - срок действия до 20.07.2018 (до окончания обучения старшего сына И***).

10.07.2015 Мокшина О.В. обратилась в Департамент  Главного управления труда, занятости и социального благополучия  Ульяновской области по городу Ульяновску с заявлениями о назначении ей ЕДВ при рождении  после 31.12.2012 третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста 3-х лет  на М*** К***.2013 года рождения за период с 10.10.2014; ежемесячное пособие на ребенка до 16 (18) лет  на М*** М***2004 года рождения, за период с 01.03.2015, и М*** К***.2013 года рождения, с 01.04.2015; о назначении  ежемесячной денежной выплаты с 01.09.2014.

В назначении указанных выплат  истице было отказано, в связи с тем, что  в соответствии с действующим  порядком вышеуказанные выплаты назначаются на заявительной основе при условии, что доход семьи заявителя за три последних месяца, предшествующих месяцу обращения, не превышает  величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Ульяновской области.  Поскольку на дату обращения  Мокшиной О.В, был представлен неполный пакет документов, отсутствуют  данные о доходах заявителя за три месяца предшествующих месяцу обращения, т.е. отсутствует документальное подтверждение того, что доход семьи Мокшиных не превышает величину прожиточного минимума на душу населения  в Ульяновской области.   

Удовлетворяя исковые требования Мокшиной О.В.  в части обязания ответчика назначить ежемесячную денежную выплату с 10 января 2015 года на ребенка М*** до достижения им трехлетнего возраста в соответствии с Законом Ульяновской области от 31.08.2012 N 113-ЗО "О ежемесячной денежной выплате на ребенка до достижения им возраста трех лет"; ежемесячное пособие с 01 апреля 2015 года на ребенка-инвалида в размере *** руб., ежемесячное пособие на ребенка с 01 марта 2015 года в размере *** руб. в соответствии с  Законом Ульяновской области от 01.11.2006 N 152-ЗО "О пособиях на детей в Ульяновской области"; ежемесячную денежную выплату с 01 июля 2015 года в размере *** руб. на каждого ребенка в соответствии с Законом Ульяновской области от 29.12.2005 N 154-ЗО "О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области", суд не дал должной правовой оценки представленным доказательствам и неверно применил нормы материального права, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием к отмене судебного решения  в апелляционном порядке.

Поскольку  при рассмотрении настоящего дела судом были допущены вышеуказанные нарушения  судебное решение от 22.09.2015 подлежит отмене.

Закон Ульяновской области от 31.08.2012 № 113-ЗО «О ежемесячной денежной выплате на ребенка до достижения им возраста трех лет»  устанавливает ежемесячную денежную выплату на ребенка до достижения им возраста трех лет (далее - ежемесячная денежная выплата), осуществляемую в связи с рождением после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей в семьях, нуждающихся в поддержке.

Для целей настоящего Закона семьями, нуждающимися в поддержке, признаются семьи, размер среднедушевого дохода членов которых ниже величины среднедушевого денежного дохода населения Ульяновской области, сложившейся за год, предшествующий году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты. Указанная величина ежегодно утверждается Правительством Ульяновской области в устанавливаемые им сроки и порядке на основе соответствующих данных федерального органа исполнительной власти по статистике.

В соответствии со ст.3 данного Закона ежемесячная денежная выплата назначается в размере, равном величине прожиточного минимума для детей, установленного в Ульяновской области на день обращения за ее назначением, если иное не предусмотрено абзацем вторым настоящей части.

Размер ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с абзацем вторым или абзацем третьим статьи 2 настоящего Закона за предшествовавшее дню соответствующего обращения время, определяется исходя из величины (величин) прожиточного минимума (прожиточных минимумов) для детей, установленного (установленных) в Ульяновской области в этот период.

Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты, включая перечень необходимых для ее назначения документов, определяется Правительством Ульяновской области. (ст.4 Закона Ульяновской области от 31.08.2012 № 113-ЗО).

Законом Ульяновской области  от 01.11.2006 № 152-ЗО «О пособиях на детей в Ульяновской области»  устанавливается в том числе и  ежемесячное пособие на ребенка

В силу ст.4  указанного Закона право на получение ежемесячного пособия имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного (усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации, - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения в Ульяновской области.

Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается в размере 200 рублей, если иное не установлено частями 2 - 4 настоящей статьи.

Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида выплачивается в размере300 рублей. (ст.6 Закона Ульяновской области от 01.11.2006 № 152-ЗО).

Согласно ст.8 Закона Ульяновской области от 01.11.2006 № 152-ЗО назначение и выплата пособий осуществляются в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.

В соответствии со ст.3 Закона Ульяновской области от 29.12.2005 № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области» многодетным семьям предоставляются  меры социальной поддержки, одной из которых является  предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере *** рублей на каждого ребенка.

При этом указанная мера социальной поддержки  предоставляется семьям, имеющим среднедушевой доход, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Ульяновской области.

Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетных семей, предусмотренных настоящим Законом, устанавливается Правительством Ульяновской области. (ст.4).

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие  граждане и иные категории  граждан, предусмотренные настоящим    Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного  в соответствующем субъекте  Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Согласно ст.2 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной  социальной помощи» учет  доходов и расчет среднедушевого дохода семьи,  и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем  им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении в оказании государственной социальной помощи.  

Так, п.1 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме.

Статьей 9 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной  социальной помощи» установлено, что в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Таким образом, основным условием для назначения истице оспариваемых социальных выплат является  признание  семьи Мокшиных малоимущей, что подтверждается  документами о получаемом  доходе  трудоспособными членами семьи .

Как следует из представленных документов  Мокшина О.В., обращаясь к ответчику с заявлениями о назначении ей указанных мер социальной поддержки, будучи трудоспособной не представила документ от работодателя о получаемом ею доходе, равно как и не представила документального подтверждения  уважительности причин не трудоустройства.

Согласно представленному трудовому договору  от 10.08.2012 Мокшина О.В.  является ***  ООО «Н***». До настоящего времени трудовые отношения не прекращены, что подтверждено представленной истицей копией трудовой книжки.

Из справки 2-НДФЛ за 2014 год следует, что в период с января по сентябрь 2014 года включительно средне месячная  заработная плата истицы составила *** руб.

Данных об изменении размера данной заработной платы в последующем  не имеется.

Из пояснений  истицы и представленной ею переписки с органами прокуратуры, следственным комитетом и Государственной инспекцией труда следует, что с  октября 2014 года заработная плата  ей не выплачивается, в связи с чем она  обратилась в суд за взысканием задолженности по заработной плате из расчета *** руб. в месяц.

Как следует из пояснений истицы, с января 2015 года она фактически не работает, т.е. в одностороннем порядке расторгла трудовой договор, однако доказательств того, что она  предпринимает меры к трудоустройству и  ей было отказано в трудоустройстве из-за отсутствия трудовой книжки не представила. С иском о расторжении трудового договора с ООО «Н***»  Мокшина О.В. обратилась только в сентябре 2015 года, уже после предъявления настоящего иска. При этом, как следует из представленной копии искового заявления, истица не заявляет требований к работодателю о возврате трудовой книжки.

Таким образом,  Мокшина О.В., являясь работоспособной, тем не менее, при отсутствии уважительных причин, не трудоустраивается.

Исходя из того, что  целью предоставления малоимущим семьям или малоимущим  одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте российской Федерации,   получателями государственной социальной  помощи могут быть только малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые   по независящим от них причинам  имеют  среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.

Поскольку Мокшиной О.В. не представлены доказательства того, что среднедушевой доход их семьи ниже прожиточного минимума, в том числе и по объективным причинам, в частности невозможности трудоустройства истицы в течении длительного времени - года, оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по города  Ульяновску  назначить Мокшиной О.В. ЕДВ при рождении после 31 декабря 2012 года третьего и последующего детей до достижения им возраста трёх лет за период с 1 января 2015 года; Ежемесячное пособие на ребёнка - инвалида в размере *** рублей за период с 1 апреля 2015 года; Ежемесячное пособие на ребёнка в размере *** рублей за период с 1 марта 2015 года; ЕДВ *** рублей на каждого ребёнка за период с 1 января 2015 года не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 сентября 2015 года  отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Мокшиной О***  В*** к  Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по города  Ульяновску  о возложении обязанности назначить ежемесячные денежные выплаты отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: