УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Тураева Т.Е. Дело № 33-5198/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
22 декабря 2015 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В. и Чурбановой Е.В.
при секретаре
Штукатурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ОГКУСО «Центр обеспечения граждан
техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и
социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.
Ульяновске» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 02 сентября 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования Шевалдова В*** В*** удовлетворить частично.
Обязать Областное государственное казенное учреждение
социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без
определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» обеспечить Шевалдова В*** В*** путевкой на санаторно-курортное
лечение за 2015 год на основании
медицинской справки от 09.01.2015 № *** в соответствии с рекомендуемыми
сезонами лечения.
В удовлетворении остальной части исковых требований
отказать.
Заслушав доклад судьи
Мирясовой Н.Г., пояснения истца Шевалдова В.В. полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Шевалдов В.В. обратился в суд с иском к Областному
государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр
обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным
лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и
занятий в г. Ульяновске» о предоставлении путевки на санаторно-курортное
лечение, взыскании компенсации
морального вреда.
В обоснование иска указал, что 13.01.2015 он обратился в
органы социальной защиты с заявлением о
выдаче путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год, предоставив справку
№ *** от 09.01.2015. Он был поставлен на учет за № ***. 18.06.2015 из телефонного звонка в органы соцзащиты он
узнал, что поскольку в марте 2015
года проходил лечение в санатории «Б***», ему путевка не
будет предоставлена. Однако в марте 2015 года он получил путевку за 2014 год по
решению суда от 05.12.2014.
С учетом уточнения требований Шевалдов В.В. просил суд
обязать ответчика обеспечить его путевкой на санаторно-курортное лечение за
2015 год в срок, не позднее 13.01.2016,
взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме *** руб.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без
определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» не соглашается с решением суда, просит его
отменить и принять новое решение. При этом указывает, что размеры
финансирования в 2010-2013 году не позволяли обеспечить путевками всех
федеральных льготников, в связи с чем сформировалась очередь на предоставление
путевки. Распределение путевок на санаторно-курортное лечение инвалидов
осуществляется в порядке очередности по дате регистрации заявления, Шевалдов
В.В. не имеет каких-либо преимущественных прав в получении путевки перед
лицами, обратившимися с соответствующими заявлениями ранее нее, внеочередное
предоставление путевки повлечет за собой нарушение конституционных прав других
граждан, право которых на получение путевок возникло ранее в соответствии с датой
постановки на учет.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица,
извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Шевалдов В.В. является инвалидом ***
группы бессрочно и у него имеются медицинские показания для получения путевки
на санаторно-курортное лечение.
Шевалдов В.В. обратился в Ульяновское областное
государственное казенное учреждение социальной защиты населения в р.п.
Кузоватово (Цильнинский район) с заявлением о предоставлении
санаторно-курортной путевки с приложением всех необходимых документов.
13 января 2015 г. Шевалдов В.В. уведомлен о том, что
поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 года и зарегистрирован под номером ***.
Путевка на санаторно-курортное лечение истцу на момент
обращения в суд (июль 2015 года) ответчиком не предоставлена.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковое заявление
Шевалдова В.В. суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом
от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и
исходил из того, что истец, своевременно обратившийся к ответчику с заявлением
на получение путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех
необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном
лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде
обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в 2015 году и ему не может
быть в этом отказано, в связи с чем обязал ответчика предоставить истцу путевку
на санаторно-курортное лечение за 2015 год в соответствии с медицинскими
показаниями.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой
инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального
права.
Правовые и организационные основы предоставления
государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены
Федеральным законом
от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
(далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1
Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют
указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1
ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии
медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в
целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации,
определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг
является календарный год (ч. 2 ст. 6.3
Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3
Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления
гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты
населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими
изменениями) утвержден Порядок
предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который
регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний
путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1
Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением
осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний
санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на
территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное
лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и
органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по
оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по
предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний
путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании
соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального
развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3
Порядка).
Согласно п. 3.6
Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии
противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом
учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N
070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.
Справка для получения путевки действительна, как указано в
ее тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у
"Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение",
действующая с 9 марта 2015 г.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть
приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N
070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда
социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты
населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной
работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее -
органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего
года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в
уполномоченный орган (п. 3.7
Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования
Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также
уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о
предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки
сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было
представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с
указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8
Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее
чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями
травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в
санаторно-курортное учреждение (п. 3.9
Порядка).
Частью 3 ст.
6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено,
что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной
социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством
Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1,
4
Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864,
финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии
медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является
расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с
предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде
обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств,
предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение
ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а
также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств,
направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг,
осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение
государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4
Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30
сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра
лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения
требований Федерального закона
от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на
санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия
федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из
норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего
государственную социальную помощь в виде социальной услуги по
санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и
социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в
Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной
помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в
котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных
услуг (п. 2
Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение
расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде
набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Оплата стоимости одного дня пребывания в
санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение
государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в
пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти
цели.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются за
счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке,
предусмотренном Федеральным законом
от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных
положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям
граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на
санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации
права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы
финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки
на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение
путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную
социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении
путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые
документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по
состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом,
обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки
на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в
последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами,
не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на
санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной
последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и
равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3)
Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод
человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение
Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в
виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на
санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1
Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное
или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение
кого-либо из этих категорий граждан данный закон
не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3
Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом
предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе
не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на
санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его
пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке
обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской
Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные
органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное
лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в
виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний
для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был
обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и
гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной
помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на
санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках
действующего правового регулирования.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал
подлежащие применению положения Федерального закона
от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные
правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что
непредставление ответчиком Шевалдову В.В. путевки на санаторно-курортное
лечение в 2015 году следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего
ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в
предоставлении ему государственной социальной помощи.
Принимая решение, обязывающее ответчика предоставить
Шевалдову В.В.. путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год, судом не
приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг,
состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по
Ульяновской области, заявления которых о предоставлении путевки были
зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган социальной
защиты по данному вопросу.
Заявление Шевалдова В.В. о предоставлении
санаторно-курортной путевки в 2015 году было рассмотрено ответчиком в
установленном законом порядке, 13 января 2015 г. он был принят на учет для
обеспечения санаторно-курортным лечением в порядке очередности (регистрационный
номер ***).
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение
должна быть предоставлена Шевалдову В.В. исходя из последовательности,
определяемой датой регистрации его заявления.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия
считает, что принятое по делу судебное постановление, которым на ответчика
возложена обязанность предоставить Шевалдову В.В. санаторно-курортную путевку
за 2015 год в соответствии с медицинскими показаниями без учета установленной в
регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное
лечение, нельзя признать законным. Решение суда в связи с неправильным
применением норм материального права к спорным отношениям, подлежит отмене, с
принятием в этой части нового решения, которым в удовлетворении иска Шевалдова
В*** В*** к Областному государственному казенному учреждению социального
обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в г. Ульяновске» об обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение за 2015 год отказать.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 02 сентября 2015 года в части обязания областное государственное казенное
учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими
средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации
для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске»
обеспечить Шевалдова В*** В*** путевкой на санаторно-курортное лечение,
отменить.
Постановить в этой
части новое решение.
В удовлетворении иска Шевалдова В*** В*** к Областному
государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр
обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным
лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и
занятий в г. Ульяновске» об обеспечении
путевкой на санаторно-курортное лечение
за 2015 год отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи: