Судебный акт
Ремонт дорог, установка светофора
Документ от 08.12.2015, опубликован на сайте 22.12.2015 под номером 56152, 2-я гражданская, об устранении выбоины на автодороге, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачёва Т.М.                                                                       Дело № 33-5128/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  08 декабря  2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Нефёдова О.Н.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Моисеевой О.С.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г.Ульяновска  на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска  от 15 сентября 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского  района города Ульяновска удовлетворить.

Обязать администрацию г. Ульяновска устранить выбоины, имеющиеся на пересечении автомобильных дорог по ул. Орлова и ул.  Верхнеполевая .

Обязать администрацию г. Ульяновска обустроить на пересечении улиц  Орлова  и  Верхнеполевая   Ленинского  района г.  Ульяновска  светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения на пешеходном переходе с применением звуковой сигнализации для движения лиц с ограниченными возможностями.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Колгановой Е.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с иском к Администрации города Ульяновска о возложении обязанности привести  в  соответствие  с эксплуатационными  требованиями участок автомобильной муниципальной дороги, обустроить светофорное  регулирование с применением звуковой  сигнализации.

Требования мотивированы тем, что на проезжей части автомобильной дороги на пересечении улиц  Верхнеполевая  и  Орлова  в г. Ульяновске  имеются затрудняющие движение транспортных средств выбоины, превышающие установленные требованиями ГОСТ предельные размеры. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц, проведенной прокуратурой района совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Ульяновску, от 14.07.2015.

Кроме того, непосредственно вблизи указанного перекрестка находится Ульяновское областное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых» (ул.  Верхнеполевая , д.  11 ). Отсутствие на пешеходном переходе возле трамвайной остановки «ул. Орлова» светофорного регулирования затрудняет инвалидам по зрению пересечение проезжей части с целью посещения Ульяновского областного отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых».

Согласно вышеуказанному акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 14.07.2015 на пересечении улиц Орлова и Верхнеполевая Ленинского района г. Ульяновска в соответствии с нормативными требованиями возможно обустройство светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения на пешеходном переходе с применением звуковой сигнализации для движения лиц с ограниченными возможностями.

Поскольку вышеуказанная дорога является муниципальной собственностью, прокурор просил суд обязать администрацию г. Ульяновска устранить выбоины, имеющиеся на пересечении автомобильных дорог по ул.  Орлова  и ул.  Верхнеполевая , а также обустроить на пересечении указанных улиц светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения на пешеходном переходе с применением звуковой сигнализации для движения лиц с ограниченными возможностями.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска просит решение суда отменить. Жалоба мотивирована тем, что администрация г. Ульяновска является ненадлежащим ответчиком по данному делу. В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог требованиям закона возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. По смыслу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник вправе передавать свои полномочия по содержанию имущества специально созданным им учреждениям. Распоряжением Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска от 05 марта 2014 года N 22 с МБУ «Дорремстрой» было заключено соглашение о предоставлении субсидии и выдано муниципальное задание на содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории МО «город Ульяновск». В состав работ по содержанию дорог входит, в том числе, устранение деформаций и повреждений дорожного покрытия в виде выбоин. В связи с изложенным считает, что обязанность по приведению дороги на пересечение улиц  Верхнеполевая  и  Орлова  в соответствие с эксплуатационными требованиями должна быть возложена на МБУ «Дорремстрой».

Для  оборудования пешеходного перехода светофорным регулированием с применением вызывной и звуковой фазы отсутствуют условия, предусмотренные п. 7.2.15 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 15.12.2004 № 120-ст.   Светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводится на дороге с числом полос две и более в каждом направлении, если условие 2 не выполняется по значению интенсивности пешеходного движения. (Условие 2. Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой - 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ч.). Автомобильная дорога по ул.  Верхнеполевая  имеет две полосы движения противоположных направлений, движение на пересечении улиц  Орлова  и  Верхнеполевая  не требует светофорного регулирования в соответствии с ГОСТами, интенсивность движения истцом не проверялась.

Акт проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 14.07.2015 составлялся без участия представителя администрации г.Ульяновска в противоречие с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В судебное заседание не явились представитель администрации г.Ульяновска, департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г.Ульяновску, Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения в г.Ульяновске, ОГИБДД УМВД России по г.Ульяновску, МУП «Ульяновскдорремстрой», Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г.Ульяновска, Ульяновской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых». О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2013 № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, отнесены к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 08.11.2007 № 257-ФЗ, дорожная деятельность в отношении дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, под которым, в свою очередь, понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 6, 12 статьи 3 указанного Федерального закона).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления, кроме содержания и ремонта автомобильных дорог, осуществляют муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что  эксплуатационное состояние автомобильной дороги местного значения на пересечении улиц  Верхнеполевой  и  Орлова  в г. Ульяновске  не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93.

Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. определены пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 и не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Указанные повреждения проезжей части дороги должны быть ликвидированы в срок от 5 до 10 дней (в зависимости от отнесения дороги к той или иной группе и ее транспортно-эксплуатационных характеристик).

В нарушение указанных требований на проезжей части автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск , ул.  Верхнеполевая  на пересечении с ул.  Орлова , имеются затрудняющие движение транспортных средств выбоины, превышающие предельные размеры, что подтверждается актом проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц, проведенной прокуратурой района совместно с ОГИБДД УМВД России по г.Ульяновску, от 14.07.2015. Данные нарушения не устранены до настоящего времени.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно  возложил на  администрацию г. Ульяновска обязанность по устранению выбоин, имеющихся на проезжей части автомобильной дороги на пересечении улиц  Верхнеполевая  и  Орлова .

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г. Ульяновска является ненадлежащим ответчиком по указанному делу, поскольку работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог в городе Ульяновска на основании муниципального задания обязано выполнять МБУ «Дорремстрой», судебной коллегией отклоняются как несостоятельные. Эти доводы противоречат приведенному выше федеральному законодательству.

Заключение администрацией г. Ульяновска с МБУ «Дорремстрой» муниципального контракта на содержание автомобильных дорог на территории муниципального образования не освобождает администрацию г. Ульяновска, как уполномоченный орган местного самоуправления, от обязанности осуществлять контроль за состоянием дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечивать их соответствие эксплуатационным требованиям.

В ходе рассмотрения дела также установлено, что непосредственно вблизи перекрестка улиц  Верхнеполевая  и  Орлова   находится Ульяновское областное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых» (ул.  Верхнеполевая , д.  11 ).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 14.07.2015 на пересечении улиц  Орлова  и  Верхнеполевая   Ленинского  района г.  Ульяновска  в соответствии с нормативными требованиями возможно обустройство светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения на пешеходном переходе с применением звуковой сигнализации для движения лиц с ограниченными возможностями.

В соответствии с п. 7.4.3. ГОСТ Р 52289-2004 (утверждены Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст) «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское ордена  Трудового  Красного Знамени  общество слепых» расположено по ул.  Вернеполевая 11 .  Перекрестком улиц  Верхнеполевая  и  Орлова   в г.  Ульяновске  регулярно пользуются слабовидящие  граждане для того, чтобы попасть в помещение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена  Трудового  Красного Знамени  общество слепых».

По сведениям ГИБДД в  районе ул.  Верхнеполевая, 11  за  период с 2013-2015 года зарегистрировано  10  дорожно-транспортных происшествий, в которых   получили механические повреждения  транспортные средства и  одно – в  котором пострадал  человек.

Кроме того, имеется обращение гражданина - инвалида  2 группы по зрению  П анфиловой  В.З.,  в котором она наряду с иными требованиями ставит  вопрос  об установке   в данном районе  светофора со звуковым   сигналом для слабовидящих и тактильным пешеходным переходом.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на перекрестке улиц  Орлова  и  Верхнеполевая  согласно нормативным документам вообще не предусмотрено оборудование светофора, являются несостоятельными. 

Как было указано выше, отсутствие на пешеходном переходе возле трамвайной остановки «ул.  Орлова » светофорного регулирования затрудняет инвалидам по зрению пересечение проезжей части с целью посещения Ульяновского областного отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых».

Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 14.07.2015 на пересечении улиц  Орлова  и  Верхнеполевая   Ленинского  района г.  Ульяновска  в соответствии с нормативными требованиями возможно обустройство светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения на пешеходном переходе с применением звуковой сигнализации для движения лиц с ограниченными возможностями. Данный акт составлялся с участием представителя ОГИБДД УМВД России по г.Ульяновску.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о возложении на администрацию г.Ульяновска  обязанности по установке на пересечении улиц  Орлова  и  Верхнеполевая   Ленинского  района г.  Ульяновска  светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения на пешеходном переходе с применением звуковой сигнализации для движения лиц с ограниченными возможностями.

Тот факт, что акт проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 14.07.2015 составлялся в отсутствие представителя администрации г.Ульяновска, не свидетельствует о его недействительности. Обстоятельства, отраженные в данном акте, администрацией г.Ульяновска не оспариваются. 

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска  от 15 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска  - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: