УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Росляков
В.Ю.
Дело № 33- 5061/2015
А П Е Л Л Я Ц И О
Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
01 декабря 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.
судей Казаковой
М.В., Чурбановой Е.В.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционному представлению прокурора Инзенского района Ульяновской области на
решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 08 сентября 2015
года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Инзенского района в
интересах Мотиной Н*** А*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области,
Государственному учреждению здравоохранения «Инзенская районная больница»,
администрации муниципального образования «Инзенский район» о возложении
обязанности организовать перевозку больного хронической почечной
недостаточностью оставить без
удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., мнение прокурора
Сальникова А.А., поддержавшего апелляционное представление, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Инзенского района Ульяновской области
обратился в суд с иском в интересах Мотиной Н.А. к Министерству здравоохранения
Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения (далее – ГУЗ)
«Инзенская районная больница» о возложении обязанности организовать перевозку
больного хронической почечной недостаточностью. В обоснование иска указал,
что Мотина Н.А. страдает и***,
является инвалидом *** группы, с августа 2014 года по настоящее время принимает процедуру э***
Данную процедуру Мотиной Н.А. необходимо проходить 3 раза в неделю (***) в
диализном центре ООО «Фрезиниус нефрокея», расположенном в г. Ульяновск, а
проживает Мотина Н.А. в р/п Г*** И*** района Ульяновской области. Доставка
Мотиной Н.А. от с. С*** К*** района Ульяновской области до диализного центра в
г. Ульяновск осуществляется транспортным средством администрации МО «Инзенский
район», обеспечивается за счет бюджета МО «Инзенский район». Вместе с тем, от
места своего жительства в р.п. Г*** до с. С*** Мотина Н.А. добирается за свой
счет на попутных машинах либо такси. Просил обязать ГУЗ «Инзенская районная больница»
обеспечить доставку автотранспортом Мотину Н.А.
от места жительства в
р.п. Г*** И*** района Ульяновской области до с.С*** К*** района
Ульяновской области с целью последующей доставки в г. Ульяновска для получения
медицинской помощи методом 3 раза в неделю по
графику гемодиализа, возложив на Министерство здравоохранения
Ульяновской области обязанность по возмещению ГУЗ «Инзенская районная больница»
расходов по доставке Мотиной
Н.А. в с. С***.
Судом в качестве соответчика по делу привлечена
администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области
(далее – администрация МО «Инзенский район»).
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционном
представлении прокурор Инзенского района Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить. Указывает, что вывод суда о нахождении на
территории района восьми муниципальных
образований и невозможности организации доставки каждого больного,
страдающего инсулинозависимым сахарным диабетом, непосредственно от места
жительства к месту проведения процедур, является необоснованным, поскольку
сведения о количестве больных, проживающих на территории района и нуждающихся в
такой транспортировке, у суда отсутствовали.
В возражении на апелляционное представление ГУЗ
«Инзенская районная больница» просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие Мотиной Н.А., Министерства здравоохранения
Ульяновской области, ГУЗ «Инзенская районная больница», администрации МО
«Инзенский район», извещенных о месте и времени судебного разбирательства
надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Мотина Н.А., проживающая в р.п.
Г*** И*** района Ульяновской области, страдает и***, является инвалидом ***
группы, с *** по настоящее время принимает процедуру *** неделю (***) в диализном центре ООО
«Фрезиниус нефрокея», расположенном г. Ульяновск, пр-т В***.
Доставка больных, страдающих и***, в том числе Мотиной Н.А.,
проживающих на территории Инзенского района Ульяновской области, из г. Инза до
диализного центра в г. Ульяновск, осуществляется трижды в неделю (***)
автотранспортом администрации МО «Инзенский район» за счет бюджета МО
«Инзенский район» на основании Положения о порядке обеспечения подвоза больных
хронической почечной недостаточностью, утвержденного Постановлением первого
заместителя Главы администрации района от 07.02.2012 № 88. Автомобильная дорога
Инза-Ульяновск не проходит через р.п. Г*** И*** района Ульяновской области,
однако, проходит через с.С*** К***о района Ульяновской области, находящееся в 17-ти километрах на расстоянии
от р.п.Г***
Ссылаясь на то обстоятельство, что Мотина Н.А. вынуждена
добираться от р/п Г*** до с. С*** самостоятельно, за счет
собственных денежных средств, прокурор Инзенского района Ульяновской области
обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных
требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и
обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для
удовлетворения требований прокурора в интересах
Мотиной Н.А., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
В силу п.п.5 ч. 1 ст. 16 Федерального
закона «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ) к
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в
сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта
Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной
медицинской помощи.
Частью
1 статьи 81 Федерального закона №
323-ФЗ предусмотрено, что в целях
организации оказания населению
медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации
утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные
программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии
с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском
страховании.
В соответствии с приведенными положениями
федерального законодательства Постановлением Правительства Ульяновской области
от 25.12.2014 № 602-П утверждена «Территориальная программа
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на
территории Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017
годов» (далее - Территориальная программа).
Согласно п. 2
Территориальной программы гражданам Российской Федерации на территории
Ульяновской области в рамках Территориальной программы бесплатно предоставляется,
кроме прочего, специализированная медицинская помощь в стационарных условиях и
в условиях дневного стационара врачами-специалистами в соответствии с порядками
оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.
Источниками финансового обеспечения Территориальной программы являются средства
федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области, средства ОМС.
В
соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
20.12.2012 № 1271-н заместительная почечная терапия методом гемодиализа и
перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Указанная
медицинская помощь оказывается Мотиной
Н.А. на безвозмездной основе в рамках
территориальной программы Ульяновской области.
В силу
ч.4 ст. 3 Федерального закона № 323-ФЗ
органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право
издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в
соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В
соответствии с п.1 ст. 17 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления
городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относится
создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с
территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах
полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Одним
из принципов, на котором основана бюджетная система Российской Федерации,
является принцип самостоятельности бюджетов, который согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации
означает, в том числе, право органов местного самоуправления в соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и
направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое
обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из
других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Пунктами
1-3 статьи 86 Бюджетного кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального
образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по
вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными
законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения
муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров
(соглашений) по данным вопросам (абз. 2 п. 1); принятия муниципальных правовых
актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им
отдельных государственных полномочий (абз. 3 п. 1).
Из материалов дела
следует, что администрацией МО «Инзенский район» 07.02.2012 принято Положение о порядке обеспечения подвоза
больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории МО
«Инзенский район», до Ульяновского диализного центра, согласно которому
администрация муниципального образования заключает договор с автотранспортным
предприятием на оказание услуг по перевозке больных и производит оплату услуг
за счет средств местного бюджета.
Согласно муниципальному контракту, заключенному
администрацией МО «Инзенский район» с ОАО «Инзенское автотранспортное
предприятие», перевозка больных хронической почечной недостаточностью
осуществляется от Инзенской автостанции (г. Инза) до места оказания
специализированной медицинской помощи (г. Ульяновск) и обратно.
Следовательно,
вопрос о перевозке больных хронической почечной недостаточностью, проживающих в
Инзенском районе Ульяновской области, имеет правовое регулирование на уровне
муниципального образования в рамках предоставленных МО «Инзенский район»
полномочий и пределах выделенных на данные цели средств местного бюджета, что
исключает возможность возложения обязанности по транспортировке истицы от места
жительства до с.С*** на районную больницу за счет бюджета Ульяновской области.
При таких
обстоятельствах доводы, приведенные прокурором Инзенского района Ульяновской
области о необоснованности выводов суда о невозможности доставки трижды в
неделю каждого больного, проживающего в восьми
муниципальных образованиях Инзенского района, автотранспортом районной больницы к месту
лечения ввиду отсутствия у суда сведений о количестве таких больных, не могут
повлечь отмену решения суда как не имеющие правового значения для разрешения
настоящего спора.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 08
сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционное представление
прокурора Инзенского района Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: