Судебный акт
Доставка к месту прохождения гемодиализа
Документ от 01.12.2015, опубликован на сайте 17.12.2015 под номером 55832, 2-я гражданская, об обязывании доставить Мотиной Н.А. от места жительства до места получения медицинской помощи., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Росляков В.Ю.                                                                        Дело № 33- 5061/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   01 декабря 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.

судей   Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Инзенского района Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 08 сентября 2015 года,  по  которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Инзенского района в интересах Мотиной Н*** А*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Инзенская районная больница», администрации муниципального образования «Инзенский район» о возложении обязанности организовать перевозку больного хронической почечной недостаточностью  оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Сальникова А.А., поддержавшего апелляционное представление, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Мотиной Н.А. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения (далее – ГУЗ) «Инзенская районная больница» о возложении обязанности организовать перевозку больного хронической почечной недостаточностью. В обоснование иска указал, что     Мотина Н.А. страдает и***, является инвалидом *** группы, с августа 2014 года  по настоящее время принимает процедуру э*** Данную процедуру Мотиной Н.А. необходимо проходить 3 раза в неделю (***) в диализном центре ООО «Фрезиниус нефрокея», расположенном в г. Ульяновск, а проживает Мотина Н.А. в р/п Г*** И*** района Ульяновской области. Доставка Мотиной Н.А. от с. С*** К*** района Ульяновской области до диализного центра в г. Ульяновск осуществляется транспортным средством администрации МО «Инзенский район», обеспечивается за счет бюджета МО «Инзенский район». Вместе с тем, от места своего жительства в р.п. Г*** до с. С*** Мотина Н.А. добирается за свой счет на попутных машинах либо такси. Просил обязать ГУЗ «Инзенская районная больница» обеспечить доставку автотранспортом Мотину Н.А.  от места жительства в               р.п. Г*** И*** района Ульяновской области до с.С*** К*** района Ульяновской области с целью последующей доставки в г. Ульяновска для получения медицинской помощи методом 3 раза в неделю по  графику гемодиализа, возложив на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по возмещению ГУЗ «Инзенская районная больница» расходов по доставке           Мотиной Н.А. в  с. С***.

Судом в качестве соответчика по делу привлечена администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области (далее – администрация МО «Инзенский район»).

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционном представлении прокурор Инзенского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что вывод суда о нахождении на территории района восьми муниципальных  образований и невозможности организации доставки каждого больного, страдающего инсулинозависимым сахарным диабетом, непосредственно от места жительства к месту проведения процедур, является необоснованным, поскольку сведения о количестве больных, проживающих на территории района и нуждающихся в такой транспортировке, у суда отсутствовали. 

В  возражении на апелляционное представление ГУЗ «Инзенская районная больница» просит оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие  Мотиной Н.А., Министерства здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Инзенская районная больница», администрации МО «Инзенский район», извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Мотина Н.А., проживающая в р.п. Г*** И*** района Ульяновской области, страдает и***, является инвалидом *** группы, с *** по настоящее время принимает процедуру *** неделю (***) в диализном центре ООО «Фрезиниус нефрокея», расположенном г. Ульяновск, пр-т В***.

Доставка больных, страдающих и***, в том числе Мотиной Н.А., проживающих на территории Инзенского района Ульяновской области, из г. Инза до диализного центра в г. Ульяновск, осуществляется трижды в неделю (***) автотранспортом администрации МО «Инзенский район» за счет бюджета МО «Инзенский район» на основании Положения о порядке обеспечения подвоза больных хронической почечной недостаточностью, утвержденного Постановлением первого заместителя Главы администрации района от 07.02.2012 № 88. Автомобильная дорога Инза-Ульяновск не проходит через р.п. Г*** И*** района Ульяновской области, однако, проходит через с.С*** К***о района Ульяновской области,  находящееся в 17-ти километрах на расстоянии от р.п.Г***

Ссылаясь на то обстоятельство, что Мотина Н.А. вынуждена добираться от     р/п Г***  до с. С*** самостоятельно, за счет собственных денежных средств, прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  прокурора в интересах Мотиной Н.А., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В силу п.п.5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.

Частью 1 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ   предусмотрено, что в целях организации  оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В соответствии с приведенными положениями федерального законодательства Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 № 602-П утверждена «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее - Территориальная программа).

Согласно п. 2 Территориальной программы гражданам Российской Федерации на территории Ульяновской области в рамках Территориальной программы бесплатно предоставляется, кроме прочего, специализированная медицинская помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи. Источниками финансового обеспечения Территориальной программы являются средства федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области, средства ОМС.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1271-н заместительная почечная терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

Указанная медицинская помощь оказывается  Мотиной Н.А. на безвозмездной основе  в рамках территориальной программы Ульяновской области.

В силу ч.4 ст. 3 Федерального закона № 323-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 17 Федерального закона № 323-ФЗ  к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относится создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Одним из принципов, на котором основана бюджетная система Российской Федерации, является принцип самостоятельности бюджетов, который согласно статье 31  Бюджетного кодекса Российской Федерации означает, в том числе, право органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Пунктами 1-3 статьи 86  Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (абз. 2 п. 1); принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз. 3 п. 1).

Из материалов дела следует, что администрацией МО «Инзенский район» 07.02.2012 принято  Положение о порядке обеспечения подвоза больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории МО «Инзенский район», до Ульяновского диализного центра, согласно которому администрация муниципального образования заключает договор с автотранспортным предприятием на оказание услуг по перевозке больных и производит оплату услуг за счет средств местного бюджета.

Согласно муниципальному контракту, заключенному администрацией МО «Инзенский район» с ОАО «Инзенское автотранспортное предприятие», перевозка больных хронической почечной недостаточностью осуществляется от Инзенской автостанции (г. Инза) до места оказания специализированной медицинской помощи (г. Ульяновск) и обратно.

Следовательно, вопрос о перевозке больных хронической почечной недостаточностью, проживающих в Инзенском районе Ульяновской области, имеет правовое регулирование на уровне муниципального образования в рамках предоставленных МО «Инзенский район» полномочий и пределах выделенных на данные цели средств местного бюджета, что исключает возможность возложения обязанности по транспортировке истицы от места жительства до с.С*** на районную больницу за счет бюджета Ульяновской области.

При таких обстоятельствах доводы, приведенные прокурором Инзенского района Ульяновской области о необоснованности выводов суда о невозможности доставки трижды в неделю каждого больного, проживающего в восьми  муниципальных образованиях Инзенского района,  автотранспортом районной больницы к месту лечения ввиду отсутствия у суда сведений о количестве таких больных, не могут повлечь отмену решения суда как не имеющие правового значения для разрешения настоящего спора.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 08 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Инзенского района Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: