УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Высоцкая
А.В. Дело
№ 33- 4754/2015
А П Е Л Л Я Ц И О
Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
17 ноября 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Камаловой Е.Я.
судей Казаковой
М.В., Чурбановой Е.В.
при секретаре
Моисеевой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Попова В*** М*** на решение Заволжского районного суда
города Ульяновска от 17 августа 2015 года,
по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Попову В*** М*** к
Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о признании
незаконным постановления
жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области от
***.2009 о снятии его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, обязании восстановить его в
списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты
первоначальной постановки на учет отказать.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения истца Попова
В.М., поддержавшего доводы жалобы,
представителя ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области – Одушкина В.П.,
возражавшего против доводов жалобы,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Попов В.М. обратился в суд с иском к Федеральному казенному
учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Ульяновской области» о признании незаконным постановления
жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, восстановлении в списках граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий. В обоснование иска указал, что с ***.1992 по ***.2003 проходил службу в ФКУ ИК-4 УФСИН России по
Ульяновской области, ***.1993 был поставлен на учёт граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий. В апреле 2015 года обратился в УФСИН России по
Ульяновской области с просьбой рассмотреть вопрос о выдаче единовременной
социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако
ответом от ***.2015 был поставлен в известность, что снят с учёта нуждающихся в
улучшении жилищных условий протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от ***.2009 № *** Считал, что данное решение
принято жилищно-бытовой комиссией с
нарушением требований ст.56 ЖК РФ, кроме того, на заседание комиссии он не
приглашался. Просил признать незаконным постановление жилищно-бытовой
комиссии ФКУ ИК-4 УФСИН России по
Ульяновской области от ***.2009 о снятии его с учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, обязать
восстановить его в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с
даты первоначальной постановки на учет в ИК-4 (Учреждении ЮИ-78/4), то есть с ***1994.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Попов В.М. не соглашается с решением
суда, просит его отменить. Указывает, что суд не принял во внимание требования
ст. 5 Закона Ульяновской области от 06.05.2006
№ 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления
муниципальных образований Ульяновской
области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
предоставляемых по договорам социального найма», согласно которому за
гражданами, принятыми на учет до 01 марта 2005 г., сохраняется право на
получение социального жилья, они могут быть сняты с учета только по основаниям,
указанным в Жилищном кодексе РФ. Такого основания, как непредставление
документов, законом не предусмотрено. Суд необоснованно указал, что он
извещался ответчиком о необходимости представления таких документов, поскольку
доказательств этому не представлено. Кроме того, Жилищный кодекс РФ с 01 марта
2005 г. обязанность по истребованию необходимых документов о жилищном положении
лиц, состоящих на учете, возлагает на государственные и муниципальные органы, а
документы должны предоставляться только в случае изменения жилищных условий
гражданина. У него таких изменений с момента постановки не учет не имелось – он
проживал и проживает в трехкомнатной коммунальной квартире. Суд нарушил
требования гражданского процессуального законодательства, поскольку рассмотрел
два требования – о признании незаконным решения комиссии о снятии его с учета и
восстановлении в очереди на получение жилья в то время, как второе требование он не поддерживал в ходе
судебного разбирательства.
В возражении на апелляционную жалобу ФКУ ИК-4 УФСИН России
по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а
жалобу Попова В.М. – без
удовлетворения.
В судебном заседании Попов В.М. доводы апелляционной
жалобы поддержал.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по
Ульяновской области – Одушкин В.П.
просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Попов В.М. проходил службу в
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области с ***.1992 по ***.2003,
уволен по ст. 58 п. «б» (достижение
предельного возраста).
***.1993 Попов В.М. по месту службы был поставлен на учет на
улучшение жилищных условий с составом семьи 1 человек (протокол жилищно-бытовой
комиссии при Учреждении ЮИ-78/4 от ***.1994). На момент постановки на учет
истец проживал в комнате семейного общежития по адресу: г.Ульяновск, б-р Н***
***.2000 Поповым В.М. в жилищно-бытовую комиссию
представлена справка формы № 8 на жилое помещение, расположенное по адресу:
пр-т Л*** что подтверждает изменение его места жительства. Согласно
представленным документам Попов В.М. являлся нанимателем комнаты, жилой
площадью 16,91 кв.м, в трехкомнатной квартире, общей площадью 65,78 кв.м. На основании договора передачи в
собственность от ***.2000 стал собственником указанной комнаты, составляющей
41/100 трехкомнатной квартиры.
***.2009 решением жилищно-бытовой комиссии при ИК №4 УФСИН
по Ульяновской области Попов В.М. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных
условий по тем основаниям, что в течение длительного времени – с 2004 года (то
есть более 5 лет) он не предоставлял документы, подтверждающие нуждаемость в
улучшении жилищных условий.
Полагая
незаконным решение комиссии ответчика о снятии с учета нуждающихся в улучшении
жилищных условий, Попов В.М. обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных
требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и
обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для
удовлетворения требований Попова В.М.,
не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Отношения,
связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением, сотрудников
органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями,
медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных
со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с
предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального
закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов
внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации».
В
соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ сотрудник,
имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном
исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения
или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах
внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с
учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (статья 4).
Согласно
ч. 6 ст. 4 вышеуказанного Закона право на единовременную социальную выплату
сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах
внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на
учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Указанный
Федеральный закон введен в действие с 01.01.2012. Ранее действовал Закон
Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы» предусматривал обеспечение жилой площадью сотрудников
уголовно-исполнительной системы, не имеющих жилья» (в редакции от 21.07.1993,
которым предусматривалось обеспечение жилой площадью сотрудников
уголовно-исполнительной системы, не имеющих жилья (статья 35). В отношении сотрудников, имеющих жилье, но нуждающихся в
улучшении жилищных условий, применению подлежали общие нормы жилищного законодательства.
На момент
постановки Попова В.М. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, действовала статья 29 Жилищного
кодекса РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий. Среди таких оснований
предусматривались: проживание граждан в общежитиях, а также
имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня,
устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным
комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов
народных депутатов (п.1, п.
5 ч.1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно
ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федерального закона от
29.12.2004 № 189-ФЗ) к жилищным
отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской
Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и
обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением
случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания
для снятия граждан с учета, которые были приняты на учет для предоставления
жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, определены
в части 2 статьи 6 названного
Федерального закона.
Часть
2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004
№ 189-ФЗ предусматривает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005
года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам
социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими
жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с
такого учета по основаниям, предусмотренным подп.1, 3-6 ч.1 ст. 56 Жилищного
кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до
введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на
получение жилых помещений по договорам социального найма.
Основания
для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта
2005 г. определялись ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.
В
соответствии с п.1 ч.2 ст.32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию
с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных
условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого
помещения.
Правилами
учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых
помещений на территории Ульяновской области, утвержденных постановлением Главы
администрации Ульяновской области от 29.04.1994 № 91, предусматривалось, что нуждающимися
в улучшении жилищных условий признаются граждане Российской Федерации, имеющие
обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 8 кв. метров (подп.а
п.6).
Решением Ульяновской Городской Думой от 13.07.2005 № 136 «Об
установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная
норма площади жилого помещения в
г. Ульяновске установлена в размере 12 кв. м (общей площади).
Пунктом 19 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335
«О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР» устанавливалось, что ежегодно в период
с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных
депутатов, предприятия, учреждения, организации проводили перерегистрацию
граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе
перерегистрации при необходимости дополнительно проверялись жилищные условия очередников.
Аналогичные положения содержались в Правилах учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений на
территории Ульяновской области, утвержденных решением исполкома Ульяновского
областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профсоюзов
от 01.04.1988 № 148, Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области,
утвержденных постановлением Главы администрации Ульяновской области от
29.04.1994 № 91, Временных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской
области, утвержденных Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской
области от 26.12.1996 № 15/154.
Статьей 4 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-30
«О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
предоставляемых по договорам социального найма» также предусмотрена обязанность
граждан, находящихся на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
ежегодно в срок до 1 апреля проходить перерегистрацию, информируя
соответствующую жилищно-бытовую комиссию о произошедших изменениях в ранее
предоставленных сведениях. С получением указанных сведений у жилищно-бытовой
комиссии возникает обязанность по проведению проверки обоснованности нахождения
гражданина на учете.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Попов В.М.
был принят на учет в связи с проживанием в общежитии. Впоследствии он
переселился в изолированную комнату трехкомнатной квартиры, в 2000 году получил
ее в собственность, проживает в ней до настоящего времени. Размер принадлежащей
ему доли в квартире составляет 26,97 кв.м общей площади, размер занимаемой
комнаты 16,91 кв.м. При таких обстоятельствах, в связи с изменением статуса
жилья и его превышением размера учетной нормы, установленной в субъекте
проживания истца, на момент принятия спорного решения, так же как и на момент
рассмотрения спора, он не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, как установил суд, на основании свидетельства о праве на
наследство от ***.2014 Попов В.М. является собственником 1/3 жилого дома по
адресу: К*** общей площадью 57,6 кв.м.
С учетом изложенных обстоятельств оснований для признания постановления жилищно-бытовой комиссии ФКУ
ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области от ***2009 о снятии истца с учета
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется.
Доводы, приведенные Поповым В.М. в апелляционной жалобе,
являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
В частности, ссылки истца на то обстоятельство, что он сохраняет
право состоять на учете до момента получения жилья только потому, что принят на учет до 01 марта 2005 г.,
основанием к отмене решения суда не являются, поскольку, в силу
вышеприведенного законодательства, он с 2000 года не являлся нуждающимся в улучшении
жилищных условий, что служило основанием для снятия его с учета как по ранее
действующему законодательству, так и по нормам Жилищного кодекса Российской
Федерации.
Доводы о том, что суд рассмотрел два требования, одно из
которых он не поддерживал в суде не могут повлечь отмену решения суда, так как
от первоначально заявленных требований он в порядке, предусмотренном
действующим законодательством (ст. 173 ГПК РФ), не отказывался.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 17
августа 2015 года без изменения, а апелляционную жалобу Попова В*** М*** - без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: