Судебный акт
Восстановление в очереди на жилье
Документ от 17.11.2015, опубликован на сайте 08.12.2015 под номером 55533, 2-я гражданская, о восстановлении в списки учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Высоцкая А.В.                                                                        Дело № 33- 4754/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  17 ноября  2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.

судей   Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.

при секретаре  Моисеевой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Попова В*** М*** на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 17 августа 2015 года,   по  которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Попову В*** М*** к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о признании незаконным постановления жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области от ***.2009 о снятии его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить его в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты первоначальной постановки на учет отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения истца Попова В.М.,  поддержавшего доводы жалобы, представителя ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области – Одушкина В.П., возражавшего против доводов жалобы,  судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Попов В.М. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о признании незаконным постановления жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указал, что с ***.1992 по ***.2003  проходил службу в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, ***.1993 был поставлен на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В апреле 2015 года обратился в УФСИН России по Ульяновской области с просьбой рассмотреть вопрос о выдаче единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако ответом от ***.2015 был поставлен в известность, что снят с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от ***.2009 № *** Считал, что данное решение принято жилищно-бытовой комиссией с нарушением требований ст.56 ЖК РФ, кроме того, на заседание комиссии он не приглашался. Просил признать незаконным постановление жилищно-бытовой комиссии  ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области от ***.2009 о снятии его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать восстановить его в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты первоначальной постановки на учет в ИК-4 (Учреждении ЮИ-78/4), то есть с ***1994.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Попов В.М. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что суд не принял во внимание требования ст. 5 Закона Ульяновской области от 06.05.2006  № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований  Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», согласно которому за гражданами, принятыми на учет до 01 марта 2005 г., сохраняется право на получение социального жилья, они могут быть сняты с учета только по основаниям, указанным в Жилищном кодексе РФ. Такого основания, как непредставление документов, законом не предусмотрено. Суд необоснованно указал, что он извещался ответчиком о необходимости представления таких документов, поскольку доказательств этому не представлено. Кроме того, Жилищный кодекс РФ с 01 марта 2005 г. обязанность по истребованию необходимых документов о жилищном положении лиц, состоящих на учете, возлагает на государственные и муниципальные органы, а документы должны предоставляться только в случае изменения жилищных условий гражданина. У него таких изменений с момента постановки не учет не имелось – он проживал и проживает в трехкомнатной коммунальной квартире. Суд нарушил требования гражданского процессуального законодательства, поскольку рассмотрел два требования – о признании незаконным решения комиссии о снятии его с учета и восстановлении в очереди на получение жилья в то время, как  второе требование он не поддерживал в ходе судебного разбирательства.

В возражении на апелляционную жалобу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу     Попова В.М. – без удовлетворения.

В судебном заседании Попов В.М. доводы апелляционной жалобы   поддержал.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области – Одушкин В.П.  просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Попов В.М. проходил службу в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области с ***.1992 по ***.2003, уволен  по ст. 58 п. «б» (достижение предельного возраста).

***.1993 Попов В.М. по месту службы был поставлен на учет на улучшение жилищных условий с составом семьи 1 человек (протокол жилищно-бытовой комиссии при Учреждении ЮИ-78/4 от ***.1994). На момент постановки на учет истец проживал в комнате семейного общежития по адресу: г.Ульяновск, б-р Н***

***.2000 Поповым В.М. в жилищно-бытовую комиссию представлена справка формы № 8 на жилое помещение, расположенное по адресу: пр-т Л*** что подтверждает изменение его места жительства. Согласно представленным документам Попов В.М. являлся нанимателем комнаты, жилой площадью 16,91 кв.м, в трехкомнатной квартире, общей площадью  65,78 кв.м. На основании договора передачи в собственность от ***.2000 стал собственником указанной комнаты, составляющей 41/100 трехкомнатной квартиры.

***.2009 решением жилищно-бытовой комиссии при ИК №4 УФСИН по Ульяновской области Попов В.М. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что в течение длительного времени – с 2004 года (то есть более 5 лет) он не предоставлял документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Полагая незаконным решение комиссии ответчика о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, Попов В.М. обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Попова В.М., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (статья 4).

Согласно ч. 6 ст. 4 вышеуказанного Закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Указанный Федеральный закон введен в действие с 01.01.2012. Ранее действовал Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусматривал обеспечение жилой площадью сотрудников уголовно-исполнительной системы, не имеющих жилья» (в редакции от 21.07.1993, которым предусматривалось обеспечение жилой площадью сотрудников уголовно-исполнительной системы, не имеющих жилья (статья 35). В отношении  сотрудников, имеющих жилье, но нуждающихся в улучшении жилищных условий, применению подлежали общие  нормы жилищного законодательства.

На момент постановки Попова В.М. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, действовала  статья 29 Жилищного кодекса РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Среди таких оснований предусматривались: проживание граждан в общежитиях, а также имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов (п.1, п. 5  ч.1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 29.12.2004  № 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые были приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, определены в  части 2 статьи 6 названного Федерального закона.

Часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004  № 189-ФЗ предусматривает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным подп.1, 3-6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. определялись ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, утвержденных постановлением Главы администрации Ульяновской области от 29.04.1994 № 91, предусматривалось, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане Российской Федерации, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 8 кв. метров (подп.а п.6).

Решением Ульяновской Городской Думой от 13.07.2005 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади  жилого помещения»  учетная  норма  площади жилого помещения в г. Ульяновске установлена в размере 12 кв. м (общей площади).

Пунктом 19 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» устанавливалось, что ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводили перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверялись жилищные условия очередников.

Аналогичные положения содержались в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений на территории Ульяновской области, утвержденных решением исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профсоюзов от 01.04.1988 № 148, Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, утвержденных постановлением Главы администрации Ульяновской области от 29.04.1994 № 91, Временных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, утвержденных Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 26.12.1996 № 15/154.

Статьей 4 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-30 «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» также предусмотрена обязанность граждан, находящихся на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ежегодно в срок до 1 апреля проходить перерегистрацию, информируя соответствующую жилищно-бытовую комиссию о произошедших изменениях в ранее предоставленных сведениях. С получением указанных сведений у жилищно-бытовой комиссии возникает обязанность по проведению проверки обоснованности нахождения гражданина на учете.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Попов В.М. был принят на учет в связи с проживанием в общежитии. Впоследствии он переселился в изолированную комнату трехкомнатной квартиры, в 2000 году получил ее в собственность, проживает в ней до настоящего времени. Размер принадлежащей ему доли в квартире составляет 26,97 кв.м общей площади, размер занимаемой комнаты 16,91 кв.м. При таких обстоятельствах, в связи с изменением статуса жилья и его превышением размера учетной нормы, установленной в субъекте проживания истца, на момент принятия спорного решения, так же как и на момент рассмотрения спора, он не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, как установил суд,  на основании свидетельства о праве на наследство от ***.2014 Попов В.М. является собственником 1/3 жилого дома по адресу: К*** общей площадью 57,6 кв.м.

С учетом изложенных обстоятельств оснований для признания постановления жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области от ***2009 о снятии истца с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется.

Доводы, приведенные Поповым В.М. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

В частности, ссылки истца на то обстоятельство, что он сохраняет право состоять на учете до момента получения жилья только потому, что  принят на учет до 01 марта 2005 г., основанием к отмене решения суда не являются, поскольку, в силу вышеприведенного законодательства, он с 2000 года не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, что служило основанием для снятия его с учета как по ранее действующему законодательству, так и по нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы о том, что суд рассмотрел два требования, одно из которых он не поддерживал в суде не могут повлечь отмену решения суда, так как от первоначально заявленных требований он в порядке, предусмотренном действующим законодательством (ст. 173 ГПК РФ), не отказывался.   

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 17 августа 2015 года без изменения, а апелляционную жалобу Попова В*** М*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: