Судебный акт
Оспаривание заключения межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу
Документ от 10.11.2015, опубликован на сайте 18.11.2015 под номером 55440, 2-я гражданская, о признании заключения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С УД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                       Дело № 33-4730/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    10 ноября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора  Колгановой Е.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского  районного суда города Ульяновска от 05 августа 2015 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 августа 2015 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии №*** от 27.11.2014  года  о признании жилого дома №*** по ул. С*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Обязать администрацию города Ульяновска  рассмотреть вопрос о возможности признания многоквартирного дома по адресу: г.Ульяновск, ул.С*** аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Моховой Л.И., ее представителя Ардыхан Т.Х., возражавших против доводов апелляционной жалобы, прокурора Колгановой Е.А.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Засвияжского  района города Ульяновска, действующий в интересах Моховой Л.И.,  обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска о признании заключения межведомственной комиссии от  27.11.2014  № ***  о признании жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации незаконным, обязании администрации города Ульяновска   рассмотреть  на межведомственной комиссии  вопрос о  выявлении оснований для признания многоквартирного дома №*** по ул. С*** в городе Ульяновске аварийным и подлежащим сносу.

Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения администрацией города Ульяновска требований жилищного законодательства при признании жилого дома № *** по ул. С*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу  в  деятельности администрации города Ульяновска выявлены нарушения. Жители  данного дома 11.11.2013 представили в Комитет ЖКХ администрации г. Ульяновска дополнение к техническому заключению (отчету) УОГУП «БТИ» от 15.10.2013 №***, письмо ОНД по г. Ульяновску УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области от 30.10.2013 №***, письма ГУ МЧС России по Ульяновской области от 04.10.2013 №№***, акты санитарно- эпидемиологического обследования жилого помещения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» от 04.03.2013 № ***, а также заключение Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 31.10.2013 для рассмотрения на заседании межведомственной комиссии вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. По результатам рассмотрения представленных документов межведомственная комиссия заключением от 24.11.2014  года за №***  признала спорный жилой дом аварийным и подлежащим реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Между тем, из заключения (отчета) УОГУП «БТИ» от 13.12.2012 №***, дополнения УОГУП «БТИ» к данному заключению от 15.10.2013 №***, следует, что физический износ строения данного жилого дома (1954 г. постройки) составляет 75%, конструктивные элементы жилого дома являются ветхими, их физический износ превышает предельные значения, несущие конструкции жилого дома находятся в аварийном, непригодном для эксплуатации состоянии, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. При этом в указанных документах сведений о возможности проведения реконструкции дома не имеется. Кроме того, вопреки требованиям приложения №1 к Положению данное заключение мотивированного обоснования принятого комиссией решения не содержит.

Судом к  участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области, Комитет ЖКХ администрации города Ульяновска, КУГИГ администрации города Ульяновска.

 

Рассмотрев спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит  отменить решение суда. В жалобе ссылается на то, что оспариваемое решение межведомственной комиссии было постановлено в соответствии с Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 г. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». При этом указывает, что в соответствии с п. 7 данного Положения решение  вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции  относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии и федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Дело рассмотрено в отсутствии  представителя ответчика администрации города Ульяновска, представителей третьих лиц  Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, Комитета жилищно-коммунального хозяйства  администрации города Ульяновска, КУГИГ администрации города Ульяновска, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим  образом.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что постановлением Главы города Ульяновска от 29.12.2006 № 5972 создана межведомственная комиссия по признанию помещения (жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу муниципального жилищного фонда.

Заключением межведомственной  комиссии от 27.11.2014 № *** во исполнение решения Ленинского районного суда города Ульяновска  от 26.02.2014 жилой многоквартирный дом № *** по ул.С*** в городе Ульяновске был признан аварийным и подлежащим реконструкции  в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Указанным судебным решением   было признано незаконным   решение межведомственной комиссии от 20.11.2013 о признании жилого дома *** по ул.С*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации; на  администрацию города Ульяновска возложена обязанность в течение месяца после вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос о возможности признания данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Оспариваемое заключение было вынесено на основании представленных жителями дома *** по ул.С*** в г. Ульяновске в Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска дополнения к техническому заключению (отчету) УОГУП «БТИ» от 15.10.2013 №***, письма ОНД по г. Ульяновску УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области от 30.10.2013 №***, письма ГУ МЧС России по Ульяновской области от 04.10.2013 №№***, актов санитарно-эпидемиологического обследования жилого помещения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» от 04.03.2013 № ***, а также заключения Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 31.10.2013.  

Верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, представленные в суд доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что  заключение межведомственной комиссии № *** от 27.11.2014 является немотивированным, не соответствующим Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Оснований не соглашаться с данными выводами районного суда не имеется.

Доводы, приведенные представителем администрации города Ульяновска в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

В соответствии с частью 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок и процедура признания жилых помещений непригодными для проживания регламентированы Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.

В соответствии с п.33 названного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 42 данного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 Положения).

В нарушение требований вышеприведенных норм, а также положений, содержащихся в пункте 44 данного Положения, которым определена процедура проведения оценки жилого фонда, межведомственная комиссия не учла материалы технического заключения (отчета) жилого дома *** по ул.С*** в Засвияжском районе города Ульяновска, выполненного УОГУП БТИ в 2012 году, дополнения к акту техническому заключению № ***, установивших, что физический износ указанного строения составляет 75%. Специалисты пришли к выводу, что конструктивные элементы жилого дома лит.А, входящие в состав жилого дома *** по ул. С***, Засвияжского района, г. Ульяновска, являются ветхими, поскольку  физический износ жилого дома превышает предельные значения, его несущие конструкции находятся    в аварийном, непригодном для эксплуатации состоянии. Эта категория технического состояния строительных конструкций, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.

Дополнительно специалистом сделан вывод о том, что жилой дом по адресу: г. Ульяновска, ул.С***, подлежит сносу, проведение реконструкции нецелесообразно.

Выводы, содержащиеся в названом техническом заключении и дополнении к нему, полностью соотносятся с заключением Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 30.10.2013 и заключением Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 31.10.2013, признавшими, что техническое состояние строительных конструкций вышеуказанного жилого дома находится в неудовлетворительном состоянии по причине обрушения строительных конструкций. Условия обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара представляют опасность.

Данные заключения с бесспорностью подтверждают доводы истца по настоящему делу, в чьих интересах прокурор заявил иск, в той части, что по спорным правоотношениям, в случае отказа в сносе аварийного дома может возникнуть реальная угроза  жизни и здоровью граждан, проживающих в данном доме.

Не дав должной оценки вышеприведенным заключениям, межведомственная комиссия по существу не мотивировала свои выводы, а также не привела технических обоснований возможности и  допустимости реконструкции спорного жилого дома.

Указанные нарушения по своей природе являются существенными, влекущими безусловную отмену оспариваемого по делу заключения межведомственной комиссии №*** от 27.11.2014 о признании жилого дома 5 по ул.Стасова  в городе Ульяновске аварийным и подлежащим реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Другие доводы, приведенные в жалобе, также выводов суда не опровергают, поэтому они не могут повлечь отмену решения суда.

Судебная коллегия считает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку, постановил законное и обоснованное решение.

Все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами ст. ст. 55, 67 ГПК РФ. Оснований для их иной оценки судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе) судом не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 июля 2015 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 августа 2015 года,  оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                 Судьи