Судебный акт
О принятии мер по обеспечению населения бесперебойным водоснабжением
Документ от 27.10.2015, опубликован на сайте 17.11.2015 под номером 55319, 2-я гражданская, о признании бездействий по организации обеспечения холодного водоснабжения незаконными и обязании обеспечить бесперебойное холодное водоснабжение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шлейкин М.И.                                                             Дело № 33-4556/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                27 октября 2015 года                                                                       

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Тютькиной З.А. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 24 июля 2015 года, которым постановлено:

 

Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования  «Сенгилеевский район» Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Стройкомплекс» о признании бездействий по организации обеспечения холодного водоснабжения незаконными, обязать обеспечить бесперебойную подачу холодного водоснабжения и разработать проекты зоны санитарной охраны источников водоснабжения удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области обеспечить бесперебойную подачу коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю жителям г. Сенгилей, р.п. Цемзавод, с. Новая Слобода, с. Шиловка Сенгилеевского района путем увеличения дебета функционирующих источников водоснабжения, поиска и подключения новых источников водоснабжения, проведения капитального ремонта систем водоснабжения, увеличения пропускной способности систем водоснабжения.

Обязать администрацию муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области разработать проект организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, произвести планирование территорий первого пояса зон санитарной охраны каптажей родников для отвода поверхностного стока за ее пределы, произвести ограждение, выполнить дорожки к сооружениям с твердым покрытием в отношении каптажей родников «Кутум» (г. Сенгилей), № 1 «Головка» (г. Сенгилей), № 2 «Коротенький» (г. Сенгилей), № 3 (п. Лесной), № 4 (п. Лесной), № 5 «Гран – Гремячий» (р.п. Цемзавод), № 6 «Городки» (г. Сенгилей), № 7 «Чугурка» (г. Сенгилей).

В остальной части требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Тютькиной З.А. по делу, объяснения представителя  МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области –               Назарова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного заседания, в интересах неопределенного круга лиц к МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, ООО «Стройкомплекс» о признании бездействия по организации обеспечения холодного водоснабжения незаконным, обязании обеспечить бесперебойную подачу холодного водоснабжения и разработать проекты зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

Требования мотивированы тем, что  при проведении проверки установлено нарушение ответчиками Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части не обеспечения жителей г. Сенгилея, р.п. Цемзавод, с. Новая Слобода, с. Шиловка коммунальной услугой по холодному водоснабжению через централизованную сеть. В указанных населенных пунктах на момент проверки отсутствовала питьевая вода.

Кроме того, в нарушение Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не разработан проект зон санитарной охраны источников водоснабжения. Указанные обстоятельства нарушают права граждан, как потребителей.

Суд, рассмотрев заявленные требования, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МУ администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области считает решение суда вынесенным незаконно, подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, просит  его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что из материалов дела следует, что холодное водоснабжение ненадлежащего качества оказывается жителям улиц 70 лет Октября, Октябрьская, квартала Д и Е г.Сенгилея, поскольку производится с ежедневными длительными перерывами. Отсутствуют доказательства нарушения прав потребителей холодного водоснабжения жителей в населенных пунктах р.п.Цемзавод, с.Новая Слобода, с.Шиловка с указанием конкретного адреса (улица, номер домовладения).

Судом было установлено, что в период с июня по июль 2015 года в верхних точках рельефа указанных населенных пунктов отсутствовала холодная вода из централизованной сети, то есть холодное водоснабжение отсутствовало не у всех жителей населенных пунктов, а лишь у части.

Прокурором не представлено доказательств некачественности питьевой воды, однако суд возложил на администрацию муниципального образования обязанность обеспечить бесперебойную подачу коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям во всем г.Сенгилее и других населенных пунктах.

Судом не установлены сроки, в течение которых администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» должна устранить нарушение прав граждан на холодное водоснабжение, исходя из баланса интересов и возможностей сторон.

Представитель ООО «Стройкомплекс» в суд апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как следует из ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).

Организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, на территории сельского поселения, в силу пункта 1 части 1, части 1.1 статьи 6 указанного Закона, отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом,  г. Сенгилей,                         р.п. Цемзавод, с. Новая Слобода, с Шиловка  территориально расположены в Сенгилеевском районе Ульяновской области.

Постановлениями МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области  от 18.12.2013 и 02.04.2015 гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение на территории указанных населенных пунктов, определено ООО «Стройкомплекс».

Водоснабжение в  г. Сенгилее, р.п. Цемзавод, с. Новая Слобода, с Шиловка производится через  централизованную сеть, в которую вода поступает из родников, расположенных на территории Сенгилеевского района Ульяновской области.

В период с июня по июль 2015 года в верхних точках рельефа указанных населенных пунктов  по ряду причин, а именно несанкционированных врезок в центральную сеть, высокой температуры воздуха в летний период, изношенности сетей, низкого дебета воды в родниках, питающих центральную сеть, в централизованной сети отсутствовала холодная вода.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив к рассматриваемым правоотношениям нормы материального права в их системной взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в случае невозможности исполнения ООО «Стройкомплекс», как гарантирующей организацией, своих обязательств по обеспечению холодным водоснабжение жителей муниципального образования, то обязанность по организации надлежащего водоснабжения должна осуществляться МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области.

Поскольку на территории Сенгилеевского района Ульяновской области сложилась такая ситуация, когда гарантирующая организация ООО «Стройкомплекс» не могла, в силу объективных причин, обеспечить бесперебойную подачу коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению надлежащего качества в объемах, необходимых жителям названых поселений, суд правомерно возложил данную обязанность на МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, зависимость бесперебойной подачи холодной воды от внешних факторов создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах района.

С целью восстановления установленных законом гарантий на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, суд обоснованно обязал МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области устранить причины,  по которым возникли длительные перебои с подачей холодной воды, поскольку жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью, что следует из ст. 150 ГК РФ.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие в решении указания на конкретные адреса потребителей, чьи права были нарушены ненадлежащим обеспечением водоснабжения,  на правильность выводов суда не влияет, поскольку принятое решение направлено на защиту гражданских прав путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, что прямо предусмотрено ст. 12 ГК РФ.

Оспариваемым решением на МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области возложена обязанность устранить причины,  по которым возникли длительные перебои с подачей холодной воды.

Тот факт, что в настоящее время водоснабжение в населенных пунктах восстановлено, сам по себе не может служить основанием для отмены решения суда.

Зависимость подачи холодной воды от вышеуказанных внешних факторов создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах.

Обеспечение бесперебойной подачи коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению надлежащего качества в объемах, необходимых жителям г. Сенгилей, р.п. Цемзавод, с. Новая Слобода, с. Шиловка Сенгилеевского района, возможно лишь путем увеличения дебета функционирующих источников водоснабжения, поиска и подключения новых источников водоснабжения, проведения капитального ремонта систем водоснабжения, увеличения пропускной способности систем водоснабжения.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 307-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 24 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи