Судебный акт
Обеспечение жильем вдову ветерана ВОВ
Документ от 27.10.2015, опубликован на сайте 09.11.2015 под номером 55282, 2-я гражданская, об обеспечении жильем, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                                         Дело № 33 – 4501/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                         27 октября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В.,  Фоминой В.А.

при секретаре Моисеевой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Козариз Е*** С*** – Романеевой Е*** Н*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 июля 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований администрации города Ульяновска о возложении обязанности признать нуждающейся в улучшении жилищных и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Козариз Е.С. Романеевой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Козариз Е.С. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска указала, что она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов К*** К*** А*** а также инвалидом *** группы. В настоящее время проживает в трехкомнатной квартире общей площадью 65,43 кв.м, расположенной по адресу г. Ульяновск, проспект С***. В указанной квартире совместно с ней проживают дочь Тюрина Л.К. с мужем Тюриным П.И., а также их сын Тюрин К.П.  с  женой и малолетним сыном. Указанная квартира принадлежат ее дочери и ее мужу на праве собственности. Фактически в ней проживают две семьи, и истица вынужденно проживает с ними, поскольку иного жилья у нее нет.

В квартире дочери она (истица) проживает с 2006 года и занимает маленькую комнату с балконом, в которой находится спальное место ее двухлетнего правнука. Родители мальчика - ее внук и его жена занимают зал, ее дочь с мужем занимают третью комнату. До рождения правнука истица проживала в комнате одна, вела отдельное хозяйство от остальных членов семьи. В настоящее время жилищные условия невыносимые, так как в силу состояния здоровья истицы к ней часто приезжает скорая помощь, что нарушает покой правнука.

В 2014 году Козариз Е.С. обращалась в суд с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы ветерана Великой Отечественной войны. Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от *** года отказано в удовлетворении требований. Принимая указанное решение, суд основывал свои выводы, на том, что члены ее семьи пользуются двумя жилыми помещениями по двум адресам: г. Ульяновск, пр-кт С***, площадью 65,43 кв.м., и г. Ульяновск, пр-кт Т***, площадью 65,24 кв.м. При сложении общей площади двух жилых помещений членов семьи с учетом всех проживающих в данных жилых помещениях (по 12.6 кв.м на каждого), исходя из размера учетной нормы жилого помещения - 12 кв.м, суд признал ее обеспеченной жилым помещением. В связи с чем не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В феврале 2015 года изменился состав членов семьи, проживающей по адресу: г. Ульяновск, пр-кт Т*** И на сегодняшний день в суммарном исчислении общей площади двух жилых помещений с учетом всех зарегистрированных в них лиц, она обеспечена общей площадью жилого помещения менее учетной нормы (10,88 кв.м.).

В связи с этим в апреле 2015 года Козариз Е.С. вновь обратилась в Администрацию г. Ульяновска с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы ветерана Великой Отечественной войны, предоставив необходимые документы. Однако комиссия по учету и распределению жилой площади, сославшись на учетную норму жилого помещения (12 кв.м общей площади на 1 человека) в удовлетворении просьбы отказала. Указанное решение обосновано тем, что с учетом наличия в собственности супруги ее внука - Тюриной А*** А*** 1/2 доли квартиры общей площадью 65,24 кв.м, что составляет 32,62 кв.м по адресу: г. Ульяновск, пр-кт Т*** и в суммарном исчислении общей площади двух жилых помещений с учетом всех зарегистрированных, она обеспечена учетной нормой площади жилого помещения.

Отказ Администрации г. Ульяновска в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы ветерана Великой Отечественной войны считает незаконным.

Просила обязать ответчика признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать поставить на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий как вдову ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Тюрин П.И, Тюрина Л.К., Тюрин К.П., Тюрина А.А., Галкина О.А., Галкин Е.М., Галкин А.В., Галкина Т.Г.

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Козариз Е.С. – Романеева Е.Н., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования Козариз Е.С. в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд при вынесении решения неправильно применил закон, подлежащий применению, а именно: ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ. Отмечает, что суммарное исчисление общей площади квартиры по адресу: г. Ульяновск, пр-кт С***, площадью 65,43 кв.м., и 1/2 доли квартиры по адресу: г. Ульяновск, пр-кт Т***, которая составляет 32,62 кв.м., и деление общей суммы на количество членов ее семьи, проживающих в квартире по адресу: г. Ульяновск, пр-кт С***, не основано на нормах права.

Кроме того, указывает, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Необоснованным является вывод суда о том, что все зарегистрированные совместно с истицей в одной квартире лица, являются членами одной семьи. Однако состав семьи Козариз Е.С. состоит из одного человека.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Козариз Е.С., *** года рождения, является вдовой  участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов –  Козариз  К*** А*** а также  инвалидом второй группы. 

В соответствии с частью 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям Нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Как на вдову участника Великой Отечественной войны, на истицу распространяются положения ст. 21 Федерального закона  от  12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающие предоставление членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обес­печению жильем  в  соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан,  нуждающихся   в   улучшении  жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем  в  соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан,  нуждающихся   в  улучшении жилищных условий.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов  Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем  нуждающихся   в  улучшении  жилищных условий ветеранов  Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О  ветеранах ».

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Основания для признания гражданина нуждающимся  в улучшении жилищных условий предусмотрены статьей 51 ЖК РФ. Согласно указанной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе:  не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Из представленных документов следует, что Козариз Е.С. с 13.10.2006  зарегистрирована и проживает в качестве члена семьи дочери Тюриной Л.К. в трехкомнатной квартире общей площадью 65,43 кв.м., расположенной по адресу: г. Ульяновск  пр-т С***.

Собственниками указанной квартиры являются дочь истицы – Тюрина Л.К., зять – Тюрин П.И.  в размере 1\2 доли каждый, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждено  свидетельствами о государственной регистрации права.

В данной квартире зарегистрированы и проживают  Тюрин К.П. с 20.10.1989, его супруга Тюрина А.А. с 30.05.2014 и сын Тюрин К.К., *** года рождения, с 12.02.2014.

При этом, Тюриной А.А. принадлежит на праве общей долевой собственности  в размере 1\3 доли трехкомнатная квартира общей площадью 65,24 кв.м. по адресу г. Ульяновск пр-т Т***.

В силу ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

13 июля 2005 года Ульяновской Городской Думой  было принято решение за №136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади  жилого помещения», согласно которому   учетная  норма  площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м. По договорам социального найма установлена учетная  норма  предоставления площади жилого помещения  в размере: не менее 18 кв. м для одиноко проживающего человека;  не менее 15 кв. м на одного человека для семьи из 2-х и более человек.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ***  Козариз Е.С. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы ветерана Великой Отечественной войны.

Основанием для отказа послужила обеспеченность жилым помещением более учетной нормы.

Ссылаясь на изменившийся состав семьи, истица в 2015 году вновь обратилась к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, в чем ей было отказано.    

Установив, что в собственности членов семьи истицы находится жилое помещение по адресу г. Ульяновск, проспект С***, общей площадью 65,43 кв.м. (справка формы 8 л.д.11), и 1\2 доля жилого помещения расположенного по адресу г. Ульяновск, проспект Т*** общей площадью 65, 24 кв.м. (что соответствует 32,62 кв.м), суд обоснованно пришел к выводу о том, что истица обеспечена учетной нормой жилого помещения, поскольку общая площадь жилых помещений, принадлежащим членам семьи Козариз Е.С., составляет 98,05 кв.м. (65,43 кв.м. + 32,62 кв.м), в расчете на одного члена семьи приходится 16,34 кв.м. (98,05 кв.м. / 6 чел.).

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит вывод суда о том, что  истица  обеспечена жилым помещением и не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами действующего законодательства, правомерным.

Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы в части того, что при определении нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий необходимо  расчет жилой площади, приходящейся на долю истицы, производить с учетом  общей площади двух жилых помещений по пр-ту С*** и пр-ту Т*** и всех зарегистрированных там лиц, поскольку  Галкины О.А., Е.М., А.В., Т.Г., Степанова Е.М. членами семьи истицы не являются. В силу ч.2 ст.51 ЖК РФ учету подлежит только жилая площадь, принадлежащая на праве собственности членам семьи  Козариз Е.С. Поскольку Тюриной А.А., супруге  внука истицы, принадлежит на праве собственности 1\3 доля квартиры по пр-ту Т***, при этом Тюрина А.А. в указанной квартире не проживает, а вселена в квартиру мужа по адресу пр-т С*** в качестве члена семьи собственника, суд правомерно при расчете жилой площади, право пользования которой сохраняется за истицей, учитывал в том числе и жилую площадь, приходящуюся на долю Тюриной А.А. в квартире ***   дома *** по пр-ту Т***. При этом, доводы представителя истца  в части того, что  указанная площадь не может быть учтена, поскольку у Тюриной А.А. находится в собственности идеальная доля квартиры, не основаны на нормах права.    

При этом сам факт отсутствия  у истицы на праве собственности жилого помещения, не является самостоятельным основанием для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий  в целях обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета как вдову ветерана  Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истица – вдова ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, не имея в собственности  жилого помещения,  имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета являются не состоятельными, основаны на неправильном толковании закона.

Не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора и доводы апелляционной жалобы в части того, что истица никогда не проживала с дочерью одной семьей, общего бюджета у них не было, соответственно членом ее семьи она не является.  

В силу ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Таким образом, родители собственника жилого помещения  являются членами его семьи в том случае если они проживают совместно в жилом помещении данного собственника. При этом доказательств ведения общего хозяйства с собственником не требуется.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Козариз Е.С., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные представителем истицы Козариз Е.С. Романеева Е.Н.  в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Козариз Е*** С*** – Романеевой Е*** Н*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи