Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 27.10.2015, опубликован на сайте 02.11.2015 под номером 55195, 2-я гражданская, об обеспечении жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                                 Дело № 33 – 4592/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                        27 октября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В.,  Казаковой М.В.

с участием прокурора Хасяновой Е.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 августа 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора Засвияжского  района г.Ульяновска, действующего в интересах  Гончаровой К*** Н***  удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Гончаровой К*** Н*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Гончаровой К*** Н*** благоустроенное жилое помещение специализированного  жилищного  фонда  по  договору   найма  специализированных   жилых помещений  на территории    муниципального образования   «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Хасановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Гончаровой К.Н., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечения специализированным благоустроенным жилым помещением.

В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что Гончарова К.Н., ***1997 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Мать Гончаровой К.Н. – А***. лишена родительских прав в отношении дочери решением Майнского районного суда Ульяновской области от ***.2009, отец неизвестен.

Постановлением главы Чердаклинского района от ***.1997 №*** несовершеннолетняя Гончарова К.Н. помещена в У***, в связи с тем, что мать несовершеннолетней А*** отказалась от дочери и оставила ее в родильном отделении Ч***

Постановлением главы администрации Засвияжского района города Ульяновска от ***1997 №*** установлена опека над несовершеннолетней Гончаровой К.Н., опекуном назначена А***. Постановлением главы администрации Засвияжского района г. Ульяновска от ***.2004 № *** А***. освобождена от исполнения обязанностей опекуна в связи с передачей Гончаровой К.Н., ***1997, в приемную семью.

Жилое помещение за несовершеннолетней не закреплялось, регистрации у Гончаровой К.Н. не имеется.

Гончарова К.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение Гончаровой К.Н.  не предоставлено.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Гончаровой К.Н. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и  обязать ответчика обеспечить Гончарову К.Н. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ульяновской области, Управление Министерства здравоохранения по городу Ульяновску, Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области.

 

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано,  что ответчик не оспаривает право Гончаровой К.Н. на обеспечение  специализированным жилым помещением. Однако истица не обеспечена жилым помещением в связи с отсутствием  специализированных жилых помещений в собственности Ульяновской области.  Вместе с тем, оснований для первоочередного обеспечения Гончаровой К.Н. жилым помещением не имеется, является незаконным, поскольку в Список детей-сирот включено более 1200 человек, которые также наделены таким правом. 

В возражениях на жалобу прокурор Засвияжского района г. Ульяновска считает решение суда законным и обоснованным.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного  заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Гончарова К.Н., 28.04.1994 года рождения, относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Гончаровой К.Н. – А***. лишена родительских прав в отношении дочери решением Майнского районного суда Ульяновской области от ***.2009, отец неизвестен.

Постановлением главы Чердаклинского района от ***1997 №*** несовершеннолетняя Гончарова К.Н. помещена в У***, в связи с тем, что мать несовершеннолетней А***. (Л***.) отказалась от дочери и оставила ее в родильном отделении Ч***.

Постановлением главы администрации Засвияжского района города Ульяновска от ***.1997 №*** установлена опека над несовершеннолетней Гончаровой К.Н., опекуном назначена А***. Постановлением главы администрации Засвияжского района города Ульяновска от ***.2004 № *** А*** освобождена от исполнения обязанностей опекуна в связи с передачей Гончаровой К.Н., ***.1997, в приемную семью.

На основании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от ***.01.2005 опекунская семья переведена в приемную. 

Жилое помещение за несовершеннолетней не закреплялось, регистрации у Гончаровой К.Н. не имеется.

В настоящее время Гончарова К.Н. проживает без регистрации в квартире  бывшего опекуна (приемного родителя) А***. по адресу г. Ульяновск ул. П***

Решением от ***.2013 Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при органе опеки и попечительства Ульяновской области истица включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Исходя из вышеизложенного, суд правильно пришел к выводу о том, что Гончарова К.Н. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах  Гончаровой К.Н., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи