Судебный акт
Отказ во включении в список нуждающихся в предоставлении жилья
Документ от 27.10.2015, опубликован на сайте 02.11.2015 под номером 55180, 2-я гражданская, о признании отказа незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Петрова И.И.                                                                       Дело № 33- 4614/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 27 октября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Казаковой М.В. и Чурбановой Е.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Беляева А*** В*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 июля 2015 года, по  которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Беляева А*** В*** к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области об обязании включить в список  детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Беляев А.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области (в настоящее время – Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области) о признании незаконным отказа во включении истца в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями, обязании ответчика включить истца в указанный Список.

В обоснование иска указала, что в  настоящее время ему 32 года. Его родители умерли до его совершеннолетия. Опекуном была назначена бабушка       Беляева Н*** Т*** которая умерла в 2004г.

После смерти бабушки он проживает на частных квартирах, своего жилья не имеет.

Уведомлением Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от ***2015г. истцу было отказано во включении в Список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями. Решение ответчика считал незаконным.

Просил признать незаконным отказ во включении истца в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями и обязать ответчика включить истца в указанный Список.

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Беляев А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований. При этом указывает, что, несмотря на то, что он не обратился в исполнительный орган власти по месту жительства до 23 летнего возраста за предоставлением жилого помещения вне очереди, в соответствии с Конституцией РФ он должен быть включен в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно материалам дела,  Беляев А.В., ***1983 года рождения. Мать истца – Беляева Т*** Н*** умерла ***1983г., отец – Беляев В*** Н*** умер ***1998г.

Решением Акшуатского сельского Совета народных депутатов Барышского района Ульяновской области  от ***.1987г. №*** бабушка истца – Беляева Н*** Т*** была назначена опекуном истца, бабушка умерла в 2004г.

Истец с ***2011г. зарегистрирован и проживает со своей семьей по адресу: Ульяновская область, Б***.

Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от ***2015г. истцу отказано в установлении факта невозможности проживания, поскольку такой факт устанавливается только в отношении жилых помещений собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя являются лица из числа детей-сирот.

Уведомлением Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от ***2015г. истцу Беляеву А.В. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и исходил из того, что положения названного Федерального закона распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Истцу  на день обращения в суд исполнилось 32 года, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Данный вывод суда является обоснованным.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1 его положения распространяются на детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста, одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, исключительно до достижения ими возраста 23 лет.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».  Статья 8 этого Закона изложена в новой редакции, которая так же предусмотрела обеспечение  жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений той же категории детей-сирот.

Истец, на момент обращения с таким заявлением, достиг возраста  32 лет. По достижении 23-летнего возраста истцом  утрачен статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно право на социальную поддержку от государства в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не  имеет.

Довод апелляционной жалобы о том, что на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за истцом сохранилось право на предоставление жилого помещения вне зависимости от того, что он до достижения 23-летнего возраста не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, основан на ином толковании данной нормы.

Право на предоставление жилого помещения у достигшего 23-летнего возраста ребенка, относящегося к числу лиц, перечисленных в названном законе, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Таким лицом истец как следует из материалов дела, признан не был.

Доводы апелляционной жалобы истца основаны на ином толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств по делу и основанием, для отмены решения суда не могут.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 июля 2015 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Беляева А*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи