Судебный акт
На вступившие в законную силу постановления по ст.5.59 КоАП РФ
Документ от 19.05.2015, опубликован на сайте 28.10.2015 под номером 54974, Админ. надзор, КоАП: ст. 5.59, оставлены без изменения постановление и все решения по делу

                       Дело № 4А-126/2015  

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                                             

 

г.Ульяновск                                                                                            19 мая 2015 года

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу представителя заместителя директора филиала по продаже тепловой энергии – директора Территориального управления по теплоснабжению в г.Ульяновске Ульяновского филиала открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» Гужева С*** В*** – П*** П*** Н*** на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 10 ноября 2014 года и решение судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16 января 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

установила: 

 

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 10 ноября 2014 года заместитель директора филиала по продаже тепловой энергии – директор ТУ по теплоснабжению в г.Ульяновске УФ ОАО «Волжская ТГК» Гужев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

 

Не согласившись с данным постановлением, представитель Гужева С.В. – Пергаев П.Н. обжаловал его в районный суд.

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16 января 2015 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

 

В жалобе, поступившей в Ульяновский областной суд, защитник Гужева С.В. – Пергаев П.Н. просит отменить судебные постановления, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы не свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения.

 

Статьей 5.59 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 80-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 5.39, 5.63 КоАП РФ.

Требования к порядку рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены Федеральным законом от 02.05.2006  № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В силу положений ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации такого обращения.

Из материалов дела об административном правонарушении видно, что прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска была проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращения граждан в УФ ОАО «Волжская ТГК». В ходе проверки установлено, что 09.07.2014 в УФ ОАО «Волжская ТГК» поступило и зарегистрировано обращение *** (вх. № ***) о несогласии с предыдущим ответом УФ ОАО «Волжская ТГК». Ответ на указанное обращение заместителем директора филиала по продаже тепловой энергии – директором ТУ по теплоснабжению в г.Ульяновске УФ ОАО «Волжская ТГК» Гужевым С.В. в нарушение указанных выше норм права был направлен лишь *** (исх. № ***).

По данному факту 29.09.2014 прокурором Засвияжского района г.Ульяновска в отношении Гужева С.В. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ.

Поскольку Гужев С.В. является должностным лицом УФ ОАО «Волжская ТГК», обязанным обеспечивать выполнение требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», его действия правильно квалифицированы по ст. 5.59 КоАП РФ, за совершение которых ему назначено справедливое наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией этой нормы закона.

Противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности Гужева С.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, не имеется.

Довод жалобы о том, что Гужев С.В. не является субъектом данного административного правонарушения, судебными инстанциями проверялся и обоснованно опровергнут как несостоятельный.

В соответствии с частью 1 статьи 1 и частью 1 статьи 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" действие данного Федерального закона распространяется на обращения, направляемые в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Исходя из разъяснений Конституционного Суда РФ в Постановлении от 18.07.2012  № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», учитывая особенности и характер отношений, возникающих между гражданами (объединениями граждан) и возможными адресатами их обращений - организациями, деятельность которых является публично значимой и затрагивает права и свободы граждан, обязанность рассматривать такие обращения не противоречит их природе (п. 6.1).

В соответствии с п. 6 указанного Постановления само по себе определение круга адресатов обращений граждан, направляемых в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, согласуется с положениями статьи 33 Конституции Российской Федерации, из которой прямо не вытекает необходимость законодательного закрепления гарантий прав граждан при их обращении к иным, помимо органов публичной власти и их должностных лиц, самостоятельным субъектам правоотношений. Вместе с тем подобная возможность Конституцией Российской Федерации не исключается, - Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что отдельные публично значимые функции могут быть возложены законодателем и на иные субъекты, не относящиеся к системе публичной власти.

С учетом разъяснений Конституционного Суда РФ в Постановлении от 18.07.2012  № 19-П законодателем статья 5.59 КоАП РФ была изложена в иной вышеуказанной редакции (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 80-ФЗ), поскольку ранее административная ответственность была предусмотрена только за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 07.05.2013 N 80-ФЗ были внесены изменения и Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации":

статья 1 дополнена частью 4 следующего содержания: установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами;

часть 1 статьи 2 изложена в следующей редакции: граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Установив, что ОАО «Волжская ТГК» как ресурсоснабжающая широкий круг потребителей организация относится к организациям, осуществляющим публично значимые функции по реализации гражданам электрической и тепловой энергии, мировой судья и судья районного суда пришли к правильному выводу о том, что деятельность ОАО «Волжская ТГК» регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

В силу приведенных положений закона Гужев С.В., являясь заместителем директора филиала по продаже тепловой энергии – директором ТУ по теплоснабжению в г.Ульяновске УФ ОАО «Волжская ТГК» - должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными функциями, на которого возложена обязанность по контролю за подготовкой и подписанием ответов потребителям и осуществление иных организационно-распорядительных функций в УФ ОАО «Волжская ТГК», отвечая на обращение заявителю ***., допустил  нарушение требований ч. 1 ст. 10 Федеральным законом от 02.05.2006  № 59-ФЗ, выразившееся в ненаправлении ответа на обращение заявителя в течение тридцати дней со дня его регистрации, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ.

Таким образом, доводы жалобы о том, что на ОАО «Волжская ТГК» как на частную коммерческую организацию  не распространяется действие Федерального закона №59-ФЗ, и что общество не осуществляет  публично-значимые функции, основаны на ошибочном толковании норм закона и Постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.2012  № 19-П.

Указание в жалобе на постановление мирового судьи  судебного участка №8 Ленинского района г.Ульяновска от 10.04.2014 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ,  в отношении  председателя правления ТСЖ ***, не влияет на выводы судебных инстанций по рассматриваемому административному делу.

Ссылка в жалобе на малозначительность совершенного административного правонарушения в связи с тем, что действия должностного лица не повлекли наступление негативных последствии, а заявителю *** был направлен ответ с пропуском срока всего на два дня, несостоятельна.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

Учитывая, что в результате несвоевременного ответа на обращение нарушено конституционное право ***, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, не имеется.

Административное наказание назначено Гужеву С.В. в минимальном размере, установленном санкцией  статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление об административном правонарушении вынесено в пределах предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности.

С учетом изложенного жалоба, в которой содержится просьба об отмене судебных постановлений, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

постановила:

 

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 10 ноября 2014 года и решение судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16 января 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу представителя заместителя директора филиала по продаже тепловой энергии – директора Территориального управления по теплоснабжению в г.Ульяновске Ульяновского филиала открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» Гужева С*** В*** – Пергаева П*** Н*** - без удовлетворения.

 

Заместитель председателя     

Ульяновского областного суда                                                           Л.В. Болбина