Судебный акт
Предоставление жилья сироте
Документ от 20.10.2015, опубликован на сайте 09.11.2015 под номером 54884, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Рыбалко В.И.                                                                                Дело № 33 – 4419/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                   20 октября 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.

при секретаре  Штукатурова С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 июля 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах Леванова А*** А***, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по не обеспечению Леванова А*** А*** жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Леванова А*** А***  жилым помещением специализированного  жилищного  фонда  по  договору   найма    жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории    муниципального образования   «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Леванова А.А., возражавшего против доводов жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действующий в интересах Леванова А. А., ***.1993 года рождения, обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия, предоставлении жилого помещения.  В обоснование иска указал, что Леванов А.А., ***1993 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его мать - Клементьева Е.В. и отец - Клементьев А.Б. решением Теренгульского районного суда Ульяновской области от ***.2007 лишены родительских прав. На основании  постановления администрации муниципального образования «Теренгульский район» Ульяновской области от ***.2012 Леванов А.А. поставлен на очередь для получения жилой площади как ребенок, оставшийся без попечения родителей.  Леванов А. А.  недвижимого имущества на праве собственности, а также жилых помещений по договорам социального найма не имеет, ***2014 включен ответчиком в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено. Просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по обеспечению Леванова А.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Леванова А. А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области.

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что специализированное жилье в г.Ульяновске в достаточном объеме отсутствует, Леванов А.А. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в муниципальном образовании «город Ульяновск», однако оснований для первоочередного обеспечения истца жилым помещением не имеется, поскольку в Список детей-сирот включено более 1200 человек, которые также наделены таким правом. 

В судебном заседании Леванов А.А. просил оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Леванов А.А., ***1993 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его мать - Клементьева Е.В. и отец - Клементьев А.Б. решением Теренгульского районного суда Ульяновской области от ***2007 лишены родительских прав.

Распоряжением главы администрации МО «Теренгульский район» Ульяновской области от ***.2007 Леванов А.А. помещен  в г***, за Левановым А.А. закреплялось жилое помещение по адресу: Ульяновская область, Теренгульский район, с.С***, которое в 2012 году признано непригодным для проживания в установленном законом порядке. 

Леванов А. А.  иного недвижимого имущества на праве собственности, а также жилых помещений по договорам социального найма не имеет.

На основании  постановления администрации муниципального образования «Теренгульский район» Ульяновской области от ***2012 Леванов А.А. поставлен на очередь для получения жилой площади как ребенок, оставшийся без попечения родителей. 

***2014 Леванов А.А. включен ответчиком в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Поскольку жилье Леванову А.А.  не предоставлено, прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска  обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  прокурора в интересах Леванова А.А., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

Поскольку Леванов А.К., относящийся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достиг возраста 18 лет, жилья на праве собственности либо по договору социального найма не имеет, проживает и обучается на территории города Ульяновска, суд пришел к правильному выводу о том, что он подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в указанном муниципальном образовании.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия достаточного финансирования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может также иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи