Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 29.09.2015, опубликован на сайте 12.10.2015 под номером 54497, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, обязании обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Мяльдзина С.Н.                                                                  Дело № 33-4114/2015                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             29 сентября 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 июля 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Хрячковой  М***  А***, *** *** года рождения, жилым помещением  по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Хрячкову М*** А*** жилым помещением в МО «У*** район»  по договору найма специализированного жилого помещения.

В удовлетворении исковых требований к  отделу опеки и попечительства МУ «Управление образования МО «Ульяновский район» Ульяновской области  прокурору Ульяновского района отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Хрячковой М.А., прокурора Николаевой Н.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд  иском в интересах Хрячковой М.А. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, отделу опеки и попечительства МУ «Управление образования» МО «Ульяновский район» о признании незаконным бездействия по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и возложении обязанности обеспечить истицу таким жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в Ульяновском районе Ульяновской области. В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Хрячкова М.А. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители лишены родительских прав. Истица с раннего детства находилась на воспитании в приемной семье. Хрячкова М.А. на момент прокурорской проверки достигла совершеннолетия, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области включена, обращалась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в Ульяновском районе Ульяновской области в уполномоченный орган, однако до сегодняшнего дня такое жилое помещение ей не предоставлено. Просил признать незаконным бездействие ответчиков по своевременному обеспечению истицы специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в Ульяновском районе Ульяновской области и возложить на ответчиков обязанность обеспечить Хрячкову М.А. специализированным  жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в Ульяновском районе Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Хрячкова М.А. включена в Список  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с правом на предоставление жилого помещения в Ульяновском районе Ульяновской области. Не обеспечена жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. Кроме того, считает, что предоставление истице первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма нарушает права других детей-сирот, включенных в соответствующий Список.

В возражениях на жалобу прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, третьего лица – Министерства здравоохранения Ульяновской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  установлено судом и следует из материалов дела, Хрячкова М.А., *** *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Майнского районного суда Ульяновскойобласти от 05 мая 1998 года родители истицы лишены родительских прав.

Постановлением Главы Майнского района Ульяновской области № *** от 22 мая 1998 года несовершеннолетняя Хрякова М.А. была помещена в детское государственное учреждение; за несовершеннолетней была закреплена жилая площадь – жилой дом родителей в п. Р*** М*** района Ульяновской области.

01 февраля 2008 года Хрячкова М.А. была передана на воспитание в приемную семью, по адресу которой в настоящее время зарегистрирована.

Согласно справкам, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», Хрячкова М.А. собственником объектов недвижимости не является.

Заключением межведомственной комиссии № *** от 25 июня 2008 года жилой дом в п. Р***, ранее закрепленный за несовершеннолетней Хрячковой М.А., признан непригодным для постоянного проживания.

23 апреля 2015 года Хрячкова М.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Хрячкова М.А. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области, действующего в интересах Хрячковой М.А., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи