Судебный акт
Содержание автодорог
Документ от 22.09.2015, опубликован на сайте 01.10.2015 под номером 54461, 2-я гражданская, о возложении обязанности по установке дорожных знаков, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                    Дело № 33-4013/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                        22 сентября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефёдова О.Н.,

судей Трифоновой Т.П. и Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 июля 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Майнского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области, выраженное в неисполнении возложенных обязательств по содержанию расположенной на территории Майнского района региональной автомобильной дороги «Урено-Карлинское - Чуфарово - Вешкайма - Барыш», имеющей идентификационный номер ***, находящейся в собственности Ульяновской области.

Обязать Правительство Ульяновской области произвести установку дорожных знаков на следующих участках автодороги «Урено-Карлинское -Чуфарово - Вешкайма - Барыш»:

-                    км с 10 по 11 с левой стороны: км 10+915 - 3.20 «Обгон запрещен» на оборотной стороне 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», с правой стороны: км 10+445 - 1.11.2 «Опасный поворот», км 10+595 - 3.20 «Обгон запрещен» на оборотной стороне 3.21 «Конец зоны запрещения обгона»;

-      км с 11 по 12 с левой стороны: км 11+065 - 1.11.1 «Опасный поворот»;

-      км с 20 по 21 с левой стороны: км 20+646 - 2.1 «Главная дорога» с табличкой 8.13 «Направление главной дороги», км 20+674 - 6.10.1 «Указатель направлений», км 20+835 - 3.20 «Обгон запрещен», на оборотной стороне 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», с правой стороны: км 20+448 - 2.1 «Главная дорога», с табличкой 8.13 «Направление главной дороги», км 20+550 - 6.10.1 «Указатель направлений», км 20+598 - 2.1 «Главная дорога», с табличкой 8.13 «Направление главной дороги», км 20+665 - 5.23.1 «Начало населенного пункта», 3.20 «Обгон запрещен», 5.24.1 «Конец населенного пункта», км 20+860 - 6.10.1 «Указатель направлений»;

-      км с 21 по 22 с левой стороны: км 21+020 - 1.34.3 «Направление поворота», км 21+040 - 2.4 «Уступи дорогу», 2.2 «Конец главной дороги», км 21+078 - 6.10.1 «Указатель направлений», км 21+020м - 2.1 «Главная дорога», км 21+977 - 1.11.2 «Опасный поворот»;

-    км с 22 по 23 с левой стороны: км 22+000 - 5.23.1 «Начало населенного пункта», 5.24.1 «Конец населенного пункта», км 22+093 - 3.20 «Обгон запрещен», км 22+192 - 3.20 «Обгон запрещен», на оборотной стороне 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», км 22+371 - 1.11.1 «Опасный поворот», км 22+992 - 3.20 «Обгон запрещен», на оборотной стороне 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», с правой стороны: км 22+027 - 3.20 «Обгон запрещен», на оборотной стороне 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», км 22+113 - 3.20 «Обгон запрещен», км 22+742 - 1.11.1 «Опасный поворот», км 22+892 - 3.20 «Обгон запрещен», на оборотной стороне 3.21 «Конец зоны запрещения обгона»;

-                    км с 23 по 24 с левой стороны: км 23+150 - 1.11.2 «Опасный поворот» с правой стороны: км 23+546 - 3.20 «Обгон запрещен», на оборотной стороне 3.21 «Конец зоны запрещения обгона»;

-    км с 24 по 25 с левой стороны: км 24+100 - 3.20 «Обгон запрещен», на оборотной стороне 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», км 24+801 - 2.1 «Главная дорога».

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Сальникова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области, в котором просил признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области, выразившееся в неисполнении обязательств по содержанию региональной автомобильной дороги «Урено-Карлинское - Чуфарово - Вешкайма - Барыш», и возложить обязанность установить отсутствующие дорожные знаки на участках дороги, перечисленных в исковом заявлении.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки было выявлено отсутствие на участках указанной автодороги дорожных знаков, предусмотренных проектом организации дорожного движения, что является нарушением п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 и создает угрозу для жизни и здоровья пользующихся ей граждан.

Полагал, что в силу положений действующего законодательства Правительство Ульяновской области является органом государственной власти, ответственным за осуществление дорожной деятельности в отношении дорог регионального значения, обеспечение безопасности дорожного движения на них, разработку проекта регионального бюджета и обеспечение его исполнения, однако не реализует указанные полномочия надлежащим образом.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить с вынесением нового решения об отказе в иске.

В обоснование жалобы указывает, что не является надлежащим ответчиком по данному иску. В силу статей 125, 214 Гражданского кодекса РФ полномочия Ульяновской области, как собственника указанной в решении суда дороги, реализуются уполномоченным органом государственной власти соответствующей компетенции, то есть Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее – Министерство). Именно Министерство является главным распорядителем и получателем средств областного бюджета Ульяновской области и федерального бюджета, поступающих на содержание автомобильных дорог.

Судом не учтено, что автомобильные дороги регионального значения в Ульяновской области закреплены на праве оперативного управления за ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области». Согласно договорам субподряда, заключенным между подрядчиком ООО «Техкомплект-Ульяновск» и ООО «Симбирскавтодор» 05.12.2014, ООО «Симбирскавтодор» и ЗАО «Гипростроймост» 19.12.2014, автомобильные дороги общего пользования регионального значения в Майнском районе Ульяновской области  обслуживаются ЗАО «Гипростроймост». Работы по установке указанных в решении  дорожных знаков не выполнены в связи с отсутствием финансирования на данные цели. Выделение средств на новые расходные обязательства возможно только с начала финансового года в установленном законом порядке.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения. Указывает при этом, что надлежащее содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, в том числе спорной автодороги, зависит от выделения объема денежных средств по установленным нормативам из бюджета Ульяновской области.

В судебное заседание не явились представители Правительства Ульяновской области, АО «Гипростроймост», ООО «Симбирскавтодор», МО МВД России «Майнский», ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, ООО «Техкомплект-Ульяновск». О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 №431-П, автодорога «Урено-Карлинское – Чуфарово-Вешкайма - Барыш» Майнского района Ульяновской области, имеющая идентификационный номер ***, общей протяженностью 14,8 км, является дорогой регионального значения и находится в собственности Ульяновской области.

29.10.2014 старшим госинспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Майнский» Т*** А.В. был составлен акт №*** выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, из которого следует, что на региональной автомобильной дороге «Урено-Карлинское - Чуфарово - Вешкайма - Барыш» идентификационный номер: *** с км 9+700 по км 24+500 (в границах Майнского района) отсутствуют дорожные знаки, согласно проекту организации дорожного движения от 2013 года. С учетом проекта организации дорожного движения от 2013 года на обустройство автодороги «Урено-Карлинское - Чуфарово - Вешкайма - Барыш» Майнского района Ульяновской области техническими средствами организации дорожного движения необходимо выделение денежных средств из областного бюджета на 52 дорожных знака ориентировочно в размере *** руб.

В ходе рассмотрения дела было установлено (и не оспаривалось участниками процесса), что до настоящего времени работы по установке вышеуказанных 52 дорожных знаков на автодороге  «Урено-Карлинское - Чуфарово - Вешкайма - Барыш» Майнского района Ульяновской области не выполнены  в связи с отсутствием финансирования на данные цели. Проводились лишь работы по замене или ремонту ранее установленных дорожных знаков.

Полное отсутствие дорожных знаков  в соответствии с  проектом организации дорожного движения создают угрозу жизни и здоровью граждан, пользующихся вышеназванной дорогой, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям.

В  соответствии со ст. 210 ГК РФ  собственник  несет  бремя  содержания принадлежащего   ему  имущества, если  иное  не  предусмотрено законом  или  договором.

В силу п. 11 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.

Согласно п. «е» ч.2 ст.26.11 вышеуказанного Федерального закона для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться автомобильные   дороги регионального или межмуниципального значения, в том числе имущество, необходимое для их обслуживания.

Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

На основании статей 3 и 15 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию этих дорог, обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу требований части 3 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно Уставу Ульяновской области, утвержденному  постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 19 мая 2005 г. № 31/311, (глава 4), а также  Закону Ульяновской области от 9 июня 2005 года № 043-ЗО «О Правительстве Ульяновской области» Правительство Ульяновской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области. В компетенцию Правительства Ульяновской области входит разработка и обеспечение исполнения областного бюджета Ульяновской области, управление и распоряжается собственностью Ульяновской области.

Учитывая вышеприведенные положения действующего законодательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что обязанность по установке дорожных знаков на автодороге регионального значения лежит именно на Правительстве Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к  иной оценке действующего законодательства.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: