Судебный акт
Приговор изменен в части
Документ от 23.09.2015, опубликован на сайте 05.10.2015 под номером 54452, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 158 ч.1; ст. 158 ч.1; ст. 111 ч.3 п. а, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***

Дело № 22-2135/2015

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск

23 сентября 2015 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе председательствующего судьи Малышева Д.В.,

судей Орловой Е.А., Федорова П.С.,

при секретаре Застыловой С.В.,

с участием прокурора Кечаевой Ю.А.,

осужденного Рыбакова И.В. и  защитника – адвоката Кузьмина В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам адвоката Кузьмина В.А., осужденного Рыбакова И.В. и апелляционному представлению государственного обвинителя Львова С.Г. на приговор Заволжского районного суда г.Ульяновска от 30 июля 2015 года, которым

 

РЫБАКОВ И*** В***,

***

 

о с у ж д е н :

- по п. «а» ч.3 ст.111 УК РФ  к лишению свободы  на срок 5 лет;

- по ч.1 ст.158 УК РФ  к обязательным работам на срок 160 часов.

На основании ч.3 ст.69 УК РФ, с учетом требований ст.71 УК РФ, по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет 10 дней с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания постановлено исчислять с 30 июля 2015 года. Зачтено в срок отбытия наказания время содержания под стражей с 18 апреля 2015 года по 29 июля 2015 года.

Мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.

Постановлено взыскать с Рыбакова И.В.:

- в пользу ООО «***» в счет возмещения материального ущерба денежные средства в сумме 1576 рублей 20 копеек;

- в доход федерального бюджета 1650 рублей в счет возмещения процессуальных издержек.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

 

Заслушав доклад судьи Орловой Е.А., выступления осужденного Рыбакова И.В., адвоката Кузьмина В.А., прокурора Кечаевой Ю.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Рыбаков И.В. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенном группой лиц 12 апреля 2015 года, а также в тайном хищении чужого имущества, совершенном 17 апреля 2015 года.

Преступления им совершены в г.Ульяновске при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В апелляционном представлении государственный обвинитель находит приговор незаконным и необоснованным. Полагает, что он постановлен с существенными нарушениями ст. 307 УПК РФ. Указывает, что обстоятельства содеянного, изложенные в описании преступного деяния, установлены в судебном заседании, а не основаны на предъявленном Рыбакову И.В. обвинении. Обращает внимание на то, что в описании преступного деяния неверно указано место совершения преступления, а также на противоречие в части описания преступного деяния о нанесении Рыбаковым И.В. потерпевшему не менее пяти ударов палкой, используемой в качестве оружия. Просит отменить приговор.

 

В апелляционной жалобе осужденный Рыбаков И.В., не оспаривая вину и квалификацию содеянного в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.158 УК РФ,  выражает несогласие с приговором суда в части его осуждения по п. «а»  ч. 3 ст. 111 УК РФ, считая его незаконным и необоснованным. Не отрицая факт избиения Т*** В.Н., утверждает, что удары потерпевшему наносил один в ответ на оскорбления потерпевшего, при этом у него возникло желание отомстить Т*** В.Н.,  поэтому догнал его и нанес ему несколько ударов палкой, подобранной по дороге. Тогда же неустановленное лицо остановило его и попросило успокоиться. Считает, что суд необоснованно взял за основу обвинительного приговора показания, данные им в ходе предварительного следствия, которые он подписывал, не читая, а также первоначальные показания потерпевшего и свидетелей, которые противоречат показаниям, данным в суде, и не согласуются с доводами стороны обвинения. Не согласен с выводами суда о том, что он и неустановленное лицо имели умысел на причинение вреда здоровью потерпевшего, в связи с чем просит отменить приговор.

 

В апелляционной жалобе адвокат Кузьмин В.А. не соглашается с приговором суда в  виду неправильной квалификации действий Рыбакова И.В. по п. «а» ч.3 ст. 111 УК РФ и строгости  назначенного наказания. Полагает, что выводы суда в этой части являются ошибочными и не основаны на материалах уголовного дела и показаниях свидетелей и потерпевшего. По мнению автора жалобы не были устранены сомнения в виновности Рыбакова И.В., не учтено мнение потерпевшего Т*** о нестрогом наказании Рыбакова.

 

В судебном заседании суда апелляционной инстанции:

- осужденный Рыбаков И.В. и защитник-адвокат Кузьмин В.А. доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме и возражали против удовлетворения представления в части, ухудшающей положение осужденного;

-  прокурор Кечаева Ю.А., не согласившись с доводами жалоб, просила приговор отменить по изложенным в апелляционном представлении основаниям.

 

Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, выслушав выступления прокурора, осужденного и его защитника, судебная коллегия находит приговор суда подлежащим изменению.

 

Фактические обстоятельства дела судом установлены правильно. Выводы суда о доказанности вины Рыбакова И.В. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Т*** В.Н., опасного для жизни человека, совершенном группой лиц, а также о виновности Рыбакова И.В. в тайном хищении  имущества ООО «***», сделаны на основе совокупности доказательств, исследованных непосредственно в судебном заседании.

 

Так, из показаний потерпевшего Т*** В.Н., данных в ходе предварительного следствия следует, что около 21 часа 12 апреля 2015 года на остановке общественного транспорта между его знакомым Ш***  и двумя парнями возник  конфликт. Решил помочь Ш*** и попытался их успокоить. Однако  парни переключились на него, один из  них нанес ему около 5 ударов кулаком в область головы и лица и повалил на землю. В это время Рыбаков нанес ему около 2 ударов ногой в область головы. На крики прохожих парни перестали его избивать. Ему удалось встать и перебежать через дорогу. Когда подбегал к дому № *** по ул.***, споткнулся и упал вниз лицом.  Рыбаков и второй парень догнали его и одновременно нанесли удары. При этом Рыбаков нанес  палкой  не менее 5 ударов в область головы, а парень, стоящий с  другой стороны, нанес  ногой не менее 2 ударов в область головы и шеи. Услышав крики прохожих, избиение прекратили и  убежали. Когда прохожие интересовались тем, что случилось, к нему  вновь подошли Рыбаков и  второй парень, которых он опознал и указал прохожим на них, как на лиц его избивших.

 

Свои  показания  потерпевший подтвердил на очной ставке с  Рыбаковым И.В.

 

Суд обоснованно эти показания Т***  В.Н. признал достоверными и положил в основу обвинительного приговора, дал им оценку в совокупности  с собранными по делу доказательствами, привел в приговоре мотивы признания данных показаний соответствующими фактическим обстоятельствам дела.  Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что Т*** В.Н. прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имел основания для оговора осужденного, по делу не установлено.

 

Изложенные показания потерпевшего согласуются и с показаниями Рыбакова И.В., данными в ходе предварительного следствия, в которых он указывал, что в ходе драки его знакомый В*** повалил на землю Т*** и нанес тому  удары кулаком в область лица и головы. Он, Рыбаков, также подошел к Т*** и нанес ему два удара ногой в область головы, чтобы тот не сопротивлялся. Т***  перебежал дорогу, стал  обзывать их нецензурной бранью. С В*** решили его догнать и еще раз избить.  По пути   подобрал палку и когда Т*** споткнулся и  упал, нанес ему палкой не менее 5 ударов в область головы  последнего. В*** также подбежал и нанес два удара ногой в область шеи и головы Т***. После этого Т*** перевернулся и он еще раз ударил  его палкой по правому боку. Услышав крики прохожих, убежали. Затем подошли к потерпевшему, который в присутствии прохожих  указал на них, как на лиц его избивших. После этого убежали.

 

Вопреки доводам жалобы все следственные действия с осужденным Рыбаковым И.В. произведены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, перед началом допросов ему  были разъяснены   его процессуальные права, положения статьи 51 Конституции Российской  Федерации и статьи 47 УПК РФ, в допросах участвовал адвокат, что исключало возможность оказания на  него  какого-либо воздействия.  При этом перед началом допросов осужденный  предупреждался о том, что  его показания могут быть использованы в качестве доказательств по делу даже в случае последующего отказа от них. Рыбаков И.В. самостоятельно рассказывали об обстоятельствах преступлений,  замечаний к протоколам допросов у участников  следственных действий не возникло, о применении насилия и других недозволенных методов со стороны какого-либо сотрудника правоохранительных органов не заявлялось, и об это ничто объективно не свидетельствовало.  Оснований для оговора осужденного свидетелями не установлено, как и причин для самооговора.

 

Кроме того, приведенные показания согласуются и с показаниями очевидцев преступления - свидетелей  В*** М.А. и Ш*** Е.И., данными в ходе предварительного следствия, которые подтвердили, что именно Рыбаков И.В. совместно с другим парнем  избивали потерпевшего, а Рыбаков в том числе  наносил удары палкой в область лица и головы.  При этом в ходе предварительного следствия свидетель В*** М.А. опознал Рыбакова И.В.  как парня избивавшего потерпевшего палкой.

 

Свидетели  Ш*** Р.И. и Г*** К.В. подтвердили  обстоятельства опознания  потерпевшим на месте происшествия  избивавших его лиц.

 

Суд верно признал, что приведенные выше показания потерпевшего и свидетелей по обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела, последовательны, непротиворечивы и полностью согласуются с исследованными в судебном заседании доказательствами.

 

Согласно заключениям  судебно-медицинских экспертиз у Т*** В.Н. были обнаружены телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма: ушибленная рана верхней губы, ушибленные раны верхнего века, скуловой области, подкожное кровоизлияния правой ушной раковины, гематомы век правого глаза, закрытый перелом костей носа без смещения, переломы правых височных и теменной костей, правой скуловой кости, ушиб головного мозга, которые образовались от  неоднократного воздействия тупого твердого предмета (предметов), которые в комплексе одной травмы причинили тяжкий вред здоровью, опасный для жизни. Кроме того, у потерпевшего был обнаружен ушиб мягких тканей правого предплечья,  который расстройства здоровья не влечет и расценивается как повреждение  не причинившее вред здоровью человека.

 

Выводы экспертов подтверждают показания потерпевшего и свидетелей о количестве и локализации телесных повреждений, а также механизме их образования.

 

Сам осужденный не отрицал свою  причастность к нанесению ударов потерпевшему. Однако указал, что  удары  они наносили не совместно, каждый действовал самостоятельно, поэтому не должен нести уголовную ответственность за преступление, совершенное группой лиц.

 

Эта версия тщательно проверялась судом и обоснованно признана несостоятельной по мотивам, указанным в приговоре, не согласиться с которыми у судебной коллегии оснований не имеется.  В судебном заседании были исследованы все обстоятельства дела, вопрос о действиях каждого участника избиения потерпевшего выяснялся с особой тщательностью.

 

В приговоре приведены основания, по которым суд признал достоверными  показания потерпевшего и свидетелей, данные в ходе предварительного следствия. При этом суд обоснованно расценил  показания потерпевшего  и  свидетеля Ш*** в судебном заседании как стремление  снизить степень  вины  осужденного за содеянное, а показания свидетеля В***, данные  в судебном заседании, суд обоснованно расценил как заблуждение.

 

Таким образом, суд первой инстанции непосредственно тщательно исследовал все доказательства, выяснил причины противоречий в доказательствах и дал им надлежащую оценку в приговоре, как каждому в отдельности, так и в совокупности. Все приведенные  в приговоре доказательства получены с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства и являются допустимыми и достаточными для признания Рыбакова  И.В. виновным   в инкриминируемых деяниях.

 

О наличии у осужденного умысла на причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью группой лиц указывают фактические обстоятельства дела, характер и локализация телесных повреждений. При этом суд верно пришел к выводу о том, что каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о неосторожной форме вины осужденного относительно совершенного им деяния, не установлено. 

 

Исходя из совокупности исследованных доказательств, суд пришел к правильному выводу о доказанности вины Рыбакова  И.В. в содеянном и обоснованно квалифицировал его действия по ч.1 ст. 158 УК РФ, как  кража, то есть тайное хищение чужого имущества; а также по п. «а» ч.3 ст. 111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное группой лиц, и оснований для иной их квалификации, в том числе по ч.1 ст.111 УК РФ, как об этом поставлен вопрос в апелляционных жалобах, не имеется. 

 

Оценив поведение осужденного  Рыбакова И.В. в судебном заседании, учтя данные  о его  личности, выводы проведенной  в отношении  него судебно-психиатрической экспертизы, суд верно признал  его вменяемыми и подлежащими уголовной ответственности за содеянное. У судебной коллегии не имеется оснований для дачи иного вывода.

 

Наказание Рыбакову И.А. назначено в соответствии с требованиями ст.ст.6, 60, ч.1 ст.62 УК Ф с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, данных о его личности, наличия смягчающих и  отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, влиянии  назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

 

Судом первой инстанции в должной мере были учтены смягчающие наказание обстоятельства, а именно: полное признание вины по эпизоду кражи, частичное признание вины по эпизоду причинения тяжкого вреда здоровью, раскаяние в содеянном,  помощь следствию, молодой возраст,  состояние его здоровья и  его близких родственников, принесение извинений потерпевшим, возмещение ущерба путем возврата части похищенного имущества.

 

Кроме того, судом   учтены и данные о личности Рыбкова И.В., который по месту жительства характеризуется  неудовлетворительно, замечен в злоупотреблении спиртными напитками, конфликтах и нарушениях общественного порядка,  к административной ответственности не привлекался,  на учете в наркологической и психиатрической больнице  не состоит.

 

С учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности осужденного, суд обоснованно пришел к выводу о назначении Рыбакову И.В. по п. «а» ч.3 ст. 111 УК РФ наказания в виде лишения свободы и не нашел оснований для назначения  ему наказания с применением  статей 64 и 71 УК РФ. С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности суд обоснованно не усмотрел оснований для изменения категории преступления в соответствии с частью 6 статьи 15 УК РФ. 

 

Вывод суда о возможности исправления осужденного только в условиях изоляции от общества мотивирован в приговоре, и оснований не согласиться с ним судебная коллегия не находит.

 

Таким образом, назначенное Рыбакову И.В. наказание за данное преступление является соразмерным и справедливым, оснований для  его смягчения судебная коллегия не находит.

 

Наказание, назначенное Рыбакову И.В. по ч.1 ст. 158 УК РФ, также отвечает принципам справедливости и соразмерности.

 

Вопреки доводам апелляционного представления все выводы суда относительно квалификации действий осужденного, назначения ему наказания  надлежащим образом мотивированы, отвечают требованиям ст. 307 УПК РФ.

 

Вместе с тем, судебная коллегия  находит приговор подлежащим изменению по  следующим основаниям.

 

При описании преступного деяния, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 111 УК РФ, суд в описательно-мотивировочной части приговора указал на применение Рыбаковым И.В. предмета – деревянной палки, используемой в качестве оружия. Однако, как следует из приговора, данный квалифицирующий признак  суд исключил из предъявленного Рыбакову И.В. обвинения  с учетом мнения государственного обвинителя, в связи с чем данное указание также подлежит исключению из описательно-мотивировочной части приговора.  

 

Кроме того, судом установлено, что Рыбаков И.В. и неустановленное лицо, дело в отношении которого выделено в отдельное производство, догнали потерпевшего Т*** В.Н. возле дома № *** по ул. *** г.Ульяновска, где  Рыбаков И.В. нанес неустановленным предметов не менее 5 ударов по голове Т*** В.Н.

 

Вместе с тем, в описательно-мотивировочной части приговора суд указал дом № *** по указанной выше улице, чем допустил техническую описку. В связи с чем судебная коллегия находит необходимым внести в описательно-мотивировочную часть приговора  соответствующее уточнение.

 

Исковые  требования о возмещении материального ущерба разрешены  в соответствии  с  действующим законодательством и не оспариваются в апелляционных жалобах.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Приговор Заволжского районного суда г.Ульяновска от 30 июля 2015 года в отношении Рыбакова И*** В***  изменить:

 

- внести в описательно-мотивировочную часть приговора  уточнение о том, что Рыбаков И.В. и неустановленное лицо, дело в отношении которого выделено в отдельное производство, догнали Т*** возле дома № *** по ул. 9 *** в Заволжском районе г.Ульяновска.

 

- исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание  об использовании Рыбаковым И.В. деревянной палки в качестве оружия.

 

В остальном этот же приговор оставить без изменения, а апелляционные жалобы и представление – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи