Судебный акт
Обеспечение жильем ребенка-сироту
Документ от 15.09.2015, опубликован на сайте 02.10.2015 под номером 54284, 2-я гражданская, об обспечении жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                               Дело № 33 – 3762/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                      15 сентября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Чурбановой Е.В.

судей Мирясовой Н.Г., Фоминой В.А.

с участием прокурора Николаева  Н.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 июня 2015 года, по которому постановлено:

 

Иск  Прокурора  Чердаклинского района  Ульяновской области, действующего в интересах Карпенко Г*** А***,  к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Карпенко Г*** А***  жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Карпенко Г*** А***  специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения     в  муниципальном образовании «город Ульяновск».

В удовлетворении иска  Прокурора  Чердаклинского района  Ульяновской области, действующего в интересах Карпенко Г*** А***,  к Правительству Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Чердаклинского Ульяновской области, действуя в интересах Карпенко Г.А., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что Карпенко Г.А., ***1996  года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. ***.2007 он был поставлен на первичный учёт несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в управлении Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску  в связи с тем, что решением Ленинского районного суда города Ульяновска от ***2007 его мать-одиночка Карпенко Л.А. ограничена в родительских правах в отношении него. В настоящее время имеются сведения о ее смерти ***.2010. Отцовство не установлено, сведения об отце в свидетельстве о рождении Карпенко Г.А. записаны со слов его матери. В настоящее время Карпенко Г.А. временно зарегистрирован и проживает по месту учебы в общежитии, расположенном по адресу: Ульяновская область, город ***

Карпенко Г.А. ***.2013 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению Карпенко Г.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить Карпенко Г.А.  специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городе Ульяновске.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №8».

 

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано,  что не оспаривают права Карпенко  Г.А. на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма. Однако обеспечить истца квартирой в настоящее время не имеется возможности ввиду отсутствия в специализированном жилищном фонде свободных квартир. Заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Срок исполнения данных контрактов 01.09.2016 года. В течение 2015 года будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Вместе с тем, оснований для первоочередного обеспечения Карпенко Г.А. жилым помещением не имеется, является незаконным, поскольку в Список детей-сирот включено более 1500 человек, которые также наделены таким правом. 

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Карпенко ***, ***1996 года рождения, относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Карпенко Г.А. К***., решением Ленинского районного суда города Ульяновска от ***2007  ограничена  в родительских правах в отношении сына.   ***.2010  К*** умерла. Сведения об отце  Карпенко Г.А. внесены в актовую запись о рождении со слов матери.

На основании Постановления  главы города Ульяновска  от ***2007 № ***  Карпенко Г.А. был помещен  в областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С ***2013 Карпенко Г.А. обучается  в О*** в городе Новоульяновске. В настоящее время Карпенко Г.А. временно зарегистрирован и проживает по месту учебы в общежитии, расположенном по адресу: Ульяновская область, город Н***

Карпенко Г.А  ***2013 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечения  жилыми помещениями специализированного государственного жилищного  фонда Ульяновской области.

Согласно сведениям УОГУП БТИ и Управления Росреестра по Ульяновской области  Карпенко Г.А. собственного жилья на территории Ульяновской области не имеет.

До настоящего времени жилое помещение истцу  не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Карпенко Г.А. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, действующего в интересах Карпенко Г.А., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В  соответствии  со статьей  8  Федерального  закона  от  21  декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить основанием  к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи