Судебный акт
Прекращение права собственности на квартиры признании права долевой собственности
Документ от 15.09.2015, опубликован на сайте 07.10.2015 под номером 54277, 2-я гражданская, о признании права собственности на долю дома, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Богомолов С.В.                                                                       Дело № 33-3870/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       15 сентября 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.

судей  Костюниной Н.В., Полуэктовой С.К.,

при секретаре  Русаковой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Шабровой А*** А***, Салюковой З*** И***, Денисовой О*** В*** – Гаршиной Н*** В*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 июня 2015 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Салюковой З*** И***, Денисовой О*** В***, Шабровой А*** А*** к администрации города Ульяновска о прекращении права собственности на квартиры и признании права общей долевой собственности на жилой дом, - отказать.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., объяснения Салюковой З.И., Шабровой А.И., представителя истиц - Гаршиной Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Салюкова З.И., Денисова О.В., Шаброва А.А. обратились в суд с иском к администрации города Ульяновска о прекращении права собственности на квартиры и признании права общей долевой собственности на жилой дом.

В обоснование иска указали, что являются собственниками квартир в доме № *** по ул.И*** г.Ульяновска: собственник квартиры № *** — Салюкова З.И. (приобрела квартиру в 2012 году, свидетельство о государственной регистрации права 72 АА № *** от 12.09.2012), квартиры № *** — Денисова О.В. (приобрела в 2013 году, свидетельство о государственной регистрации права 73 АА № *** от 14.06.2013), квартиры № *** — Шаброва А.А. (приобрела квартиру в 2008 году, свидетельство о государственной регистрации права 73 AT № *** от 24.09.2008).

Фактически жилой дом по ул.И***, дом *** представляет собой одноэтажный четырехквартирный жилой дом. Каждая из квартир имеет отдельный вход, общих инженерных сетей квартиры не имеют. Данный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 2528 кв.м.

Еще одна квартира в данном доме принадлежит Корчагину Е.В. и Корчагиной Е.В. на основании решения Ленинского районного суда г.Ульяновска, вступившего в законную силу 17.09.2007 года, в соответствии с которым они приватизировали по 25/100 долей вышеуказанного жилого дома, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права серии 73 AT № *** и 73 AT № ***, выданными 28.09.2007 УФРС по Ульяновской области.

С момента заселения в указанный жилой дом между истцами и Корчагиными сложился порядок пользования квартирами как долями жилого дома, а также надворными постройками, расположенными на земельном участке.

Поскольку все фактически пользуются земельным участком, решили оформить его в собственность, еще в 2009 году обращались с заявлением в Мэрию г.Ульяновска, где ответили, что участок сформирован и что они могут обратиться в  УФРС по Ульяновской области для регистрации своего права собственности. Однако УФРС по Ульяновской области в регистрации права собственности на земельный участок было отказано (исх.№*** от 14.09.2009), так как право долевой собственности на дом было зарегистрировано только у Корчагиных, а истцы не смогли предоставить документы подтверждающие право собственности на доли жилого дома.

Также в 2013 году обращались в администрацию города Ульяновска с заявлением о приведении статуса жилого дома к единому статусу. Однако ответа по существу не получили, кроме совета обратиться в УФРС.

В декабре 2014 года вновь обратились в УСГРК по Ульяновской области, подписав соглашение о распределении долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, однако вновь был получен отказ по тем же основаниям, т.к. не предоставлены документы, подтверждающие право на доли дома.

С учетом изложенного и руководствуясь ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ, ч. 1 ст. 16 ЖК РФ просили признать за ними право долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул.И***, дом *** (за каждой на 23/100 доли), прекратив их право собственности на квартиры №*** соответственно в указанном доме.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Шабровой А.А., Салюковой З.И., Денисовой О.В. – Гаршина Н.В. просит решение отменить, принять новое об удовлетворении иска.

Полагает, что судом не было учтено решение суда от 17.09.2007, в соответствии с которым Корчагины приватизировали 25/100 долей спорного домовладения. Считает, что приватизация трех квартир была оформлена администрацией города Ульяновска в нарушение закона, в связи с чем собственники квартир были лишены возможности приватизировать надворные постройки,  оформить в собственность земельный участок.

Не согласна с выводом суда о том, что истцами не представлено доказательств нарушения прав со стороны ответчика, поскольку  они неоднократно обращались в администрацию по данному вопросу.

Указывает, что суд, ссылаясь на ст.244 ГК РФ, делает необоснованный вывод о том, что не имеется правовых оснований для прекращения права собственности на квартиры и признания права общей долевой собственности.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул.И***, ***, год постройки 1963, является отдельно стоящим одноэтажным жилым домом, состоящим из четырех квартир, оборудованных отдельными входами. Общая площадь жилого дома с учетом самовольно возведенного пристроя к квартире № *** составляет 107, 87 кв.м.

Площадь земельного участка по ул. И***, *** г.Ульяновска составляет 2543 кв.м. Права на земельный участок не оформлены.

Квартира № *** общей площадью 24, 76 кв.м. в доме №*** по ул.И*** в г.Ульяновске принадлежит на праве собственности Салюковой З.И. на основании договора купли-продажи от 24.08.2012, заключенного с Салюковой Ю.В., за которой право собственности на указанную квартиру было признано решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 08.08.2005 в порядке приватизации. Из данного решения следует, что Салюкова Ю.В. проживала в данной квартире на условиях социального найма.

Квартира № *** общей площадью 24, 76 кв.м. в доме № *** по ул.И*** в г.Ульяновске принадлежит на праве собственности Денисовой О.В. на основании договора купли-продажи от 30.05.2013, заключенного со Столиным В.В., которому данная квартира принадлежала на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 01.02.2006.

Квартира № *** общей площадью 24, 49 кв.м. в доме № *** по ул.И*** в г.Ульяновске принадлежит на праве собственности Шабровой А.А. на основании договора дарения от 04.09.2008, заключенного с Бабкиной В.М., которой квартира принадлежала на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26.05.2008, договора приватизации от 01.08.2007.

Нанимателями квартиры № *** в данном доме являлись Корчагины, за которыми решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 04.09.2007 было признано право общей долевой собственности на 25/100 долей одноэтажного жилого дома общей площадью 98,06 кв. по ул.И***, *** в порядке приватизации.

В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Понятие многоквартирного жилого дома закреплено в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (в ред. от 02.08.2007), согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.

Из технической документации на дом следует, что принадлежащие истцам  квартиры имеют самостоятельные выходы на земельный участок (придомовую территорию). В каждой квартире имеется все необходимое для самостоятельного использования каждой квартиры для проживания отдельной семьи. При этом в доме имеется общее имущество: несущие конструкции (фундамент, стены), крыша.

Поскольку указанный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений, он является многоквартирным жилым домом.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о прекращении права собственности на квартиры и признании права общей долевой собственности на жилой дом, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку жилые помещения имеют статус квартир в многоквартирном жилом доме.

Наниматели квартир № *** выразили волеизъявление на приобретение квартир в собственность по договору приватизации, реализовав тем самым предоставленное Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на участие в приватизации того жилого помещения, характеристики которого, установленные органами технического и кадастрового учета, были им известны.

К истицам право собственности на указанные квартиры перешло в порядке последующих сделок (купли-продажи, дарения).

Фактически, приобретая спорные жилые помещения, истицы знали о том, что жилые помещения имеют статус квартир, и, более того, выразили на это свою волю.

Исходя из характера и оснований заявленных исковых требований, судебная коллегия по гражданским делам отмечает, что для правильного разрешения дела следует руководствоваться положениями пункта 1 статьи 235 ГК РФ, согласно которому право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Между тем, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных законом оснований для прекращения права собственности истиц на принадлежащие им квартиры.

Доводы жалобы о том, что статус квартир препятствует в оформлении земельного участка, следует признать несостоятельными.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из требований ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, т.е. в силу прямого указания закона.

Следовательно, признание квартир частью жилого дома правовых последствий в виде оформления права на прилегающий к квартире земельный участок не влечет.

Ссылка в жалобе на то, что квартира № *** оформлена по решению суда как доля жилого дома, не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, поскольку как было выше отмечено дом №*** по ул.И*** является многоквартирным, и данный статус был определен при приватизации квартир № ***, то есть до вынесения судебного решения по делу Корчагиных.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

В силу изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Шабровой А*** А***, Салюковой З*** И***, Денисовой О*** В*** – Гаршиной Н*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи