УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Карасева И.И. Дело № 33- 3811/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 08 сентября 2015 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Казаковой М.В.
судей Фоминой В.А.,
Мирясовой Н.Г.,
с участием прокурора
Колгановой Е.А.
при секретаре
Устимовой Т.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 23 июня 2015
года, по которому постановлено:
Исковые требования
прокурора Ульяновского района
Ульяновской области, в защиту прав Тры И*** В***, к Министерству
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным
бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении Тры И*** В***
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
обеспечить Тры И*** В*** ***.1997 года рождения, специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения в городе Новоульяновске
Ульяновской области.
В удовлетворении
исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области к отделу
опеки и попечительства администрации муниципального образования «Город
Новоульяновск» Ульяновской области о признании незаконным бездействия,
выразившегося в необеспечении Тры И.В. благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда; возложении обязанности на отдел опеки и
попечительства администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области по
обеспечению Тры И.В. специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения в г. Новоульяновске Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., заключение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд в защиту прав Тры И.В.
с иском к отделу опеки и попечительства администрации МО «Город Новоульяновск»,
Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области и Правительству Ульяновской области о признании незаконным
бездействия, возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным
жилым помещением.
В обоснование иска
указал, что в ходе проведенной прокуратурой
проверки было установлено, что Тры И.В., ***1997 года рождения, относящаяся к
числу детей, оставшихся без попечения родителей, была включена ***.2014 в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда
Ульяновской области. Решением суда от ***2005 родители Тры И.В. лишены
родительских прав. На основании постановления главы администрации Цильнинского
района Ульяновской области от ***2005 несовершеннолетняя Тры И.В. была помещена
в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. В связи с тем, что она жилого помещения не имела, на основании
приказа МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения МО
«Цильнинский район» от ***.2010 она поставлена на учет в качестве нуждающейся в
обеспечении жилым помещением. С сентября 2012 года Тры И.В. обучается в П***,
реорганизованном с 01.09.2014 в О***. До настоящего времени жилым помещением
она не обеспечена, что нарушает ее жилищные права.
Просил
признать незаконным бездействие Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области, Правительства Ульяновской области и отдела
опеки и попечительства администрации МО «Город Новоульяновск», выразившегося в
необеспечении Тры И.В. благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения;
обязать ответчиков обеспечить Тры И.В. специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения в г. Новоульяновск Ульяновской области.
Определением суда от
23.06.2015 принят отказ прокурора от исковых требований, заявленных к
Правительству Ульяновской области, производство по гражданскому делу в
указанной части прекращено.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не представлено по
причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской
области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу
первоочередного права на получение жилого помещения специализированного
жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других
детей-сирот, включенных в данный Список.
В возражении на
апелляционную жалобу прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит
решение суда оставить без изменения, а жалобу Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без
удовлетворения.
Стороны, надлежащим
образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание
судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия
находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная
коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Из материалов дела следует, что Тры И.В., ***1997
года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители решением Цильнинского
районного суда Ульяновской области от ***.2005 лишены родительских прав.
На основании постановления главы
администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области № *** от ***.2005
несовершеннолетняя Тры И.В. была помещена в государственное учреждение для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как следует из
содержания постановления, несовершеннолетняя Тры И.В. жилья не имеет.
Приказом МУ «Комплексный
центр социального обслуживания населения МО «Цильнинский район» №*** от
31.12.2010 на основании Закона Ульяновской области от 06.05.2006 №60-ЗО «Об
обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» Тры И.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении
жилого помещения.
Согласно данных регистрирующих органов, за
истицей право собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано.
Решением Координационного совета по защите
прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и
социального развития Ульяновской области oт ***.2014 Тры И.В. включена в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.
Поскольку жилое
помещение Тры И.В. не предоставлено, прокурор, действуя в ее интересах,
обратился в суд с вышеуказанным иском.
Разрешая спор и
удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том,
что обеспечение Тры И.В. благоустроенным жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения должно осуществляться независимо от
времени постановки на очередь.
С выводом суда
первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Согласно части 1
статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых
помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам
найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 №15-ФЗ) лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место
жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого
субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими
возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до
достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством
субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам,
указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18
лет.
Орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с
пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются
лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста
14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является
основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как
следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель
определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма
специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1
статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают
очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого
помещения по договору найма специализированного жилого помещения
соответствующей категории граждан.
Содержащееся в
пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование
списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом
субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление
жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с
какой-либо очередностью.
Довод ответчика о
нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же
основаниях, что и истица, не может служить поводом к отмене решения суда,
поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость
от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц,
обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной
категории.
При этом отсутствие
надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для
отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного
жилого помещения.
Доводы апелляционной
жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой
инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением
соответствующих мотивов.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 23 июня 2015 года оставить без изменения,
а апелляционную жалобу Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: