УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Асанидзе
Э.Г.
Дело № 33-3689/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
08 сентября 2015 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Казаковой М.В.
судей Фоминой В.А.,
Мирясовой Н.Г.
при секретаре
Устимовой Т.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мельникова
В*** И*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 мая 2015
года, по которому постановлено:
Отказать в удовлетворении иска Мельникова В*** И*** к Управлению
Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по
городу Ульяновску, Министерству здравоохранения и социального развития
Ульяновской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., пояснения Мельникова В.И., его представителя Шишени Е.Г.,
представителя УРО ФСС Кольник И.И., поддержавших доводы жалобы, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Мельников В.И.
обратился в суд с иском к Управлению Министерства здравоохранения и социального
развития Ульяновской области о признании права на присвоение звания «Ветеран
труда».
В обоснование иска указал, что он является
работником ГУ У*** «О поощрении работников Государственного учреждения -
Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской
Федерации» он награжден почетной грамотой за заслуги в обеспечении деятельности
Фонда по управлению средствами государственного социального страхования. После
выхода на пенсию в соответствии с положениями Федерального Закона от 12.01.1995
№ 5-ФЗ «О ветеранах» он обратился в Управление Министерства здравоохранения и
социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску с заявлением о
присвоении звания «Ветеран труда». Однако письмом от 23.03.2015 года ему в
присвоении данного звания было отказано. Данный отказ считал незаконным и
необоснованным.
Просил признать за
ним право на присвоение звания «Ветеран труда».
Определением суда от
14.05.2015 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика
привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской
области.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе
Мельников В.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по
делу новое решение. Указывает, что вывод суда о том, что Фонд социального
страхования РФ не является ведомственным органом является ошибочным, поскольку
в соответствии с действующим законодательством, Фонд социального страхования РФ
является государственным учреждением, входит в систему государственных органов
РФ, его территориальные органы составляют единую централизованную систему
органов управления средствами обязательного социального страхования в РФ, в
которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Считает, что Фонд фактически
является ведомственным подразделением Правительства РФ. Кроме того, полагает,
что поскольку ведомственные знаки отличия в труде в соответствии со ст.7 ФЗ «О
ветеранах» приравнены к государственным наградам и почетным званиям, то их
статус должен быть одинаковым. По мнению автора жалобы, Почетная грамота ФСС
РФ, которой он награжден, соответствует общеустановленными для наград
требованиям.
В возражении на
апелляционную жалобу Департамент Главного управления труда, занятости и
социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску просит
решение суда оставить без изменения, а жалобу Мельникова В.И. - без
удовлетворения.
Представители
ответчиков, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела,
в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК
РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная
коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с
ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Правовые гарантии
социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с
пунктом 1 статьи 7 указанного Федерального закона ветеранами труда являются
лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или
медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо
награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж,
необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица,
начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой
Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет
для женщин.
Таким образом,
федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов
труда.
В силу пункта 4
статьи 7 Федерального закона, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда»
определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
В порядке реализации
указанного правомочия принят Закон Ульяновской области от 30.11.2004 № 086-ЗО
«О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в
Ульяновской области».
Пунктом 2 статьи 2
приведенного Закона Ульяновской области установлено, что отнесение граждан к
категориям, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, осуществляется
в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и иным законодательством
Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 29.12.2005 № 234 утверждено Положения о
порядке присвоения звания «Ветеран труда».
Согласно пункту 2
указанного Положения звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным
орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской
Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим
трудовой стаж, необходимый для назначении пенсии по старости или за выслугу
лет.
Ведомственными
знаками отличия в труде следует считать: нагрудные знаки и значки, грамоты,
дипломы, свидетельства, благодарности, выданные органами исполнительной,
законодательной (представительной), судебной власти СССР, РСФСР, Российской
Федерации либо от имени этих органов, органами прокуратуры СССР, РСФСР,
Российской Федерации.
Знаки отличия в
труде, выданные Центральным союзом потребительских обществ России, Центральным
Комитетом ВЛКСМ, Государственным комитетом статистики, Фондом Независимых
Профсоюзов России, Центральным комитетом профсоюзов либо от имени этих
организаций, рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде.
Не учитываются при
присвоении звания «Ветеран труда»: знаки отличия в труде, выданные
организациями, войсковыми частями, общественными объединениями,
организационными комитетами; квалификационные или ученые звания и степени;
удостоверения на рационализаторские предложения; поощрения за судейство,
участие или победу в спортивных соревнованиях, за отличную успеваемость и
дисциплину; медали, звания, знаки и значки Выставки достижений народного
хозяйства; ветеранские звания, присвоенные предприятиями, организациями,
общественными объединениями, советами ветеранов.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Мельников В.И. имеет трудовой стаж 39 лет
01 месяц 01 день, ему назначена пенсия по старости с 28.05.2014.
Приказом
заместителя Фонда социального страхования РФ от 18.12.2014 №*** Мельников В.И. награжден почетной грамотой Фонда социального страхования РФ «За
заслуги в обеспечении деятельности Фонда по управлению средствами
государственного социального страхования Российской Федерации».
27.02.2015 Мельников
В.И. обратился в комиссию по рассмотрению документов на присвоение звания
«Ветеран труда» и «Ветеран труда Ульяновской области» Министерства
здравоохранения и социального развития Ульяновской области с заявлением о
присвоении ему звания «Ветеран труда».
23.03.2015
Управлением министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской
области сообщено, что в удовлетворении заявления Мельникова В.И. отказано со
ссылкой на то, что почетная грамота управления Фонда социального страхования РФ
не дает оснований для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку Фонд
является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве
Российской Федерации, координацию деятельности которого осуществляет
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Разрешая спор, оценив представленные
доказательства с учетом положений статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел
к правильному выводу о том, что Мельникову В.И. обоснованно отказано в
присвоении звания «Ветеран труда» в связи с награждением почетной грамотой Фонда социального страхования РФ «За
заслуги в обеспечении деятельности Фонда по управлению средствами
государственного социального страхования Российской Федерации».
Выводы суда,
изложенные в решении, обстоятельствам дела и действующему законодательству не
противоречат, сомнений у судебной коллегии не вызывают.
Так, Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 12.02.1994 № 101, Фонд является специализированным
финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Из Указа Президента Российской
Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов
исполнительной власти» следует, что Фонд социального страхования Российской Федерации не включен в структуру
федеральных органов исполнительной власти.
Анализируя структуру федеральных органов
исполнительной власти, Положение Фонда социального страхования Российской Федерации, Положение о порядке присвоения «Ветеран труда»,
суд приходит к выводу, что Фонд социального страхования Российской Федерации не отнесен к числу органов
государственной власти и управления, в том числе министерствам, государственным
комитетам и другим ведомствам различного уровня, не является ведомственным
органом и не обладает полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия и
награждению ими.
Из анализа пункта 2 части 1 статьи 7
Федерального закона «О ветеранах» следует, что федеральный закон в качестве основания
признания гражданина ветераном труда предусматривает наличие двух условий
одновременно: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте
уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового
стажа. При этом Фонд социального страхования РФ уполномоченным органом
государственной власти не является, а одно лишь награждение грамотой ФСС РФ без
данных о том, что вручение данной грамоты производится от уполномоченного
органа государственной власти, не является основанием для присвоения звания
«Ветеран труда».
При таких обстоятельствах правильным является
суждение суда о том, что почетная грамота Фонда социального страхования РФ не
относятся к ведомственным знакам отличия в труде.
Принимая во
внимание, что почетная грамота, которой награжден истец, не входит в систему
государственных наград, установленную пунктом 27 Положения о государственных
наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской
Федерации от 2 марта 1994 № 442, отсутствует в Указе Президента РФ от
30.12.1995 № 1341 «Об установлении почетных званий РФ, утверждении Положений о
почетных званиях и Описания нагрудного знака к почетным званиям РФ», суд первой
инстанции постановил законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении
исковых требований, поскольку почетная грамота Фонда социального страхования РФ
не относится к ведомственным знакам отличия в труде, награждение которыми
является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Исходя из
приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд первой
инстанции пришел к правильному выводу, что награждение указанной почетной
грамотой не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Отказывая Мельникову В.И. в присвоении звания «Ветеран труда», Управление
министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области
действовало в пределах предоставленных полномочий и на основании действующего
законодательства.
Правильно установив обстоятельства, имеющие
значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон,
правильно применив нормы, материального права, суд постановил законное решение
в пределах заявленных требований.
Выводы суда, изложенные в решении,
соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не являются
основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неправильном
толковании норм материального права, не опровергают правильность выводов суда,
изложенных в решении, не содержат ссылки на обстоятельства, не исследованные
судом первой инстанции.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 29 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Мельникова В*** И*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: