Судебный акт
О предоставлении средств реабилитации
Документ от 01.09.2015, опубликован на сайте 22.09.2015 под номером 54243, 2-я гражданская, об обеспечении техническими средствами реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Касымова Э.Р.                                                                               Дело № 33- 3543/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      01 сентября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.

судей   Фоминой В.А., Мирясовой Н.Г.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» на решение Ульяновского районного суда   Ульяновской области от 01 июня 2015 года, по  которому постановлено:

Иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах несовершеннолетней Макаровой О*** С*** к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» об обеспечении техническими средствами реабилитации, удовлетворить.

Обязать Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» обеспечить Макарову О*** С*** техническими средствами реабилитации в виде подгузников для детей в количестве 548 штук до 01.10.2015 года.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., заключение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней Макаровой О.С. к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Управлению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району, Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» об обеспечении техническими средствами реабилитации.

В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки было установлено, Макарова О.С. является ребенком-инвалидом. Согласно индивидуальной программе реабилитации № *** к акту освидетельствования № *** от 17.02.2009 Макаровой О.С. положены следующие технические средства реабилитации: подгузники для детей из расчета 3 штуки в день. Однако указанные средства реабилитации предоставляются в неполном объеме. Согласно информации, поступившей из ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий в г. Ульяновске», по состоянию на 30.03.2015 Макарова О.С. не получила 548 подгузников, направление на получение технических средств реабилитации не дано.  Действия ответчика считал незаконными.

С учетом уточнения иска просил обязать ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий в г.Ульяновске» обеспечить Макарову О.С. техническими средствами реабилитации, а именно 548 подгузниками, до 15.07.2015 года.

Определением суда от 01.06.2015 производство по делу по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах несовершеннолетней Макаровой О*** С*** к Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, Управлению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району об обеспечении техническими средствами реабилитации прекращено в связи с отказом от иска в этой части.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что в случае, если предусмотренное программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено льготнику либо льготник желает сам приобрести соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченным органом в установленном порядке - в соответствии с законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд. Законный представитель Макаровой О.С. не воспользовался своим правом приобрести соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет и подать заявление на выплату компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации и получить компенсацию в размере стоимости приобретенного ТСР. Считает, что учитывая отсутствие возможности в обеспечении ТСР ввиду недостаточности требуемого финансирования, законный представитель инвалида должен был самостоятельно закупить ТСР на недостающий период. Кроме того, суд не учел, что период необеспечения Макаровой О.С. средствами реабилитации уже прошел и выдача 548 штук памперсов будет в 2015 году превышать предусмотренные ИПР нормы выдачи, что повлечет перерасход федеральных средств заложенных в расчет потребности на 2015 год.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует, что Макарова О.С., ***.2000 года рождения, является р***, инвалидность установлена до ***.2018.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 17.02.2009 Макаровой О.С. определена нуждаемость в памперсах в количестве 3 штук в день.

Согласно представленным ответчиком сведениям, Макарова О.С. в 2014 году обеспечена памперсами в количестве 547 штук вместо необходимых 1095 штук.

В связи с отказом ответчика в обеспечении Макаровой О.С. памперсами в установленном ИПР объеме, прокурор, действуя в интересах ребенка-инвалида Макаровой О.С., обратился в суд с вышеуказанным иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Макаровой О.С. не установлено. Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 названного Федерального закона, предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Государством в силу статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит, в том числе реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2347-р от 30.12.2005. В данный перечень в качестве технических средств реабилитации включены: абсорбирующее белье, подгузники (пункт 22).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации и отдельных граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» и статьей 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Согласно п.4 Правил заявление о предоставлении технического средства подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства с представлением паспорта инвалида и программы реабилитации. В силу п.5 Правил уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством. Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства в отобранные уполномоченным органом организации, обеспечивающие техническими средствами.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в полном объеме техническими средствами реабилитации Макарова О.С.  фактически не обеспечена до настоящего времени, доказательств уважительности причин неисполнения обязанности по обеспечению инвалида указанными средствами не представлено. Доводы апелляционной жалобы явились предметом исследования суда первой инстанции и получили должную оценку.

Удовлетворяя настоящий иск, суд обоснованно ссылался на конкретные обстоятельства дела и исследованные в суде доказательства.

Доводы, приведенные ОГКУСО «ЦОГТСР» в апелляционной жалобе относительно недостаточного объема бюджетных ассигнований, несостоятельны, поскольку освобождение ответчика от исполнения ИПР влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии у ОГКУСО «ЦОГТСР»  обязанности по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации независимо от наличия или отсутствия финансирования таких расходов является правомерным.

Противоречит нормам материального права позиция ответчика о том, что действующее законодательство не предусматривает возможность выдачи расходных средств реабилитации за прошлый период, а законный представитель Макаровой О.С. в случае самостоятельного приобретения подгузников в 2014 году вправе обратиться за получением компенсации понесенных расходов, поскольку обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложена на ответчика за счет средств федерального бюджета. Способ защиты нарушенного права выбран истцом.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы жалобы ответчика по существу повторяют его позицию, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ульяновского районного суда Ульяновской области от 01 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: