Судебный акт
Постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья
Документ от 08.09.2015, опубликован на сайте 21.09.2015 под номером 54184, 2-я гражданская, о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Подгорнова О.С.                                                                      Дело № 33 – 3683/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               08 сентября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Казаковой М.В.,

судей Чурбановой Е.В., Мирясовой Н.Г.

при секретаре  Устимовой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 мая 2015 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования Старкина И*** Н*** удовлетворить.

Признать незаконным решение № *** комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ульяновской области от *** марта 2015 года об отказе в принятии Старкина И*** Н*** на учёт с составом семьи из 3-х человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области принять Старкина И*** Н*** с составом семьи из 3-х человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с даты подачи  первоначального заявления, то есть с *** декабря 2014 года.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителей ответчика  Главного управления МЧС России по Ульяновской области  Хаяровой Т.Х., Парамонова И.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, полагавших решение суда подлежащим отмене, истца Старкина И.Н., его представителя Лядского И.Л., третьего лица Старкиной М.П.,  возражавших против доводов апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Старкин И.Н., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Старкиной К.И., обратился в суд с иском  к ГУ МЧС России по Ульяновской области о признании незаконным решение решения  комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУ МЧС России по Ульяновской области  от ***03.2015 в части отказа Старкину И.Н. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и  обязании поставить его  с составом семьи из 3-х человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с даты подачи первоначального заявления, то есть с ***екабря 2014 года.

В обоснование иска указал, что с ***01.2002 состоит на службе в Государственной противопожарной службе по Ульяновской области, занимает должность с***

***12.2014 Старкин И.Н. обратился в Главное управление МЧС России по Ульяновской области с заявлением о принятии его с составом семьи три  человека на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

***03.2015 жилищная комиссия вынесла решение, которым ему было отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Как указано в решении комиссии, основанием к отказу послужило совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а именно дарение матери С*** Т*** М*** 1/7 доли в праве собственности на квартиру по адресу г.Ульяновск, ул.М***

Решение ответчика считал незаконным, поскольку как до заключения указанного договора, так и после он и члены его семьи являлись нуждающимися в улучшение жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью составила менее 15 кв.м на каждого члена семьи. 

 

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Главное управление МЧС России по Ульяновской области не соглашается  с решением суда, просит его отменить как незаконное и принять новое решение.  Указывает, что заявителем Старкиным И.Н. ***.2013  было произведено отчуждение части жилого помещения, а именно, 1/7 доли квартиры, расположенной по адресу: г. Ульяновск, М***

Ухудшение жилищных условий, а именно отчуждение части жилого помещения Старкиным И.Н., было произведено в период действия Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ.

В случае, если бы заявителем не были совершены указанные выше действия по отчуждению части жилого помещения, принадлежащие ему на праве собственности, Комиссией Главного управления он был бы поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи 3 человека. В этом случае он имел бы право на разницу между положенной законодательством РФ площадью жилого помещения на троих человек и площадью жилого помещения, которую семья Старкиных имеет в собственности (18 х 3) - (6,5 кв.м. - доля дочери + 6,5 кв.м. - доля заявителя) = 41 кв.м.

По мнению автора жалобы, суд необоснованно сослался на ч.7 ст.4 Закона РФ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку в данной статье идет речь о том, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве  имеющих право на получение единовременной  социальной выплаты, в то время как Старкин  И.Н.  является действующим сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.  При этом,  Главное управление  с 01.03.2005 не осуществляет постановку сотрудников на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Старкин И.Н. до 01.03.2005  в Главное управление  с рапортом о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался.

В возражении на апелляционную жалобу Старкин И.Н. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Главного управления МЧС России по Ульяновской области – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Старкин И.Н. является сотрудником Федеральной противопожарной службы и состоит на должности с***

По стоянию на 16.10.2014  общая продолжительность службы истца составляет 12 лет 08 месяцев 23 дня.

***12.2014  Старкин И.С. обратился  в жилищную комиссию ГУ МЧС РФ по Ульяновской области с заявлением о постановке его с составом семьи 3 человека (он, жена С***. и их несовершеннолетняя дочь С***.) на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство  жилого помещения.

Комиссией по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения  было рассмотрено заявление истца и решением №*** от ***.03.2015  Старкину И.С. было отказано в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, со ссылкой на  ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ.

Основанием для отказа послужило то, что Старкин И.Н. ***2013 произвел отчуждение 1/7 доли в праве  общей долевой собственности на квартиру общей площадью 45,45 кв.м, расположенную по адресу: г.Ульяновск, ул.М***, тем самым ухудшив свои жилищные условия.

Не соглашаясь с данным решением комиссии, Старкин И.Н.  оспорил его в суде.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд дав  правильную оценку представленным доказательствам, пришел к обоснованному выводу о том, что  фактически не имело места  намеренное ухудшение жилищных условий истца, в связи с чем он должен  быть поставлен на учет для получения  единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с даты подачи соответствующего заявления.   

С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, общая продолжительность службы которого в учреждениях и органах составляет не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник в том числе  является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В силу ч.8  ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, который с намерением  приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты  совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи  которого с намерением приобретения права  сотрудником состоять  на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие  ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 24.04.2013 N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что  на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от ***.2005 Старкину И.Н. на праве общей долевой собственности в размере 1\7 доли принадлежала квартира общей площадью 45,45 кв.м по адресу г.Ульяновск, М***, в которой он зарегистрирован с 1999 года до настоящего времени. Сособственником указанной квартиры является дочь истца С*** *** года рождения, которая также зарегистрирована в данном жилом помещении.

Супруга истца С***. в собственности жилых помещений не имеет, зарегистрирована в квартире общей площадью 69,97 кв.м по адресу: г.Ульяновск, ул.С***. Собственниками указанной квартиры  являются Л*** Н.К. и П.Г. и С*** Е.Д. Истец с дочерью и супругой проживают в указанном жилом помещении.

***.2013  Старкин И.С. подарил принадлежащую ему 1/7 долю в квартире по адресу: г.Ульяновск, М***, своей матери С***.

Исходя из правового смыла  ч.8 ст.4 Закона РФ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ухудшением жилищных условий являются действия, в результате которых сотрудник  стал нуждающимся в обеспечение жилым помещением.

Учитывая то, что, как  на момент отчуждения  1\7 доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру по адресу  г. Ульяновск  М***, Старкин И.Н. и члены его семьи  был обеспечены жилой площадью менее 15 кв.м. на человека, так и после,  т.е. являлся нуждающимся в обеспечении жилым помещением и в соответствии с п.2 ч. 2 ст.4 Закона РФ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имел право  на получение единовременной социальной выплаты на приобретение  или строительство жилья,  как такового ухудшения жилищных условий при отчуждении указанной доли квартиры не было. Размер жилой площади соответствующей отчужденной истцом доли в указанной квартире  может быть учтен  при решении вопроса о размере единовременной социальной выплаты, полагающейся истцу.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что  отказ Комиссии в постановке истца с составом семьи три человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным и истец подлежит постановке на соответствующий учет, является правомерным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец до истечения пяти лет после совершения сделки по отчуждению принадлежащей ему на праве собственности 1\7 доли  двухкомнатной квартиры, не имеет права на получение  единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, поскольку им были совершены действия по намеренному ухудшению жилищных условий, основаны на неверном толковании закона, а потому не являются основанием к отмене решения суда.

Указание в апелляционной жалобе на то, что в полномочия ГУ МЧС РФ по Ульяновской области после 01.03.2005 признание сотрудника нуждающимся в улучшении жилищных не входит, а до указанной даты с подобным заявлением истец к ответчику не обращался, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку предметом судебного разбирательства является право  истца на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в соответствии со ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом  ссылка в решении суда на ч.7 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ является опечаткой, поскольку в мотивировочной части решения приведен текст ч.8 указанной статьи.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи