Судебный акт
Оспаривание решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов
Документ от 03.09.2015, опубликован на сайте 17.09.2015 под номером 54050, 2-я гражданская, об оспаривании постановления Ульновской городской избирательной комиссии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                                           Дело №33-4175/2015                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             03 сентября 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефедова О.Н.,

судей Герасимовой Е.Н., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Устимовой Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Избирательного объединения «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 августа 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления избирательного объединения «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» об оспаривании постановления Ульяновской городской избирательной комиссии от 09 августа 2015 года № 81/597-3 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя избирательного объединения «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Матвеева А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Ульяновской Городской избирательной комиссии Крашенинникова А.А., указавшего на отсутствие оснований для отмены решения суда, заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Избирательное объединение «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления Ульяновской городской избирательной комиссии от 09 августа 2015 года № 81/597-3 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ». В обоснование заявления указано, что решением Ульяновской Городской Думы от 24 июня 2015 года № 61 на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Ульяновской Городской думы пятого созыва. Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 09 августа 2015 года № 81/597-3 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ (далее - ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ). Данное постановление является незаконным, нарушает права заявителя и подлежит отмене ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов; отсутствия документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов. 31 июля 2015 года ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ в избирательную комиссию были представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва. В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 109-ЗО) изготовление и оформление подписных листов должно производиться по форме, утвержденной в приложении 7.1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ). Согласно утвержденной форме подписного листа в случае, если отсутствует общерегиональная часть списка кандидатов, в подписном листе слова «во главе которого находятся:», соответствующая строка и текст подстрочника к ней не воспроизводятся. Список кандидатов должен состоять из общемуниципальной части и территориальных групп кандидатов, соответствующих территориям одномандатных (многомандатных) избирательных округов. Наличие в списке кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы общерегиональной части действующим законодательством не предусмотрено. Воспроизведение в форме подписного листа слов «во главе которого находятся:», соответствующей строки и подстрочника к ней не допускается, так как является нарушением формы подписного листа. Из подписных листов ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ следует, что форма последних не соответствует действующему законодательству, поскольку слова «во главе которого находятся:» не исключены из подписного листа, а в соответствующей строке указано «У*** И*** М***, *** 1986 года рождения, гражданство Российской Федерации, член Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, Заместитель Председателя ЦК». Указанный вывод согласуется с правовой позицией судов Российской Федерации, в том числе общей юрисдикции, Верховного и Конституционного Суда Российской Федерации. В соответствии с п.9 ч. 12 ст. 46 Закона Ульяновской области № 109-ЗО недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям закона.

Кроме того, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей. Заверяя подписной лист, лицо собственноручно должно указать свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт, наименование и код выдавшего его органа, а также поставить свою подпись и дату ее внесения. Согласно Закону № 67-ФЗ адрес места жительства – это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Из подписных листов видно, что сборщиком части подписей являлась Г*** С.И. При заверении ею 47 подписных листов, содержащих 234 подписи, названным сборщиком был указан неполный адрес своего места жительства, в нем отсутствовало указание на район. Впоследствии уже после внесения удостоверительной записи под сведениями о фамилии, имени, отчестве и над сведениями об адресе была внесена запись «С*** район». Такое неоговоренное исправление адреса в подписном листе недопустимо, влечет за собой признание всех подписей, содержащихся в таких подписных листах, недействительными. Тем самым все подписи, представленные ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ для регистрации списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы, являются недействительными, что в силу закона является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.

В соответствии со ст. 45 Закона Ульяновской области № 109-ЗО для регистрации списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию в том числе первый финансовый отчет избирательного объединения. Согласно п. 4.8 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва, утвержденной постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 22 июня 2015 года, остаток средств на специальном избирательном счете на дату представления первого финансового отчета подтверждается банковской справкой, прилагаемой к отчету. 31 июля 2015 года ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ представили в избирательную комиссию документы для регистрации списка кандидатов, в том числе первый финансовый отчет, приложив к нему банковскую справку от 28 июля 2015 года. Справка от 31 июля 2015 года в избирательную комиссию представлена не была, что также является  основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.

Законом Ульяновской области № 109-ЗО предусмотрено, что одновременно со списком кандидатов в избирательную комиссию представляется решение съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решение коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о выдвижении списка кандидатов. Выдвижение списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва осуществлялось Центральным Комитетом ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ. В соответствии с абзацем 5 п. 8.4 Устава ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ заседания ЦК Партии проходят в форме Пленума. Решения ЦК партии принимаются в форме постановлений, ход заседаний ЦК оформляется протоколом. 15 июля 2015 года вместе со списком кандидатов в качестве решения о выдвижении ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ в избирательную комиссию был представлен протокол заседания внеочередного Пленума Центрального Комитета ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ. Согласно положениям Устава ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ такой протокол является лишь документом, фиксирующим ход заседания, подтверждающим факт проведения Пленума ЦК, и не является решением Пленума ЦК о выдвижении списка кандидатов. Постановление Пленума ЦК о выдвижении списка кандидатов в избирательную комиссию представлено не было, что является еще одним самостоятельным основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.

Просили отменить постановление Ульяновской городской избирательной комиссии от 09 августа 2015 года № 81/5973 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ».

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Избирательное объединение «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» не соглашается с решением суда, считает его необоснованным, противоречащим требованиям закона и подлежащим отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Не соглашаясь с выводами суда, автор жалобы отмечает, что постановление Пленума ЦК о выдвижении списка кандидатов, которое в силу императивных норм Устава политической партии является единственной формой решения ЦК, в избирательную комиссию представлено не было. Данное обстоятельство, по мнению автора жалобы, является безусловным основанием для отказа в регистрации списка кандидатов. Не соответствует обстоятельствам дела и вывод суда о том, что присутствие в подписных листах указания на первых трех кандидатов из списка кандидатов не является нарушением, поскольку избирательным объединением был выдвинут лишь один кандидат. Оспариваемым постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии зарегистрирован список кандидатов, выдвинутый ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ в количестве 60 человек. Форма подписного листа, утвержденного в приложении 7.1 к Федеральному закону № 67-ФЗ, предусматривает, что после слов «во главе которого находятся:» указываются фамилии, имена и отчества, даты рождения, гражданство не менее чем первых трех кандидатов из списка кандидатов. В подписных листах ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ после слов «во главе которого находятся:» указаны соответствующие данные только одного кандидата из 60, что является основанием для признания всех подписей, собранных по таким подписным листам, недействительными. Согласно Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва, утвержденной постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 22 июня 2015 года № 56/263-3, первый финансовый отчет состоит из непосредственного финансового отчета и банковской справки, подтверждающей остаток средств на счете на дату представления отчета в избирательную комиссию. Первый финансовый отчет был представлен ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ в избирательную комиссию 31 июля 2015 года с приложением справки от 28 июля 2015 года. Банковская справка, заверяющая остаток средств на дату представления отчета в избирательную комиссию, то есть по состоянию на 31 июля 2015 года, представлена не была. При таких обстоятельствах следует считать, что первый финансовый отчет ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ в избирательную комиссию не представлен. По мнению автора жалобы, вывод суда о том, что текст подстрочника не имеет никакой дополнительной смысловой нагрузки, а лишь идентифицирует партию из ряда иных партий, содержащих в своих наименованиях те же слова, основан на неправильном применении норм материального права, так как текст подстрочника является неотъемлемой частью формы подписного листа и определяет объем сведений об избирательном объединении, который необходимо воспроизвести в изготовленном подписном листе. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Апелляционное представление старшего помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанова А.С. отозвано до начала заседания суда апелляционной инстанции.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Ульяновской Городской Думы от 24 июня 2015 года № 61 на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва. Данное решение опубликовано в периодическом печатном издании «Ульяновск сегодня» 26 июня 2015 года.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона Ульяновской области № 109-ЗО выдвижение списка кандидатов осуществляется избирательным объединением не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования.

15 июля 2015 года в Ульяновскую городскую избирательную комиссию были поданы документы от избирательного объединения ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ о выдвижении списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва по единому избирательному округу.

Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 17 июля 2015 года был заверен список кандидатов, выдвинутый ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ.

29 июля 2015 года уполномоченный представитель избирательного объединения ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ представил документы, необходимые для регистрации списка кандидатов.

Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 09 августа 2015 года №81/597-3 был зарегистрирован список кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.

Оспаривая решение Ульяновской городской избирательной комиссии от 09 августа 2015 года №81/597-3, избирательное объединение «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» сослалась на то, что регистрация списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ произведена Ульяновской городской избирательной комиссией с нарушением норм действующего законодательства, поскольку отсутствуют: достаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов; документы, необходимые для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (банковская справка на дату представления первого финансового отчета, постановление Пленума ЦК ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ о выдвижении списка кандидатов).

Разрешая требования избирательного объединения «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», суд первой инстанции проверил доводы заявителя о незаконности регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ, и обоснованно отверг их как несостоятельные.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с ч. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).

Пункт 25 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ устанавливает основания отказа в регистрации списка кандидатов и относит к числу таковых: несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», за исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 указанного Федерального закона (п. «а»); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (п. «б»); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов (п. «г»).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд обоснованно не усмотрел предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации списка кандидатов ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ.

В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона Ульяновской области № 109-ЗО одновременно со списком кандидатов в избирательную комиссию муниципального образования представляются в том числе:

1) официально заверенные постоянно действующим органом избирательного объединения (должностным лицом), уполномоченным на то соответственно уставом политической партии, либо решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом):

а) копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

б) решение съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решение коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о выдвижении списка кандидатов. Данное решение оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом политической партии), в котором указываются:

число зарегистрированных делегатов, присутствовавших на съезде политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, членов предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения, участвовавших в работе соответствующего органа;

число делегатов съезда политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, членов предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии;

итоги голосования по данному решению;

дата принятия решения.

Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 22 июня 2015 года № 56/265-3 «О Перечне и формах документов, представляемых избирательными объединениями в Ульяновскую городскую избирательную комиссию  при проведении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва» разработаны формы представляемых в комиссию документов, в том числе форма документа о выдвижении списка кандидатов – Протокол заседания уполномоченного органа избирательного объединения (Приложение № 2 к Перечню). Согласно Примечанию № 1 к данному приложению в названии «Протокол заседания» вместо слов «уполномоченного органа избирательного объединения» указывается наименование органа в соответствии с Уставом политической партии (съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо иного органа структурного подразделения политической партии, коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения).

Из материалов дела следует, что 15 июля 2015 года избирательным объединением ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ в Ульяновскую городскую избирательную комиссию было представлено официально заверенное уполномоченным органом (должностным лицом) избирательного объединения решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов – протокол заседания внеочередного Пленума Центрального Комитета Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ от 06 июля 2015 года, в котором были указаны все требуемые законом сведения, указанные выше, а именно: общее число членов Центрального Комитета партии; число присутствующих на Пленуме членов Центрального Комитета; число присутствующих членов партии, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии; итоги голосования, в том числе по вопросу выдвижения списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва по единому избирательному округу; дата принятия решения.

В соответствии с п. «и» ст. 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» устав политической партии должен содержать положения о порядке выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

Согласно п.п. 8.1, 8.3 Устава ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ постоянно действующим руководящим органом партии является Центральный Комитет партии, члены которого избираются тайным голосованием Съездом партии; Центральный Комитет партии в том числе выдвигает и отзывает кандидатов (списки кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований и кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления в случае отсутствия на территории соответствующего субъекта Российской Федерации регионального отделения партии либо отсутствия на территории соответствующего муниципального образования местного отделения партии.

Пунктом 8.4 Устава предусмотрено, что заседания Центрального Комитета партии проходят в форме Пленума. Решения Центрального Комитета партии принимаются в форме постановлений. Ход заседаний Центрального Комитета оформляется протоколом.

Из содержания протокола  заседания внеочередного Пленума Центрального Комитета Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ от 06 июля 2015 года, представленного в Ульяновскую городскую избирательную комиссию, видно, что решения по итогам голосования на внеочередном Пленуме Центрального Комитета партии 06 июля 2015 года принимались в форме постановлений.

Форма постановлений Пленума Центрального Комитета ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ Уставом политической партии строго не установлена, в связи с чем с учетом приведенных выше положений ч. 5 ст. 40 Закона Ульяновской области № 109-ЗО у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о том, что ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ в избирательную комиссию не был представлен надлежащий документ о выдвижении списка кандидатов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно отверг доводы представителя заявителя о нарушении избирательным объединением ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва, утвержденной постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 22 июня 2015 года № 56/263-3 (далее – Инструкция).

Согласно п. 4.8 Инструкции избирательное объединение представляет на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в Ульяновскую городскую избирательную комиссию финансовые отчеты, в том числе первый финансовый отчет – одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации списка кандидатов в установленном законом области порядке. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате отчета. Остаток средств на специальном избирательном счете на дату представления первого финансового отчета подтверждается банковской справкой, прилагаемой к отчету.

Как установлено судом, 31 июля 2015 года уполномоченным представителем избирательного объединения ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ в избирательную комиссию был представлен первый финансовый отчет, форма которого соответствовала приложению № 7 Инструкции.

Данный отчет был составлен по состоянию на 27 июля 2015 года. По состоянию на эту же дату избирательным объединением была представлена банковская справка № *** от 28 июля 2015 года об остатках денежных средств на расчетных счетах ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ.

Таким образом, представленный избирательным объединением ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ первый финансовый отчет содержал в себе сведения на дату (27 июля 2015 года), которая не более чем на пять дней предшествовала дате отчета (31 июля 2015 года), что не противоречит приведенным выше положениям Инструкции и говорит о несостоятельности доводов апелляционной жалобы в указанной части.

Обоснованно суд первой инстанции не усмотрел нарушений в оформлении подписных листов, представленных избирательным объединением ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ в Ульяновскую городскую избирательную комиссию.

Согласно ч. 1 ст. 42 Закона Ульяновской области № 109-ЗО подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 7.1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Приложение 7.1 определяет форму подписного листа, где должны быть указаны наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования; наименование избирательного объединения; в строке «во главе которого находятся:» фамилии, имена и отчества, даты рождения, гражданство не менее чем первых трех кандидатов из списка кандидатов; в сноске (2) указано, что в случае, если отсутствует общерегиональная часть списка кандидатов, в подписном листе слова «во главе которого находятся:», соответствующая строка и текст подстрочника к ней не воспроизводятся.

В соответствии с ч. 14 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе.

Частью 8 ст. 38 Закона Ульяновской области № 109-ЗО установлено, что список кандидатов должен состоять из общемуниципальной части и территориальных групп кандидатов, соответствующих территориям одномандатных (многомандатных) избирательных округов.

В списке кандидатов должно быть указано, территории какого одномандатного (многомандатного) избирательного округа соответствует каждая из территориальных групп кандидатов. Каждой территориальной группе кандидатов присваивается порядковый номер, соответствующий номеру одномандатного (многомандатного) избирательного округа.

Число территориальных групп кандидатов определяется решением избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, и не может быть менее половины от установленного числа одномандатных (многомандатных) избирательных округов или превышать его.

В общемуниципальную часть списка кандидатов должно быть включено не менее одного и не более трех кандидатов. В каждую территориальную группу кандидатов должно быть включено не менее двух и не более пяти кандидатов (ч. 9 ст. 38 Закона Ульяновской области № 109-ЗО).

Из системного толкования норм федерального и регионального законодательства о выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, статей 35, 63, 71 Федерального закона № 67-ФЗ, статей 77, 85, 87, 91 Закона Ульяновской области № 109-ЗО, следует вывод о том, что термин «общемуниципальная часть» списка кандидатов употребляется в качестве равнозначного термину «общерегиональная часть».

Из приведенных выше положений закона, текста сноски (2) формы подписного листа можно сделать вывод о том, что в строке «во главе которого находятся:» могут указываться не только сведения о кандидатах из общерегиональной, но и из общемуниципальной части списка кандидатов.

Как следует из материалов дела, в общемуниципальную часть списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением ПП КП КОММУНИСТЫ РОССИИ, включен только один кандидат – У*** И*** М***, сведения о котором и были внесены в подписной лист.

Содержащийся в решении суда вывод о том, что «присутствие в подписных листах указания на первых трех кандидатов из списка кандидатов не является нарушением, поскольку избирательным объединением был выдвинут лишь один кандидат», не согласуется с материалами дела, однако основанием для отмены правильного по существу решения служить не может.

Вывод суда о том, что текст подстрочника подписного листа не имеет никакой дополнительной смысловой нагрузки, а лишь идентифицирует партию из ряда иных партий, содержащих в своих наименованиях те же слова, нормам материального права не противоречит, форма и реквизиты подписного листа не изменены.

Исследовав собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что объем сведений, отраженных в подписных листах, представленных избирательным объединением КП КОММУНИСТЫ РОССИИ, аналогичен объему сведений, указанных в подписных листах, представленных другими избирательными объединениями, участвующими в выборах депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва, соответствует требованиям закона и прав кого-либо не нарушает.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения.

На основании изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в апелляционной жалобе не приводится, у судебной коллегии нет поводов для отмены в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильного по существу решения суда.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Избирательного объединения «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи