Судебный акт
Оспаривание заключения межведомственной комиссии
Документ от 01.09.2015, опубликован на сайте 15.09.2015 под номером 54043, 2-я гражданская, о признании заключения межведомственной комисии незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                                         Дело № 33-3694/2015                                                          

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 01 сентября 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего   Казаковой М.В.,

судей  Чурбановой Е.В., Мирясовой Н.Г.

при секретаре Штукатурове С.В.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 июня 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Митрофановой Т*** А***, М*** А*** А*** удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от ***02.2014 № ***.

Обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос в отношении многоквартирного жилого дома № *** по ул. К*** в г.Ульяновске, и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах Митрофановой Т.А., М*** обратился в суд с иском к Администрации города Ульяновска о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, возложении обязанности  рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома  аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой проверкой выявлены нарушения законодательства при решении вопроса о признании многоквартирного жилого дома № *** по ул. К*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Установлено, что Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области ***.01.2014 проведено обследование многоквартирного жилого дома № *** по ул. К*** в г. Ульяновске и составлено заключение о его непригодности для проживания.

Оформленный по итогам обследования акт ***02.2014 направлен в администрацию города Ульяновска для рассмотрения на межведомственной комиссии вопроса о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Между тем, в нарушение требований законодательства межведомственной комиссией ***.02.2014 принято не предусмотренное п. 47 Положения заключение о предоставлении собственниками помещений указанного жилого дома необходимых документов, в том числе: заверенных копий правоустанавливающих документов на жилые помещения, технического паспорта многоквартирного дома, а также заключения специализированной организации, имеющей лицензию и проводившей обследование данного дома.

Просил признать незаконным заключение межведомственной комиссии от ***.02.2014 № ***, обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома № *** по ул. К*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять  по делу новое решение. При этом указывает, что межведомственная комиссия не могла рассмотреть вопрос о признании жилого дома № *** по ул. К*** в г.Ульяновске непригодным для проживания, поскольку в комиссию не были представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. В администрацию города Ульяновка поступило только заключение главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области о признании жилых помещений возможно непригодным для проживания, а также акт обследования дома № *** по ул. К***. Собственникам многоквартирного дома было предложено представить документы, предусмотренные п. 45 Положения. Указанные документы администрация города Ульяновска не вправе запросить в порядке межведомственного электронного взаимодействия, поскольку ОГУП БТИ и специализированные организации являются коммерческими организациями и оказывают услуги на заявительной основе за плату. Кроме того, указанные организации не входят в систему государственных органов и учреждений, между которыми осуществляется межведомственное электронное взаимодействие в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функции в электронной форме.

Стороны в судебное заседание не явились, извещались о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Митрофанова  Т.А. и ее несовершеннолетний сын М*** проживают в жилом доме № *** по ул.К***, г.Ульяновск, в квартире № ***. Указанная квартира в размере ***0 доли принадлежит на паре общей совместной собственности в том числе и истцам Митрофановой Т.А. и ее несовершеннолетнему сыну М***

Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области проведено обследование вышеуказанного многоквартирного жилого дома, по результатам которого оформлены акт и заключение от 12.02.2014  о признании жилых помещений возможно непригодным для проживания.

В целях принятия мер, указанное заключение с приложением подтверждающих документов, были направлены в администрацию города Ульяновска для рассмотрения межведомственной комиссией.

21.02.2014 заключением межведомственной комиссией администрации города Ульяновска предложено собственникам вышеуказанного многоквартирного жилого дома предоставить документы, указанные в п.45 Положения о признании помещения и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006  № 47.

В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнении данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановлением от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки дома;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения ряд документов, в том числе копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, право на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как следует из материалов дела, в обжалуемом решении межведомственной комиссии конкретный перечень документов, которые необходимо представить собственникам дома, не определен.

Более того, пунктом 45 (2) Положения предусмотрено, что комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:

а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;

б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;

в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Порядок межведомственного электронного взаимодействия определен в Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства от 08.09.2010 № 697.

Дав правильное толкование и верно применив вышеприведенные нормы права, с учетом того, что квартира  в доме *** по ул.К*** , в которой проживают истцы, передана проживающим в ней гражданам в собственность в порядке приватизации, суд обоснованно пришел к выводу о незаконности решения межведомственной комиссии от ***02.2014  и обязал   администрацию города Ульяновска рассмотреть вопрос в отношении  многоквартирного жилого дома № *** по ул. К***  в г.Ульяновске,    и принять решение в соответствии  с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением,  жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома  аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  истцов, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные администрацией города Ульяновска в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании закона соответственно являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Так, законом предусмотрено, что заявителем  по вопросу о признании дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции может выступать и орган, уполномоченный  на проведение государственного контроля и надзора, который представляет соответствующее заключение. При этом обязательного обращения собственников дома не требуется. 

Как указывалось выше, Глава государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области представил заключение в администрацию города Ульяновска, т.е. в представительный орган муниципального образования, в чьей собственности находится часть квартир  дома, в том числе и квартиры истцов. Соответственно дополнительных заявлений от собственников данного многоквартирного дома не требуется.

Возможность запроса межведомственной комиссией  сведений из ЕГРП, а также технического паспорта на жилой дом, заключения  соответствующего органа государственного надзора (контроля) прямо предусмотрена п.  45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

При  этом, само по себе  не включение  в «Перечень услуг, которые являются  необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными   органами государственной власти  Ульяновской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» утвержденный  постановлением Правительства Ульяновской области от 22.08.2012 № 41\398-П, услуг по предоставлению технического паспорта объекта недвижимости и технического заключения о состоянии строительных конструкций, не лишает Межведомственную комиссию права самостоятельно запросить  указанные документы в ОГУП БТИ. 

Доводы апелляционной жалобы в части того, что техническое заключение о состоянии строительных конструкций  многоквартирных домов выполняются экспертами ОГУП БТИ на заявительной основе за плату, однако  администрация города Ульяновска не имеет финансовой возможности оплатить указанные работы, в данном случае правового значения не имеют и  на правильность принятого судом решения не влияют.

Более того, при признании оспариваемого решения Межведомственной комиссии незаконным, суд правильно исходил из того, что по поступившим документам  комиссия обязана была разрешить вопрос по существу о признании дома № *** по ул. К*** аварийным, подлежащим сносу или реконструкции. Возможность принятия решения о запросе дополнительных документов регламентом не предусмотрена.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска    без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: