Судебный акт
Оспаривание постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты
Документ от 07.09.2015, опубликован на сайте 17.09.2015 под номером 54027, 2-я гражданская, об отмене постановления Ульяновской городской избирательной комиссии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                      Дело № 33-4223/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          7 сентября 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефёдова О.Н.,

судей Васильевой Е.В. и Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя зарегистрированного кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №25 Долгова М*** С*** – Матвеева А*** С*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 августа 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления Долгова М*** С*** об отмене постановления Ульяновской городской избирательной комиссии от 9 августа 2015 года №81/611-3 «О регистрации Долгова А*** Н*** кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №25» – отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Долгова М.С. – Матвеева А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; представителя Ульяновской городской избирательной комиссии Котовой О.И., полагавшей решение не подлежащим отмене; заключение прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Сальникова А.А., считающего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Решением Ульяновской Городской Думы от 24 июня 2015 г. № 61 выборы депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва назначены на 13 сентября 2015 г.

В соответствии со ст. 44 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от
23 сентября 2014 г. № 119, муниципальным органом, организующим подготовку и проведение муниципальных выборов на территории муниципального образования «город Ульяновск», является Ульяновская городская избирательная комиссия.

Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от
9 августа 2015 г. № 81/611-3 Долгов А.Н., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №25.

Долгов М.С., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по этому же избирательному округу и выдвинутым избирательным объединением «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», обратился в суд с заявлением об отмене приведенного постановления Ульяновской городской избирательной комиссии от 9 августа 2015 г. №81/611-3 «О регистрации Долгова А*** Н*** кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №25».

В обоснование заявленных требований (с учетом их дополнения) заявитель ссылался на то, что оспариваемое постановление принято избирательной комиссией с нарушением предписаний, содержащихся в ч. 3 статьи 47 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», поскольку Долговым А.Н. не предоставлено достаточное количество достоверных подписей избирателей для регистрации его кандидатом в депутаты.

В частности, указал, что представленные Долговым А.Н. подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения, не соответствуют форме, установленной в приложении 8 к Федеральному закону
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому после слов «кандидата в депутаты по» должны указываться наименование или номер избирательного округа. В подписных листах, представленных кандидатом Долговым А.Н., указано: «кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу №25…», то есть подписные листы содержат не предусмотренные законом сведения, в связи с чем все внесенные в них подписи являются недействительными.

Кроме того, в подписном листе № 11 в дате выдачи паспорта лица, удостоверившего подписной лист, имеется неоговоренное исправление, что влечет недействительность всех подписей в этом подписном листе. Оставшихся подписей недостаточно для регистрации Долгова А.Н. в качестве кандидата в депутаты.

 

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе представитель зарегистрированного кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №25 Долгова М.С. – Матвеев А.С. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении предъявленных требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в заявлении. Полагает выводы суда, изложенные в решении, не соответствующими обстоятельствам дела. Не соглашается с выводом суда, отклонившего приведенные в заявлении доводы об исправлении в подписном листе № 11 даты выдачи паспорта удостоверившего подписной лист лица. Обращает внимание на очевидность исправления, для выявления которого экспертные исследования не требуются.

Так же не соглашается с выводом о том, что не предусмотренные законом сведения в подписном листе являются ссылкой на представительный орган муниципального образования «город Ульяновск». При этом ссылается на их фактическое расположение в тексте.

Считает, что судом допущено неправильное применение норм материального права. При этом обращает внимание на вывод суда о том, что упомянутое выше несоответствие формы подписного листа является неточностью, которая не может служить основанием к отмене регистрации кандидата. Из этого следует, что судом установлено нарушение формы подписного листа. Вместе с тем, такое нарушение не может быть признано малозначительным, так как нарушает принцип равенства кандидатов, в том числе, перед законом.

В абзаце 3 на странице 8 решения суд сослался на норму, не подлежащую применению в рассматриваемом деле.

 

С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание Долгова М.С. и Долгова А.Н., извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного постановления.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня
2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

Приведенным положениям корреспондируют предписания статьи 99 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 г. № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 109-ЗО).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному заключению, что постановление Ульяновской городской избирательной комиссии от 9 августа 2015 г. № 81/611-3 «О регистрации Долгова А*** Н*** кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №25» принято в соответствии с требованиями федерального и регионального избирательного законодательства, оснований для признания названного решения незаконным не имеется, а доводы зарегистрированного кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №25 Долгова М.С. об отсутствии необходимого количества достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва по тому же избирательному округу Долгова А.Н., и о нарушении избирательной комиссией положений части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области № 109-ЗО не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Судебная коллегия не находит повода не согласиться с выводами суда, основанными на материалах гражданского дела и правовых предписаниях действующего законодательства.

На основании части 1 статьи 47 Закона Ульяновской области № 109-ЗО регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в пунктах 2, 22 и 3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частях 1 и 3, пункте 1 части 4 статьи 39 данного Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

В силу части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области № 109-ЗО основанием отказа в регистрации кандидата является, в частности, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пункт 7).

В соответствии со статьями 35.1, 37 и 38 Федерального закона № 67-ФЗ, статьями 41, 43, 44 и 45 Закона Ульяновской области № 109-ЗО Ульяновская городская избирательная комиссия постановлением от 22 июня 2015 г. №56/267-3 установила количество подписей избирателей (в абсолютном выражении), необходимое для регистрации кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, выдвинутых по одномандатным избирательным округам избирательными объединениями, а также в порядке самовыдвижения. Согласно указанному постановлению, для регистрации по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 25 необходимо представить не менее 93 и не более 102 подписей в поддержку выдвижения кандидата.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Долгов А.Н. представил в Ульяновскую городскую избирательную комиссию документы по установленной законом форме, необходимые для уведомления о самовыдвижении, включая 21 подписной лист со 102 подписями избирателей в поддержку его выдвижения.

В результате проверки представленных подписных листов достоверными признаны 94 подписи избирателей, составляющие 92,16% от общего количества подлежащих проверке подписей избирателей; недостоверными и (или) недействительными признаны 8 подписей избирателей, составляющих 7,84% от общего количества подлежащих проверке подписей избирателей.

Проверяя довод заявителя об отсутствии в связи с несоблюдением формы подписного листа достаточного количества подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов, суд, руководствуясь положениями части 1 статьи 42 Закона Ульяновской области № 109-ЗО и пунктом 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, пришел к обоснованному выводу о том, что указание в подписных листах после слов «кандидата в депутаты по» наряду с наименованием и номером избирательного органа сведений об органе местного самоуправления, куда кандидат намерен избираться (Ульяновская Городская Дума), не является нарушением формы подписного листа, влекущим признание имеющихся в подписном листе подписей избирателей недостоверными.

Согласно части 1 статьи 42 Закона Ульяновской области № 109-ЗО подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Указанное Приложение 8 определяет форму подписного листа, где должны быть указаны наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и наименование или номер избирательного округа.

Форма подписного листа не соответствует закону тогда, когда в нем отсутствуют либо указаны не в полном объеме обязательные сведения, предусмотренные законом. В исследованных судебной коллегией подписных листах указанных обстоятельств не выявлено.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 г. № 658-О, из конституционно-правового значения установленной законом формы подписного листа следует, что целью унификации служит обеспечение возможности выявить реальную поддержку кандидата на основании подписных листов. Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов.

Присутствие в подписных листах оспариваемых заявителем сведений равенства прав кандидатов никоим образом не нарушает и информацию о кандидате не искажает.

Схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Ульяновской Городской Думы утверждена постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 28 ноября 2014 г. № 53/253-3.

Ленинский одномандатный избирательный округ № 25 сформирован именно для проведения выборов депутатов Ульяновской Городской Думы.

Как правильно указал суд первой инстанции, дополнительное указание наименования представительного органа не имеет никакой дополнительной смысловой нагрузки и не искажает информацию о кандидате, то есть не может вводить в заблуждение избирателей.

Таким образом, присутствие в подписных листах повторного упоминания органа местного самоуправления, в который проводятся выборы, соответствует форме подписного листа, установленной Приложением 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ.

Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона, и правильность вышеприведенных выводов не опровергают.

Согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Аналогичные положения закреплены в пункте 8 части 12 статьи 46 Закона Ульяновской области № 109-ЗО.

Вопреки доводам жалобы, в подписном листе 11 в написании даты выдачи паспорта сборщику подписей Р*** Е.Ю. исправления отсутствуют.

В данном случае имеет место не исправление, а особенности почерка и небрежность при написании даты, что следует из сравнительного анализа выполненных Р*** Е.Ю. удостоверительных надписей в других подписных листах.

Отклоняя соответствующий довод заявителя, суд первой инстанции правомерно учитывал, что проведенной с привлечением эксперта ЭКЦ УМВД России по Ульяновской области проверкой подписных листов, представленных Долговым А.Н., исправлений в подписном листе 11 выявлено не было.

При таком положении обоснованным является вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для отказа в регистрации Долгова А.Н. кандидатом в депутаты у Ульяновской городской избирательной комиссии, которая 9 августа 2015 г. с учетом результатов проверки подписных листов и представленных документов приняла решение о регистрации упомянутого лица кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу.

Доводы жалобы о применении судом не подлежащей применению в рассматриваемом деле нормы закона являются несостоятельными.

Основания признания подписей избирателей недействительными предусмотрены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, на которую и сослался суд в решении.

Апелляционная жалоба не опровергает выводы суда первой инстанции и не содержит оснований для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя зарегистрированного кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №25 Долгова М*** С*** – Матвеева А*** С*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи