Судебный акт
Оспаривание постановления избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов избирательного объединения
Документ от 03.09.2015, опубликован на сайте 07.09.2015 под номером 53968, 2-я гражданская, об оспаривании постановления Ульновской городской избирательной комиссии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                    Дело № 33-4176/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          3 сентября 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефёдова О.Н.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Русаковой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе избирательного объединения «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 августа 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления избирательного объединения «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» об оспаривании постановления Ульяновской городской избирательной комиссии от 09.08.2015 № 81/600-3
«О регистрации списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ» отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя избирательного объединения «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Матвеева А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; представителя Ульяновской городской избирательной комиссии Крашенинникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным; заключение прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Сальникова А.А., считающего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Решением Ульяновской Городской Думы от 24 июня 2015 г. № 61 выборы депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва назначены на 13 сентября 2015 г.

В соответствии со ст. 44 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от
23 сентября 2014 г. № 119, муниципальным органом, организующим подготовку и проведение муниципальных выборов на территории муниципального образования «город Ульяновск», является Ульяновская городская избирательная комиссия.

Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от
9 августа 2015 г. № 81/600-3 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ.

Избирательное объединение «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», также выдвинувшее зарегистрированный Ульяновской городской избирательной комиссией список кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, обратилось в суд с заявлением об отмене приведенного постановления Ульяновской городской избирательной комиссии от
9 августа 2015 г. № 81/600-3 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ».

В обоснование заявленных требований (с учетом их дополнения) заявитель ссылался на то, что оспариваемое постановление принято избирательной комиссией с нарушением предписаний, содержащихся в ч. 4 статьи 47 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», поскольку избирательным объединением не предоставлено достаточное количество достоверных подписей избирателей для регистрации списка кандидатов. В частности, указал, что представленные избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ подписные листы с указанием в них сведений о возглавляющих список лицах (общемуниципальная часть) не соответствуют форме, установленной в приложении 7.1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому в случае, если отсутствует общерегиональная часть списка кандидатов, в подписном листе слова «во главе которого находятся:», соответствующая строка и текст подстрочника к ней не воспроизводятся. В этой связи, по мнению заявителя, на основании пункта 9 части 12 статьи 46 названного Закона Ульяновской области недействительными являются все подписи избирателей.

При заверении 50 подписных листов с 248 подписями (папка №1, подписные листы 5, 12, 17, 22, 24, 37, 45, 53, 81, 89, 98; папка №2, подписные листы 19, 31, 38, 68, 81, 86, 90, 93, 100; папка №3, подписные листы 26, 36, 81; папка № 4, подписные листы 39, 45, 86, 100; папка №5, подписные листы 8, 13, 16, 24, 29, 32, 33, 38, 45, 50, 56, 59, 61, 65, 73, 78, 80, 85, 89, 92, 94; папка №6, подписной лист 67) сборщиком подписей Г*** С.И. был указан не полный адрес своего места жительства (отсутствовало указание на район). Последующее внесение записи «*** р-н» является неоговоренным исправлением и влечет за собой признание всех подписей в перечисленных подписных листах недействительными.

В 19 подписных листах (папка №1, подписной лист 11; папка №2, подписные листы 46, 50, 67, 73, 84, 98; папка №3, подписные листы 24, 91; папка №4, подписной лист 46; папка №5, подписные листы 3, 30, 31, 59, 62, 78; папка №6, подписные листы 46, 56, 68) 88 подписей избирателей собраны позднее даты заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей. Исправления даты заверения не содержат сведений о дате совершения соответствующих действий.

При принятии постановления у избирательной комиссии, по мнению заявителя, отсутствовал пакет документов, необходимых и обязательных для принятия решения о регистрации списка кандидатов в депутаты, а представленные документы не соответствовали установленной законом форме.

В нарушение подпункта 1 пункта 4.8 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва, утвержденной постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 22 июня 2015 г. №56/263-3, к представленному
31 июля 2015 г. первому финансовому отчету избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ не была приложена банковская справка от той же даты.

Назначение М*** Ю.М. уполномоченным представителем избирательного объединения оформлено протоколом заседания Правления Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, что не соответствует требованиям пункта 4 части 5
статьи 40 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», согласно которому должно быть представлено решение уполномоченного на то органа избирательного объединения.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе избирательное объединение «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении предъявленных требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в заявлении. Полагает недоказанными установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что Инструкцией о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва, утвержденной постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от
22 июня 2015 г. №56/263-3, утверждена форма первого финансового отчета, согласно которой первый финансовый отчет состоит из непосредственно финансового отчета и банковской справки, подтверждающей остаток средств на счете на дату представления отчета в избирательную комиссию. Первый финансовый отчет представлен избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ 31 июля 2015 г. с приложением банковской справки от 28 июля 2015 г. Поскольку банковская справка по состоянию на 31 июля 2015 г. отсутствовала, первый финансовый отчет не может считаться представленным в избирательную комиссию.

Полагает вывод суда о том, что текст подстрочника в подписном листе не имеет никакой дополнительной смысловой нагрузки, а лишь идентифицирует партию из ряда синонимичных, основанным на неправильном применении норм материального права. При этом обращает внимание, что текст подстрочника является неотъемлемой частью формы подписного листа и определяет объем сведений об избирательном объединении, который необходимо воспроизвести в изготовленном подписном листе.

Ссылаясь на приложение 7.1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не соглашается с выводом суда о том, что присутствие в подписных листах слов «во главе которого находятся», соответствующей строки и текста подстрочника с указанием на первых трех кандидатов из списка при отсутствии общерегиональной части списка кандидатов нельзя расценивать как нарушение формы подписного листа. Полагает, что воспроизведение в изготовленном подписном листе соответствующего текста в случае, если общерегиональная часть списка отсутствует, противоречит закону и является нарушением формы подписного листа.

По мнению заявителя, вывод суда об отсутствии необходимости оформления в виде отдельного документа принятого на заседании Правления Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ решения о назначении уполномоченного представителя является ошибочным и противоречит пункту 4 части 5 статьи 40 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области». Представленный избирательным объединением протокол заседания Правления решением не является.

Поданное старшим помощником прокурора Ленинского района
г. Ульяновска Карабановым А.С. апелляционное представление отозвано.

Ульяновская городская избирательная комиссия в возражениях на жалобу просит оставить решение без изменения.

С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя избирательного объединения Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, извещенного о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного постановления.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня
2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

Приведенным положениям корреспондируют предписания статьи 99 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 г. № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 109-ЗО).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному заключению, что постановление Ульяновской городской избирательной комиссии от 9 августа 2015 г. № 81/600-3 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ» принято в соответствии с требованиями федерального и регионального избирательного законодательства, оснований для признания названного решения незаконным не имеется, а доводы избирательного объединения «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» об отсутствии необходимого количества достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва от избирательного объединения Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ», и о нарушении избирательной комиссией положений части 4 статьи 47 Закона Ульяновской области № 109-ЗО не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Судебная коллегия не находит повода не согласиться с выводами суда, основанными на материалах гражданского дела и правовых предписаниях действующего законодательства.

На основании части 1 статьи 47 Закона Ульяновской области № 109-ЗО регистрация списка кандидатов осуществляется избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в пунктах 2, 22 и 3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частях 1, 4 и 5 статьи 40 данного Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 3, 4, 6 и 7 статьи 351 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 2-5 статьи 41 данного Закона.

В силу части 4 статьи 47 Закона Ульяновской области № 109-ЗО основаниями отказа в регистрации списка кандидатов являются, в частности:

отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», данным Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (пункт 2);

наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», данного Закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (пункт 3);

недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов (пункт 42).

В соответствии со статьями 35.1, 37 и 38 Федерального закона № 67-ФЗ, статьями 41, 43, 44 и 45 Закона Ульяновской области № 109-ЗО Ульяновская городская избирательная комиссия постановлением от 22 июня 2015 г. №56/267-3 установила количество подписей избирателей (в абсолютном выражении), необходимое для регистрации списков кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва – 2569, и максимальное количество представляемых подписей избирателей – 2825.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, избирательное объединение Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ после заверения списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва представило в Ульяновскую городскую избирательную комиссию документы по установленной законом форме, необходимые для уведомления о выдвижении списка кандидатов и регистрации, включая 595 подписных листов с 2825 подписями избирателей в поддержку выдвижения списка, сброшюрованных в 6 папок.

В результате проверки представленных подписных листов достоверными признаны 2708 подписей избирателей, составляющих 95,86% от общего количества подлежащих проверке подписей избирателей; недостоверными и (или) недействительными признаны 117 подписей избирателей, составляющих 4,14% от общего количества подлежащих проверке подписей избирателей.

Проверяя довод заявителя об отсутствии в связи с несоблюдением формы подписного листа достаточного количества подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов, суд, руководствуясь положениями части 1 статьи 42 Закона Ульяновской области № 109-ЗО и пунктом 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, пришел к обоснованному выводу о том, что указание в подписных листах сведений о возглавляющих список кандидатов лицах (общемуниципальная часть) не является нарушением формы подписного листа, влекущим признание имеющихся в нем подписей избирателей недостоверными.

Согласно части 1 статьи 42 Закона Ульяновской области № 109-ЗО подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 7.1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Указанное Приложение 7.1 определяет форму подписного листа, где должны быть указаны наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования; наименование избирательного объединения; в строке «во главе которого находятся:» фамилии, имена и отчества, даты рождения, гражданство не менее чем первых трех кандидатов из списка кандидатов. Согласно сноске (2) в случае, если отсутствует общерегиональная часть списка кандидатов, в подписном листе слова «во главе которого находятся:», соответствующая строка и текст подстрочника к ней не воспроизводятся.

В соответствии с частью 14 статьи 35 Федерального закона №67-ФЗ, определяющей порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями, законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе.

Таковым законом, регулирующим выборы депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области, является Закон Ульяновской области от 1 августа 2007 г. № 109-ЗО.

Согласно статье 2 указанного Закона основные термины и понятия, используемые в нем, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Частью 8 статьи 38 Закона Ульяновской области № 109-ЗО установлено, что список кандидатов должен состоять из общемуниципальной части и территориальных групп кандидатов, соответствующих территориям одномандатных (многомандатных) избирательных округов.

В списке кандидатов должно быть указано, территории какого одномандатного (многомандатного) избирательного округа соответствует каждая из территориальных групп кандидатов. Каждой территориальной группе кандидатов присваивается порядковый номер, соответствующий номеру одномандатного (многомандатного) избирательного округа.

Число территориальных групп кандидатов определяется решением избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, и не может быть менее половины от установленного числа одномандатных (многомандатных) избирательных округов или превышать его.

В общемуниципальную часть списка кандидатов должно быть включено не менее одного и не более трех кандидатов. В каждую территориальную группу кандидатов должно быть включено не менее двух и не более пяти кандидатов (часть 9 статьи 38 Закона Ульяновской области № 109-ЗО).

Согласно статье 14 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от
23 сентября 2014 г. № 119, муниципальные выборы проводятся на основе смешанной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов.

30 депутатов Городской Думы избираются по одномандатным избирательным округам, и 10 депутатов Городской Думы – по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования «город Ульяновск», пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.

Из системного толкования норм федерального и регионального законодательства о выборах депутатов представительных органов муниципальных образований (статей 35, 63, 71 Федерального закона № 67-ФЗ, статей 77, 85, 87, 91 Закона Ульяновской области № 109-ЗО) следует, что термин «общемуниципальная часть» списка кандидатов употребляется в качестве равнозначного термину «общерегиональная часть».

В силу изложенного, Ульяновская городская избирательная комиссия обоснованно не признала недействительными подписи в представленных избирательным объединением подписных листах, где были указаны сведения о возглавляющих список кандидатов лицах, поскольку эти лица фактически представляют собой общерегиональную часть списка, что соответствует применяемой в муниципальном образовании «город Ульяновск» смешанной избирательной системе.

Форма подписного листа не соответствует закону тогда, когда в нем отсутствуют либо указаны не в полном объеме обязательные сведения, предусмотренные законом. В исследованных судебной коллегией подписных листах указанных обстоятельств не выявлено.

Таким образом, присутствие в подписных листах слов «во главе которого находятся», соответствующей строки и текста подстрочника с указанием первых трех кандидатов из общемуниципальной части списка кандидатов соответствует форме подписного листа, установленной Приложением 7.1 к Федеральному закону № 67-ФЗ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 г. № 658-О, из конституционно-правового значения установленной законом формы подписного листа следует, что целью унификации служит обеспечение возможности выявить реальную поддержку кандидата на основании подписных листов.

Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствуют основания полагать, что приведенные в подписных листах сведения о кандидатах, возглавляющих список, могли ввести в заблуждение поддержавших избирательное объединение избирателей относительно того, какое именно избирательное объединение они поддерживают, и нарушили равенство прав участия в выборах заявителя.

Согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Аналогичные положения закреплены в пункте 8 части 12 статьи 46 Закона Ульяновской области № 109-ЗО.

Вопреки доводам жалобы указание сборщиком подписей Г*** С.И. адреса своего места жительства (запись «*** р-н» между типографскими строками) в 50 подписных листах (папка №1, подписные листы 5, 12, 17, 22, 24, 37, 45, 53, 81, 89, 98; папка №2, подписные листы 19, 31, 38, 68, 81, 86, 90, 93, 100; папка №3, подписные листы 26, 36, 81; папка № 4, подписные листы 39, 45, 86, 100; папка №5, подписные листы 8, 13, 16, 24, 29, 32, 33, 38, 45, 50, 56, 59, 61, 65, 73, 78, 80, 85, 89, 92, 94; папка №6, подписной лист 67) не является исправлением, специально не оговоренным, а представляет собой форму записи с учетом размера строк, отведенного для внесения сведений об удостоверившем подписной лист лице.

Как следует из бланка подписного листа, длина строк не позволяла Г*** С.И. (учитывая индивидуальные особенности почерка и объем сведений об адресе места жительства, включая указание районного отнесения населенного пункта) уместить на соответствующих строках всю требуемую информацию.

При этом расположение текста «*** р-н» между типографских строк не свидетельствует о его внесении после остальных сведений, поскольку в адресе сохраняется последовательность данных.

Судебная коллегия не может не согласиться с суждением суда о несостоятельности доводов заявителя о том, что в 19 подписных листах (папка №1, подписной лист 11; папка №2, подписные листы 46, 50, 67, 73, 84, 98; папка №3, подписные листы 24, 91; папка №4, подписной лист 46; папка №5, подписные листы 3, 30, 31, 59, 62, 78; папка №6, подписные листы 46, 56, 68) подписи избирателей собраны позднее даты заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей.

Исправления в дате внесения подписи указанным лицом специально оговорены. При этом непроставление даты внесения исправления не свидетельствует о недействительности оговорки.

Как указывалось выше, законодателем недействительность подписей обуславливается такими исправлениями, которые не имеют оговорок об этом.

При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что часть из указываемых в заявлении подписных листов имеет исправления не в дате заверения, а в иных сведениях, однако эти исправления также специально оговорены (папка №1, подписной лист 11; папка №2, подписные листы 67, 73; папка №3, подписные листы 24, 91; папка №4, подписной лист 46; папка №5, подписные листы 30, 31, 59, 62, 78).

Как следует из материалов дела, избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ в избирательную комиссию были представлены: выписка из протокола Съезда, проведенного 29 июня 2015 г., согласно которому было принято решение о делегировании полномочия по назначению и отзыву уполномоченных представителей, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ на выборах депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва Правлению партии; протокол заседания Правления Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ от той же даты, согласно которому принято решение назначить уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам, связанным с участием в выборах депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва, М*** Ю.М.

Согласно части 2 статьи 49 Закона Ульяновской области № 109-ЗО уполномоченные представители избирательного объединения назначаются соответственно решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения, иного структурного подразделения политической партии, решением съезда (конференции) или общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения либо решением органа (должностного лица), уполномоченного на то соответственно решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения, иного структурного подразделения политической партии, решением съезда (конференции) или общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, либо решением органа (должностного лица), уполномоченного на то уставом избирательного объединения.

Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от
22 июня 2015 г. №56/265-З «О Перечне и формах документов, представляемых избирательными объединениями в Ульяновскую городскую избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва» разработаны формы представляемых в комиссию документов, в том числе форма документа о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения – Протокол заседания уполномоченного органа избирательного объединения (Приложение №12 к Перечню).

Протокол заседания Правления Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
от 29 июня 2015 г., копия которого была представлена в избирательную комиссию, содержит необходимые сведения, позволяющие сделать вывод о принятии решения о назначении уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам, связанным с участием в выборах депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва, М*** Ю.М. в соответствии с требованиями статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ
«О политических партиях», Устава политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ: управомоченным органом, в правомочном составе.

При таких данных у судебной коллегии отсутствуют основания для несогласия с выводом суда о том, что избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ выполнено требование закона о представлении в избирательную комиссию решения о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

Тот факт, что соответствующее решение не было оформлено в виде отдельного документа с соответствующим названием, правильность выводов суда не опровергает.

Суд первой инстанции обоснованно отверг доводы заявителя о непредоставлении избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ первого финансового отчета.

Согласно п. 4.8 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва, утвержденной постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 22 июня 2015 г. № 56/263-3, избирательное объединение представляет на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в Ульяновскую городскую избирательную комиссию финансовые отчеты, в том числе первый финансовый отчет – одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации списка кандидатов в установленном законом области порядке. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате отчета. Остаток средств на специальном избирательном счете на дату представления первого финансового отчета подтверждается банковской справкой, прилагаемой к отчету.

31 июля 2015 г. уполномоченным представителем избирательного объединения Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ в избирательную комиссию был представлен первый финансовый отчет, форма которого соответствует приложению № 7 к Инструкции.

Данный отчет был составлен по состоянию на 27 июля 2015 г. Банковская справка № 103-06/2-135312 об остатках денежных средств на расчетных счетах представлена по состоянию на эту же дату.

Таким образом, представленный избирательным объединением первый финансовый отчет содержал в себе сведения на дату (27 июля 2015 г.), которая не более чем на пять дней предшествовала дате отчета (31 июля 2015 г.), что соответствует приведенным выше требованиям Инструкции.

Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению, поскольку банковская справка является необходимым приложением финансового отчета, и, подтверждая изложенные в нем сведения, не может быть выдана на отличную от него дату.
В противном случае возможно расхождение сведений, обусловленное поступлением либо расходованием денежных средств. В то же время, как предусмотрено Инструкцией, допускается включение в отчет сведений по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате отчета.

Апелляционная жалоба не опровергает выводы суда первой инстанции и не содержит оснований для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу избирательного объединения «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи