Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 01.09.2015, опубликован на сайте 14.09.2015 под номером 53953, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                                                       Дело № 33 – 3506/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               01 сентября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Чурбановой Е.В., Мирясовой Н.Г.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 июня 2015 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования    прокурора г.Димитровграда  в  интересах Елагиной А.С. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать    незаконным    бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального  комплекса  и  транспорта  Ульяновской  области  по  своевременному обеспечению Елагиной А*** С***  жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса  и транспорта  Ульяновской  области  обеспечить  Елагину А*** С***  жилым  помещением      по   договору найма специализированного  жилого    помещения  в  муниципальном  образовании  «город  Д***» Ульяновской области. 

В удовлетворении исковых требований прокурора г.Димитровграда в интересах Елагиной А*** С*** к Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства управления образования администрации г.Димитровграда  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Елагиной А.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор города Димитровграда, действуя в интересах Елагиной А.С., *** года рождения, обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства Управления образования администрации г.Димитровграда  о признании бездействия незаконным,  предоставлении жилого помещения по договору  найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Елагина А.С. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Елагиной А.С. решением суда лишены родительских прав, за ней какое-либо жилое помещение не закреплено, в связи с чем она имеет  право на обеспечение жилым помещением на территории города Димитровграда по месту выявления и жизнеустройства. 

Елагина А.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Просил признать незаконным  бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области и отдела опеки и попечительства управления образования администрации г.Димитровграда по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительство Ульяновской области и отдел опеки и попечительства управления образования администрации г.Димитровграда  обеспечить Елагину А.С. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

 

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение. Указывает, что не оспаривает право истицы на обеспечение  жилым  помещением, однако жилое  помещение ей не  представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений.

Кроме того, считает, что предоставление истице первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору  найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в данный Список.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей  ответчиков Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, отдела опеки и попечительства управления  образования  администрации города Димитровграда Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, что Елагина А.С., *** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители  истицы: мать ***. лишена родительских прав решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от ***, отец *** лишен в отношении дочери родительских прав решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от ***.

Постановлением Главы г.Димитровграда от 26.05.2000 над несовершеннолетней Елагиной А.С. установлена опека, опекуном назначена Ш***., закреплено жилое помещение, расположенное в г.Д***, ул.С***, ***, принадлежащее опекуну.

Постановлением администрации г.Димитровграда от 02.11.2012 постановление от 26.05.2000  признано утратившим силу (отмененным) в части закрепления за Елагиной А.С. жилого помещения, и она включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилой площади, поставлена на регистрационный учет для получения жилого помещения. 

По сведениям УОГУП БТИ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Ульяновской области Елагина А.С.   жилых помещений в собственности не имеет.

31.10.2013 Елагина А.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

До настоящего времени жилое помещение истице  не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Елагина А.С. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора города Димитровграда Ульяновской области, действующего в интересах Елагиной А.С. подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В  соответствии  со статьей  8  Федерального  закона  от  21  декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить основанием  к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи