Судебный акт
О предоставлении внеочереди жилого помещения
Документ от 18.08.2015, опубликован на сайте 08.09.2015 под номером 53805, 2-я гражданская, об обязании предоставить жилое помещение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                 Дело № 33 – 3453/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                           18 августа 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефедова О.Н.

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Хмелевой Г*** Н***, действующей в интересах Антоновой Л*** Н***, на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 мая 2015 года,  которым в удовлетворении исковых требований Хмелевой  Г*** Н***, действующей  в интересах Антоновой Л*** Н***,  о возложении обязанности  предоставить  во внеочередном порядке жилое помещение - отказано.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Хмелевой Г.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Хмелева *** действующая  в интересах Антоновой ***   обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение.

Исковые требования мотивированы тем, что она со своей семьей проживает в коммунальной квартире, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. ***,  ее семья занимает две комнаты в коммунальной  квартире. Вместе с ней проживают  ее супруг  Х***., ее родная сестра Антонова  *** ее  сыновья Х***.,  Х***., сноха Х***, внучка Х***

Ее родная сестра Антонова Л*** Н*** на основании решения Барышского городского суда Ульяновской области от ***.1998 признана недееспособной в связи с психическим заболеванием, в связи с чем истице  в 2014 году  пришлось оформить опеку над сестрой и забрать ее к себе. В связи с имеющимся заболеванием Антонова Л.Н. подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 года за № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих  инвалидам, страдающим  ими, право на дополнительную  жилую площадь», что подтверждается справкой № *** от ***2014.

Согласно справке от ***.2014 за № *** Антонова  ***., *** года рождения, состоит на учете при областном  психиатрическом  диспансере с 2014 года с диагнозом *** и по своему состоянию здоровья подходит под действие  Постановления Правительства РФ от 21.12.2004  за №378.  Антонова ***. является инвалидом *** группы, она уже шесть лет не ходит, проживает с Хмелевой Г.Н. и с ее семьей с апреля 2014 года на пятом этаже, что подтверждается справкой формы № 8.  В январе  2015 года истица обратилась в КУГИГ администрации города Ульяновска с заявлением о внеочередном улучшении  жилищных условий в связи с хроническим заболеванием сестры Антоновой Л.Н., в чем ей было отказано.

Просила  обязать администрацию города Ульяновска  предоставить  ей, действующей в интересах недееспособной  Антоновой Л.Н., на состав семьи  три человека вне очереди  жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления  жилого помещения с учетом права  Антоновой  Л.Н. на дополнительную жилую площадь.

 

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Хмелева Г.Н. не согласна с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Считает незаконным вывод суда, что Антонова *** в установленном законом порядке малоимущей признана не была, не может быть признана таковой в судебном порядке, так как ее доход превышает 1,3 прожиточного минимума. В соответствии со ст.49 ЖК РФ доход должен рассчитываться  с учетом всех членов семьи. Определяя среднедушевой доход семьи Хмелевых ***. и Антоновой ***., необходимо учитывать пенсию и выплаты, получаемые указанными лицами. Исходя из этого, доход истицы не будет превышать 1,3 прожиточного минимума. Учитывая вышеизложенное, а также то, что  Антонова *** являясь инвалидом *** группы  и имея право на внеочередное обеспечение отдельной жилой площадью, проживает в коммунальной квартире, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований является незаконным. 

Дело рассмотрено в отсутствие истицы Антоновой  *** представителя ответчика  администрации города Ульяновска, представителя третьего лица КУГИГ администрации города Ульяновска, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Антонова ***., ***1958 года рождения, является инвалидом *** группы (***), инвалидность установлена до ***.2016.

Согласно справке от ***2014, выданной   ГКУЗ «У***» Антонова Л.Н. состоит на учете при областном психиатрическом диспансере с 2014 года и по своему состоянию здоровья подходит под действие  постановления Правительства РФ от 16.06.2006 года за № 378 «Об утверждении  перечня тяжелых  форм хронических  заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Решением Барышского городского суда Ульяновской области от ***1998  Антонова *** признана недееспособной.

До июня 2014 года Антонова Л.Н. находилась под опекой  ОГАУ социального обслуживания «С***». До апреля 2014 года она проживала в указанном учреждении.

Распоряжением  Управления Министерства здравоохранения и социального  развития Ульяновской области по Барышскому району  от  ***.2014 № ***  опекунские обязанности  в отношении недееспособной Антоновой *** были возложены на Хмелеву Г.Н.

С апреля 2014 года Антонова *** зарегистрирована и проживает в двух комнатах коммунальной квартиры, принадлежащих на праве общей долевой собственности ее опекуну Хмелевой Г.Н., Х***. и Х***., по адресу: город Ульяновск ул.***.

В указанной квартире  также зарегистрированы и проживают: Хмелева Г.Н., ее муж Х***.,  сыновья Х*** Х***, сноха Х***В.,  внучка Х***

***.2015 опекун Антоновой ***. – Хмелева   Г.Н. обратилась   в КУГИГ администрации города Ульяновска  с заявлением о предоставлении  ей и членам ее семьи: мужу  Х***., сестре Антоновой Л.Н.    жилого помещения во внеочередном порядке. Решением Комиссии по учету и распределению жилой площади  администрации города Ульяновска от ***.2015 (протокол № 5) Хмелевой Г.Н. было отказано  в праве на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма. Основанием к отказу явилось то, что  среднедушевой доход Антоновой *** превышает 1,3  прожиточного минимума.

Статьями 51, 57 Жилищного кодекса Российское Федерации, предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, при условии проживания граждан в квартире, занятой несколькими семьями.

Дав верную правовую оценку,  представленным доказательствам и правильно применив нормы материального права, суд обоснованно пришел к выводу о законности отказа в предоставлении Хмелевой Г.Н., действующей в интересах недееспособной Антоновой Л.Н., на состав семьи три человека отдельного жилого помещения вне очереди с учетом права  Антоновой Л.Н. на дополнительную жилую площадь.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. 

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений, либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире

По общим правилам жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди  хотя и не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне. 

Сторонами не оспаривался тот факт, что Антонова ***. страдает  тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от  16.06.2006 № 378. При этом, Антонова ***. не  состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку до июня 2014 года находилась под опекой ОГАУ социального обслуживания «С***» и проживала в указанном учреждении. 

Однако лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в вышеуказанный Перечень, обладают  правом на внеочередное обеспечение жилым помещением только в том случае, если  они состояли на учете нуждающихся (признаны в установленном законом порядке нуждающимися).

Таким образом, по общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим либо быть отнесенным к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (часть 2 ст. 49 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 17 Федерального  закона «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч.3).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон, действующие на момент обращения  Хмелевой Г.Н. в интересах Антоновой ***.  в орган местного самоуправления с заявлением о внеочередном  улучшении жилищных условий,  не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то право Антоновой ***. на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания нуждающейся в жилом помещении и малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что для внеочередного обеспечения граждан, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо не только наличие у гражданина хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем заболеваний, но и одновременное наличие указанных в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ условий, а также признания гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.

Между тем, Антонова *** малоимущей в установленном законом порядке не признана. Доказательств того, что ее  среднемесячный доход менее 1,3 прожиточного минимума, суду не представлено.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказ во внеочередном  предоставлении Антоновой *** на состав семьи три человека, в том числе Хмелевой Г.Н. и ее мужу Х*** жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности выводов суда в части того, что Хмелева Г.Н., ее муж Хмелев С.А. и Антонова Л.Н. не являются малоимущими, поскольку  их среднемесячный доход на каждого члена семьи не превышает 1,3 прожиточного     минимума, являются несостоятельными.

Так, право на внеочередное обеспечение жилой площадью принадлежит только Антоновой *** и может быть ею реализовано      только в том случае, если она будет признана малоимущей и поставлена на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением. У Хмелевых, в том числе и у опекуна Антоновой *** Хмелевой Г.Н.,  такое право отсутствует. Соответственно они не могут быть обеспечены жилой площадью вместе с Антоновой Л.Н.   Исходя из этого, суд правильно произвел оценку прав на получение  отдельного жилого помещения вне очереди только Антоновой ***. При этом, опекун, получая пособие по уходу за инвалидом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, не имеет право на пенсию и доплату к ней, которая выплачивается опекаемому. Равно как и не имеет право на  указанные выплаты и муж  опекуна. Соответственно при определении нуждаемости Антоновой Л.Н. суд правомерно пришел к выводу о том, что ее среднемесячный доход составляет *** руб.,  т.е. пенсия по инвалидности и ежемесячная выплата.  При этом указанный доход не может быть разделен на троих, т.е. Антонову Л.Н., ее опекуна Хмелеву Г.Н. и мужа опекуна Хмелева С.А.

Сам факт, что семья Хмелевых (истица, ее муж, двое сыновей, сноха и внучка) состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.  

В остальной части  апелляционная жалоба Хмелевой Г.Н. не содержат каких-либо доводов, влекущих отмену по существу правильного решения  суда, а сводятся к иной оценке доказательств и неверному толкованию закона в части того, что  само по себе  наличие у Антоновой ***  тяжелого хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в коммунальной  квартире, дает ей безусловное прав на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Хмелевой Г*** Н***, действующей в интересах Антоновой Л*** Н***, – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи