Судебный акт
Обеспечение ребенка-инвалида медицинскими изделниями
Документ от 11.08.2015, опубликован на сайте 28.08.2015 под номером 53631, 2-я гражданская, о защите прав потребителей, компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                       Дело №33-3336/2015                                                               

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               11 августа 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 мая 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Павловой Е*** А*** – удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области в пользу Павловой  Е*** А*** расходы по приобретению тест-полосок в сумме *** руб. *** коп.

В остальной части иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Павловой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ульяновская Городская общественная организация потребителей медицинских услуг «Центр защиты прав пациентов» в интересах Павловой Е.А. и Павлова И.Ю. обратилась в суд с иском к государственному учреждению  здравоохранения «Городская детская поликлиника № 2» о взыскании   понесенных расходов, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что Павлова Е.А., действующая в интересах своего несовершеннолетнего сына  Павлова  И.Ю.,  *** года рождения, неоднократно обращалась к лечащему врачу и руководству поликлиники № 2 с просьбой выписать бесплатные рецепты на получение тест-полосок, необходимых для измерения уровня сахара в крови, но получила отказ. В соответствии с назначениями врачей Павловой Е.А. были приобретены тест-полоски на общую сумму *** руб. *** коп., так ее сын  является ребенком-инвалидом и нуждается в данных медицинских изделиях. Просила взыскать с ответчика в свою пользу расходы по приобретению тест-полосок в сумме *** руб. *** коп.,  компенсацию морального вреда - *** руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Министерство  финансов Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области,  и, рассмотрев заявленные требования, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как незаконное. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что тест-полоски относятся к медицинским изделиям, не являются лекарственными средствами и не включены в реестр лекарственных средств. В соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний только по решению врачебной комиссии. Решение врачебной комиссии о назначении Павлову И.Ю. тест-полосок отсутствует. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, составлял в 2014 году *** руб. Считает, что суд ошибочно возложил обязанность возмещения понесенных истцом расходов на Министерство здравоохранения, поскольку оно является ненадлежащим ответчиком по делу. Ссылаясь на Постановление Правительства Ульяновской области от 15 ноября 2010 года №387-П «О некоторых мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на территории Ульяновской области», а также ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, полагает, что возмещение расходов должно производиться за счет средств казны Ульяновской области.

В возражениях на жалобу Павлова Е.А. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, сын истицы Павловой Е.А. – Павлов И.Ю., *** *** года рождения, с *** 2013 года является р***. С *** 2014 года категория р*** установлена Павлову И.Ю. до *** 2015 года.

Павлов И.Ю. имеет диагноз: с***.

В период с 18 сентября по 04 октября 2013 года Павлов И.Ю. находился на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ГУЗ «У***».

Лечащим врачом – заведующим эндокринологическим отделением Павлову И.Ю. рекомендовано измерение сахара крови 5 раз в день в разное время и тест-полоски согласно имеющемуся глюкометру 2 упаковки по 50 штук один раз в месяц бесплатно.

В период с 06 по 20 августа 2014 года Павлов И.Ю. с тем же диагнозом и в том же лечебном учреждении вновь находился на стационарном лечении, после которого лечащим врачом У*** С.В. и заведующей отделением О*** М.Н. ребенку были рекомендованы ежедневный контроль уровня сахара в крови, тест-полоски в том же количестве.

С 26 февраля по 12 марта 2014 года Павлов И.Ю. проходил стационарное лечение в д***, где ему был установлен диагноз: с***; комиссией врачей ему рекомендован контроль сахара крови в домашних условиях не мене 3 раз в сутки.

Тест-полосками в количестве, необходимом для выполнения назначения врачей, Павлов И.Ю. в 2013-2014 году обеспечен не был, в связи с чем Павлова Е.А. приобретала их за счет собственных средств и понесла расходы на общую сумму *** руб. *** коп.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия по делу оснований для отказа в иске.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательства, оснований считать его неправильным не имеется.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В силу ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи,

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

1) этапы оказания медицинской помощи;

2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

1) медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона № 323-ФЗ).

Согласно п. 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

В соответствии со ст. 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Соответствующий перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09 января 2007 года № 1.

В указанный Перечень включены иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка.

Согласно Постановлению Правительства Российской федерации от 30 июня 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» дети-инвалиды в возрасте до 18 лет при амбулаторном лечении получают все лекарственные средства бесплатно.

На основании приведенных выше норм действующего законодательства суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у Павлова И.Ю. как ребенка-инвалида права на бесплатное получение таких изделий медицинского назначения как тест-полоски, и правомерно взыскал с Министерства здравоохранения Ульяновской области расходы на их самостоятельное приобретение, поскольку бесплатные рецепты Павлову И.Ю. медицинскими учреждениями не оформлялись.

При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае суд обоснованно руководствовался положениями ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на полное возмещение убытков лицом, право которого нарушено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство здравоохранения является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятельны.

Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим на территории Ульяновской области в государственной политике в сфере охраны здоровья, являлось Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, которое реорганизовано на основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 13 февраля 2015 года № 67-п в Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года №11/205-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, в соответствии с которым к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и(или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.

Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем Положении о Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 ноября 2013 года №537-П.

Таким образом, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

В связи с проведением после состоявшегося решения суда реорганизации Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области судебная коллегия полагает необходимым указать в резолютивной части новое наименование ответчика – «Министерство здравоохранения Ульяновской области».

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Указать наименование ответчика – Министерство здравоохранения Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи