УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Алексеева
Е.В.
Дело №33-3336/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
11 августа 2015 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Болбиной Л.В.,
судей Герасимовой
Е.Н., Чурбановой Е.В.,
при секретаре
Штукатурове С.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 25 мая 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования Павловой
Е*** А*** – удовлетворить частично.
Взыскать с
Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области в
пользу Павловой Е*** А*** расходы по приобретению
тест-полосок в сумме *** руб. *** коп.
В остальной части
иска – отказать.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Павловой Е.А., полагавшей решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Ульяновская
Городская общественная организация потребителей медицинских услуг «Центр защиты
прав пациентов» в интересах Павловой Е.А. и Павлова И.Ю. обратилась в суд с
иском к государственному учреждению
здравоохранения «Городская детская поликлиника № 2» о взыскании понесенных расходов, взыскании компенсации
морального вреда. В обоснование иска указала, что Павлова Е.А., действующая в
интересах своего несовершеннолетнего сына
Павлова И.Ю., *** года рождения, неоднократно обращалась к
лечащему врачу и руководству поликлиники № 2 с просьбой выписать бесплатные
рецепты на получение тест-полосок, необходимых для измерения уровня сахара в
крови, но получила отказ. В соответствии с назначениями врачей Павловой Е.А.
были приобретены тест-полоски на общую сумму *** руб. *** коп., так ее сын является ребенком-инвалидом и нуждается в
данных медицинских изделиях. Просила взыскать с ответчика в свою пользу расходы
по приобретению тест-полосок в сумме *** руб. *** коп., компенсацию морального вреда - *** руб.
Суд привлек к
участию в деле в качестве ответчиков Министерство здравоохранения и социального
развития Ульяновской области, Министерство
финансов Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, в
качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно
предмета спора, федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной
экспертизы по Ульяновской области, и,
рассмотрев заявленные требования, постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить, как незаконное. Ссылаясь на нормы
действующего законодательства, указывает, что тест-полоски относятся к
медицинским изделиям, не являются лекарственными средствами и не включены в
реестр лекарственных средств. В соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона
от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» назначение и применение медицинских изделий, не входящих
в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия
медицинских показаний только по решению врачебной комиссии. Решение врачебной
комиссии о назначении Павлову И.Ю. тест-полосок отсутствует. Кроме того, в
соответствии с действующим законодательством, норматив финансовых затрат в
месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в
виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями, составлял в 2014 году *** руб. Считает, что суд ошибочно возложил
обязанность возмещения понесенных истцом расходов на Министерство
здравоохранения, поскольку оно является ненадлежащим ответчиком по делу. Ссылаясь
на Постановление Правительства Ульяновской области от 15 ноября 2010 года
№387-П «О некоторых мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 30
июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на территории
Ульяновской области», а также ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
полагает, что возмещение расходов должно производиться за счет средств казны
Ульяновской области.
В возражениях на
жалобу Павлова Е.А. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную
жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и
третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не
находит оснований к отмене решения суда.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, сын истицы Павловой Е.А. – Павлов И.Ю., ***
*** года рождения, с *** 2013 года является р***. С *** 2014 года категория р***
установлена Павлову И.Ю. до *** 2015 года.
Павлов И.Ю. имеет
диагноз: с***.
В период с 18
сентября по 04 октября 2013 года Павлов И.Ю. находился на стационарном лечении
в эндокринологическом отделении ГУЗ «У***».
Лечащим врачом –
заведующим эндокринологическим отделением Павлову И.Ю. рекомендовано измерение
сахара крови 5 раз в день в разное время и тест-полоски согласно имеющемуся
глюкометру 2 упаковки по 50 штук один раз в месяц бесплатно.
В период с 06 по 20
августа 2014 года Павлов И.Ю. с тем же диагнозом и в том же лечебном учреждении
вновь находился на стационарном лечении, после которого лечащим врачом У***
С.В. и заведующей отделением О*** М.Н. ребенку были рекомендованы ежедневный
контроль уровня сахара в крови, тест-полоски в том же количестве.
С 26 февраля по 12
марта 2014 года Павлов И.Ю. проходил стационарное лечение в д***, где ему был
установлен диагноз: с***; комиссией врачей ему рекомендован контроль сахара
крови в домашних условиях не мене 3 раз в сутки.
Тест-полосками в
количестве, необходимом для выполнения назначения врачей, Павлов И.Ю. в
2013-2014 году обеспечен не был, в связи с чем Павлова Е.А. приобретала их за
счет собственных средств и понесла расходы на общую сумму *** руб. *** коп.
Разрешая возникший
спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия по делу оснований
для отказа в иске.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательства, оснований считать
его неправильным не имеется.
Согласно Конституции Российской Федерации в
Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и
здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую
помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета,
страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона
от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) государство признает
охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и
психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального
благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую
правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при
оказании медицинской помощи.
Медицинские организации, общественные
объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в
сфере охраны здоровья.
Медицинская помощь организуется и оказывается
в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для
исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями,
а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской
помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21
ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую
помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии
с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи.
В силу ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается
в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для
исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями,
а также на основе стандартов медицинской помощи,
Порядки
оказания медицинской помощи и стандарты
медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.
Порядок оказания
медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям,
заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в
себя:
1) этапы оказания
медицинской помощи;
2) правила организации
деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
3) стандарт
оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
4) рекомендуемые
штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
5) иные положения
исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Стандарт
медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой
медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты
предоставления и кратности применения:
1) медицинских
услуг;
2)
зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов
(с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению
лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по
анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной
организацией здравоохранения;
3) медицинских
изделий, имплантируемых в организм человека;
4) компонентов
крови;
5) видов лечебного
питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
6) иного исходя из
особенностей заболевания (состояния).
Назначение и
применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов
лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи,
допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной
непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Источниками финансового обеспечения в сфере
охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского
страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от
физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не
запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82
Федерального закона № 323-ФЗ).
Согласно п. 9 ст. 6.1 Федерального закона от
17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на
получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
имеют дети-инвалиды.
В соответствии со ст. 6.2 названного
Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий,
указанных в статье 6.1
настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе
обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает
перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе
лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению
врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1
части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Соответствующий перечень изделий медицинского
назначения и специализированных продуктов лечебного питания для
детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании
дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан,
имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержден
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 09 января 2007 года № 1.
В указанный Перечень включены иглы
инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови,
шприц-ручка.
Согласно Постановлению Правительства
Российской федерации от 30 июня 1994 года № 890 «О государственной поддержке
развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и
учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» дети-инвалиды в возрасте до 18 лет при амбулаторном лечении
получают все лекарственные средства бесплатно.
На основании приведенных выше норм
действующего законодательства суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу
о наличии у Павлова И.Ю. как ребенка-инвалида права на бесплатное получение
таких изделий медицинского назначения как тест-полоски, и правомерно взыскал с
Министерства здравоохранения Ульяновской области расходы на их самостоятельное
приобретение, поскольку бесплатные рецепты Павлову И.Ю. медицинскими
учреждениями не оформлялись.
При таких
обстоятельствах в рассматриваемом случае суд обоснованно руководствовался
положениями ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей
право на полное возмещение убытков лицом, право которого нарушено.
Доводы апелляционной
жалобы о том, что Министерство здравоохранения является ненадлежащим ответчиком
по делу, несостоятельны.
Исполнительным органом государственной власти
Ульяновской области, участвующим на территории Ульяновской области в
государственной политике в сфере охраны здоровья, являлось Министерство
здравоохранения и социального развития Ульяновской области, которое
реорганизовано на основании распоряжения Правительства Ульяновской области от
13 февраля 2015 года № 67-п в Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской
области от 18 мая 2015 года №11/205-П утверждено Положение о Министерстве
здравоохранения Ульяновской области, в соответствии с которым к полномочиям
Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и(или) ее компонентами,
лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания,
медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.
Аналогичные положения содержались в ранее
действовавшем Положении о Министерстве здравоохранения и социального развития
Ульяновской области, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской
области от 15 ноября 2013 года №537-П.
Таким образом,
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
В связи с проведением после состоявшегося
решения суда реорганизации Министерства здравоохранения и социального развития
Ульяновской области судебная коллегия полагает необходимым указать в
резолютивной части новое наименование ответчика – «Министерство здравоохранения
Ульяновской области».
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25
мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.
Указать наименование ответчика – Министерство
здравоохранения Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи