Судебный акт
Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации
Документ от 04.08.2015, опубликован на сайте 20.08.2015 под номером 53502, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                       Дело №33-3209/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               04 августа 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске»  на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 мая 2015 года, по которому постановлено:

Исковые требования  Черненко Е*** А*** удовлетворить.

Обязать областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске»  обеспечить  Черненко Ю*** А*** техническими средствами реабилитации:   противопролежневой подушкой - 1 шт., противопролежневый матрац - 1 шт. с компрессором,  опорой для лежания детей инвалидов - 1 шт.,  опорой для сидения детей инвалидов – 1 шт.,    опорой для стояния детей инвалидов - 1 шт.,  креслом- коляской  для детей с ручным приводом для больных ДЦП (комнатной) с откидной спинкой – 2 шт.,  креслом коляской  для детей с ручным приводом для больных  ДЦП (прогулочной) с откидной спинкой, ортопедическими брюками - 2 шт.,  корсетом полужесткой фиксации в количестве 3 шт.,  тутором на всю  руку 2 шт.,  головодержателем полужесткой фиксации 1 шт., впитывающими пеленками  150 шт.  согласно ее   индивидуальной программы реабилитации.

Взыскать с областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске»   в пользу  Черненко Е*** А*** расходы  по приобретению головодержателя  полужесткой фиксации в сумме *** руб.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Черненко Е.А., действуя в своих интересах и в интересах дочери Черненко Ю.А., ***  года рождения, обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» (далее – Учреждение) о взыскании денежных средств, возложении обязанности по обеспечению ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации. В обоснование иска указала, что ее дочь Черненко  Ю.А., *** года рождения, является инвалидом, инвалидность установлена бессрочно. *** 2013 года ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» дочери была оформлена индивидуальная программа реабилитации № ***, в соответствующем разделе которой указаны следующие технические средства реабилитации: противопролежневая подушка - 1шт.,  противопролежневый  матрац воздушный (с компрессором) – 1 шт.,  опора для лежания детей-инвалидов - 1 шт.,  опора для сидения детей-инвалидов- 1 шт.,  опора для стояния детей-инвалидов- 1 шт.,  кресло-коляска для детей с ручным  приводом для больных  ДЦП, комнатная, кресло-коляска с ручным приводом  для больных  ДЦП, прогулочная,  подгузники для взрослых,  ортопедические брюки – 1 шт.,  корсет полужесткой фиксации – 2 шт.,  тутор на всю руку - 2 шт., тутор на всю ногу - 2 шт., головодержатель полужесткой  фиксации – 1 шт., обувь ортопедическая  детская сложная  без утепленной  подкладки – 4 полупары, обувь ортопедическая  детская сложная  на утепленной подкладке – 4 полупары. *** 2014 года учреждением медико-социальной экспертизы оформлена программа реабилитации, где указаны такие технические средства реабилитации как: тутор на всю ногу – 2 шт., кресло-коляска с ручным приводом с откидной спинкой комнатная, в том числе для детей-инвалидов - 1 шт.,  подгузники для взрослых – 2 шт. в день, корсет полужесткой фиксации – 2 шт.,  кресло-коляска с ручным приводом с откидной  спинкой прогулочная, в том числе для детей инвалидов - 1 шт.,  впитывающие простыни – 1 шт. в день,  ортопедические брюки - 1 шт., головодержатель полужесткой фиксации – 1 шт. В полном объеме ребенок-инвалид не был обеспечен техническими средствами реабилитации, в связи с чем она за свой счет была вынуждена приобрести головодержатель полужесткой фиксации стоимостью *** руб. Просила взыскать с ответчика данные расходы в сумме  *** руб., а также обязать ответчика обеспечить Черненко Ю.А. техническими средствами реабилитации, а именно: противопролежневой подушкой - 1 шт., противопролежневым матрацем - 1 шт. с компрессором,  опорой для лежания детей инвалидов - 1 шт., опорой для сидения детей-инвалидов – 1 шт., опорой для стояния детей-инвалидов - 1 шт.,  креслом-коляской  для детей с ручным приводом для больных ДЦП (комнатной) с откидной спинкой – 2 шт., креслом-коляской  для детей с ручным приводом для больных  ДЦП ( прогулочной) с откидной спинкой, ортопедическими брюками 2 шт.,  корсетом полужесткой фиксации в количестве 3 шт.,  тутором на всю  руку 2 шт.,  головодержателем полужесткой фиксации 1 шт., впитывающими пеленками 150 шт. согласно ее индивидуальной программы реабилитации.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОГКУСО  «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Автор жалобы, ссылаясь на отсутствие достаточного финансирования и нормы действующего законодательства, указывает, что в случае, если предусмотренное программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено льготнику либо льготник желает сам приобрести соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченным органом в установленном порядке - в соответствии с законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд. Черненко Е.А. – мать ребенка-инвалида таким правом не воспользовалась и не приобрела соответствующие технические средства реабилитации за собственный счет с последующим возмещением понесенных расходов. Полагает, что Черненко Е.А. в интересах Черненко Ю.А. должна была самостоятельно закупить технические средства реабилитации на недостающий период. Обращает внимание, что  суд не учел установленные законом сроки использования технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, которые составляют для кресла-коляски для детей с ручным приводом для больных ДЦП (комнатной) с откидной спинкой – не менее шести лет, ортопедических брюк – не менее одного года, корсета полужесткой фиксации – не менее шести месяцев, и возложил на Учреждение обязанность обеспечить ребенка-инвалида креслом-коляской комнатной в количестве 2 шт., ортопедическими брюками – 2 шт., корсетом полужесткой фиксации – 3 шт. По мнению автора жалобы, обеспечение Черненко Ю.А. техническими средствами реабилитации сверх нормы, рекомендованной индивидуальной программой реабилитации, повлечет перерасход федеральных средств, заложенных в расчет потребности на 2015 год.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240.

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется, в частности, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия), оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия) (пункт 3 Правил).

Статья 11 Федерального закона № 181-ФЗ определяет индивидуальную программу реабилитации инвалида как разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Черненко Ю.А., *** *** года рождения, является инвалидом, инвалидность установлена до достижения возраста 18 лет.

*** 2013 года Черненко Ю.А. впервые была оформлена программа реабилитации № ***.

*** 2013 года Черненко Ю.А. была поставлена на учет в Министерстве труда и социального развития Ульяновской области по обеспечению следующими средствами реабилитации: противопролежневая подушка воздушная – 1 шт., противопролежневый матрац воздушный (с компрессором) – 1 шт., опора для лежания для детей-инвалидов – 1 шт., опора для сидения для детей-инвалидов – 1 шт., опора для стояния для детей-инвалидов – 1 шт., кресло-коляска для детей с ручным приводом для больных ДЦП, комнатная – 1 шт., кресло-коляска для детей с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная – 1 шт., подгузники для взрослых, ортопедические брюки – 1 шт., корсет полужесткой фиксации – 2 шт., тутор на всю руку – 2 шт., тутор на всю ногу – 2 шт., головодержатель полужесткой фиксации – 1 шт., обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки – 4 полупары, обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке – 4 полупары.

*** 2014 года ребенку-инвалиду Черненко Ю.А. оформлена индивидуальная программа реабилитации, в соответствующем разделе которой указаны следующие технические средства реабилитации: тутор на всю ногу – 2 шт., кресло-коляска с ручным приводом с откидной спинкой комнатная, в том числе для детей-инвалидов – 1 шт., подгузники для взрослых – 2 шт. в день, корсет полужесткой фиксации – 2 шт., кресло-коляска с ручным приводом с откидной спинкой прогулочная, в том числе для детей-инвалидов – 1 шт., впитывающие простыни (пеленки) – 1 шт. в день, ортопедические брюки – 1 шт., головодержатель полужесткой фиксации – 1 шт.

В 2013 году Черненко Ю.А. за счет средств бюджета была обеспечена подгузниками для взрослых в количестве 180 шт.; в 2014 году – туторами на ноги в количестве 2 шт., подгузниками для взрослых – 686 шт., корсетом полужесткой фиксации – 1 шт., обувью ортопедической детской сложной без утепленной подкладки – 4 полупары, обувью ортопедической сложной на утепленной подкладке – 4 полупары, впитывающими простынями (пеленками) – 60 шт. В 2015 году Черненко Ю.А. сформированы направления на впитывающие простыни в количестве 120 шт., тутор на всю ногу – 2 шт., корсет полужесткой фиксации – 1 шт., головодержатель полужесткой фиксации – 1 шт., подгузники для взрослых – 150 шт. и 180 шт. получено.

*** 2015 года Черненко Е.А. для дочери за счет собственных средств был приобретен головодержатель полужесткой фиксации стоимостью *** руб.

Удовлетворяя исковые требования Черненко Е.А., суд первой инстанции исходил из факта необеспечения ребенка-инвалида Черненко Ю.А. техническими средствами реабилитации в полном объеме в соответствии с индивидуальными программами реабилитации от 2013 года и от 2014 года.

Действительно, как было указано выше, индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Вывод суда о том, что ребенок-инвалид подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации в соответствии с рекомендациями, установленными его индивидуальной программой реабилитации, является по сути правильным.

Вместе с тем, разрешая спор, суд не учел положения Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 года № 215н, которым утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены.

Возлагая на ответчика обязанность обеспечить Черненко Ю.А., в том числе креслом- коляской  для детей с ручным приводом для больных ДЦП (комнатной) с откидной спинкой в количестве 2 шт., корсетом полужесткой фиксации – 3 шт., ортопедическими брюками – 2 шт. суд оставил без внимания, что срок использования кресла-коляски с ручным приводом для больных ДЦП комнатной, в том числе для детей-инвалидов составляет не менее шести лет; корсета полужесткой фиксации – не менее шести месяцев; ортопедических брюк – не менее одного года.

Индивидуальными программами реабилитации № 8 от *** 2013 года и от *** 2014 года  ребенку-инвалиду Черненко Ю.А. были рекомендованы кресло-коляска с ручным приводом с откидной спинкой комнатная, в том числе для детей инвалидов в количестве 1 шт., ортопедические брюки – 1 шт., корсет полужесткой фиксации – 2 шт.

Доказательства нуждаемости Черненко Ю.А. в указанных средствах реабилитации в большем количестве, чем это предусмотрено действующей программой реабилитации, материалы дела не содержат.

Один лишь факт неисполнения в этой части индивидуальной программы реабилитации от 2013 года факт такой нуждаемости также не подтверждает.

При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению Черненко Ю.А.  креслом-коляской  для детей с ручным приводом для больных ДЦП (комнатной) с откидной спинкой в количестве 2 шт., корсетом полужесткой фиксации – 3 шт., ортопедическими брюками – 2 шт. не может быть признано законным, подлежит изменению в части указанного количества технических средств реабилитации.

На ответчика следует возложить обязанность обеспечить Черненко Ю.А.  креслом-коляской  для детей с ручным приводом для больных ДЦП (комнатной) с откидной спинкой в количестве 1 шт., ортопедическими брюками – 1 шт.,  корсетом полужесткой фиксации – 1 шт., поскольку один из двух рекомендованных корсетов полужесткой фиксации был получен Черненко Ю.А. в 2014 году.

Ссылка в апелляционной жалобе на недостаточный объем бюджетных ассигнований не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей, поскольку такое освобождение влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Противоречит нормам материального права позиция ответчика о том, Черненко Е.А. следовало самостоятельно приобрести  средства реабилитации для ребенка-инвалида и обратиться за получением компенсации понесенных расходов, поскольку обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложена на ответчика за счет средств бюджета. В силу действующего законодательства выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.

Таким образом, в остальной части решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 мая 2015 года изменить в части количества средств технической реабилитации, которыми подлежит обеспечению Черненко Ю*** А***.

Обязать областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске»  обеспечить  Черненко Ю*** А*** техническими средствами реабилитации, а именно:    креслом-коляской  для детей с ручным приводом для больных ДЦП (комнатной) с откидной спинкой в количестве 1 шт., ортопедическими брюками – 1 шт.,  корсетом полужесткой фиксации – 1 шт.

В остальном решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске»  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи