УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сапрыкина Е.В.
Дело № 33-3103/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
28 июля
2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Королёвой А.В.,
судей Трифоновой Т.П., Грудкиной
Т.М.,
при секретаре Бешановой Э.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 28 апреля
2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района
г.Ульяновска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального
образования «город Ульяновск», выразившееся в неисполнении возложенных
обязанностей по содержанию муниципальной автодороги по ул.Луначарского
г.Ульяновска.
Обязать администрацию муниципального образования «город
Ульяновск» привести в соответствие с эксплуатационными требованиями участок
муниципальной автодороги по ул.Луначарского г.Ульяновска.
Заслушав доклад судьи Королёвой А.В., пояснения прокурора Сальникова
А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска обратился в
суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Ульяновска
о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей
по содержанию муниципальной дороги по ул.Луначарского в г.Ульяновске,
возложении обязанности привести дорогу в соответствие с
эксплуатационными требованиями.
Иск мотивировал тем, что в результате прокурорской проверки
было выявлено наличие на указанной дороге выбоин, размеры которых превышают
допустимые предельные размеры, установленные ГОСТ Р 50597-93. До настоящего
времени не произведены работы по восстановлению асфальтобетонного покрытия на
отдельных участках улично-дорожной сети, что является сопутствующим условием
совершения ДТП, в том числе с участием пешеходов. Согласно действующему
законодательству, дорожная деятельность
в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе
деятельность по их ремонту и содержанию, относится к вопросам местного значения
и осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления.
Рассмотрев дело
по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска просит
решение суда отменить. Жалоба мотивирована тем, что со стороны администрации
отсутствует бездействие. 26 сентября 2014 года между Комитетом дорожного
хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска и ООО
«Э***» заключен муниципальный контракт, согласно которому подрядчик (ООО «Э***») осуществляет ремонтные
работы улично-дорожной сети города Ульяновска. Срок начала ремонтных работ по
ул.Луначарского установлен с 26 июля 2015 года, срок окончания – 25 августа
2015 года.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о
месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не
явились, в связи с чем и на основании статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия
находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда,
поскольку оно соответствует действующему законодательству при его правильном
толковании и применении.
Пунктом
5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2013 года №131-ФЗ дорожная
деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах
населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на
них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью
автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения,
а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных
дорог и осуществления дорожной деятельности, отнесены к вопросам местного
значения, решаемым органами местного самоуправления самостоятельно в
соответствии с действующим законодательством.
Согласно
пункту 6 статьи 13 Федерального закона
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 08 ноября
2007 года №257-ФЗ, дорожная деятельность в отношении дорог местного значения
относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Дорожная
деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству,
реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог,
под которым, в свою очередь, понимается комплекс работ по поддержанию
надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического
состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения
(пункты 6,12 статьи 3 указанного Федерального закона).
В
соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного
самоуправления, кроме содержания и
ремонта автомобильных дорог, осуществляют муниципальный контроль за
сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных
пунктов поселения.
Согласно
пункту 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие
проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих
движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения
скоростью.
Предельные
размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. определены пунктом 3.1.2 ГОСТ Р
50597-93 и не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Указанные повреждения проезжей части дороги должны быть ликвидированы в срок от
5 до 10 дней (в зависимости от отнесения дороги к той или иной группе и её
транспортно-эксплуатационных характеристик).
Состояние
дорожного покрытия на ул.Луначарского не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93 и
условиям безопасности дорожного движения, что не отрицается участвующими в деле
лицами.
Согласно
материалам дела, автомобильная дорога по ул.Луначарского входит в перечень автомобильных дорог
г.Ульяновска.
Поскольку
ненадлежащее состояние проезжей части дороги на указанной улице затрудняет
движение по ним, создает угрозу для жизни и здоровья пользующихся ими граждан,
суд первой инстанции иск прокурора к администрации г.Ульяновска в интересах
неопределенного круга лиц обоснованно удовлетворил.
Доводы
апелляционной жалобы о наличии муниципального контракта на ремонт дороги по
ул.Луначарского, в том числе с определением срока ремонта этой дороги, не опровергают правильности выводов суда
первой инстанции, поэтому не могут повлечь отмену решения.
Заключение
администрацией г.Ульяновска в лице Комитета дорожного хозяйства,
благоустройства и транспорта муниципального контракта на содержание и ремонт
автомобильных дорог на территории муниципального образования не освобождает
администрацию г.Ульяновска от обязанности осуществлять контроль за состоянием
дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечивать их
соответствие эксплуатационным требованиям.
Довод
жалобы об отсутствии бездействия со стороны администрации города Ульяновска
опровергается материалами дела, так как длительное существование выбоин и
других недостатков дорожного покрытия свидетельствует именно о бездействии.
Доказательств обратного суду не представлено.
При
таких обстоятельствах оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 апреля
2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: