Судебный акт
Оспаривание Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих
Документ от 21.07.2015, опубликован на сайте 06.08.2015 под номером 53253, 2-я гражданская, О признании Решения Совета депутатов муниципального образования Барышский район Ульяновской области четвертого созыва от 21.09.2011 г. №43/337-19 в части статьи 4 нарушающим Конституцию РФ и его отмене, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Гаврилова Е.И.                                                                 Дело №33- 2993/2015 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   21 июля 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре Матвеевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ларина И*** А***, действующего в интересах Ларина А*** П*** на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 22 апреля 2015 года, по которому постановлено:

 

Заявление  Ларина  И*** А***, действующего в интересах Ларина А*** П***, о признании Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Барышский район», утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской  области четвертого созыва от  21.09.2011 г. №43/337-19, в части статьи 4  нарушающим Конституцию РФ и отмене положений данной статьи  - оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя заявителя Ларина А.П. Ларина И.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области  Чумаченко Д.В., Совета депутатов  муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области Чумбуридзе И.Г., просивших оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, заключение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ларин И.А., действующий в интересах Ларина А.П., обратился в суд с заявлением, уточненным в суде, в котором указал, что Решение Совета депутатов МО «Барышский район» Ульяновской  области четвертого созыва от  21.09.2011 №43/337-19, которым утверждено Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Барышский район», опубликованное в газете «Барышские вести» 07.10.2011. Согласно  статьи 4 данного Положения, муниципальные служащие, замещающие выборные должности не менее одного срока, не имеют право на пенсию по выслуге лет, если на момент выхода на пенсию они не проработали не менее 12 полных месяцев на муниципальной службе. По мнению заявителя, данная статья дискриминирует граждан по возрасту, противоречит действующему федеральному  законодательству в части пенсионного обеспечения гражданских государственных и муниципальных служащих, не соответствует Конституции РФ.  Выборные должности избираются на срок до 4 лет, затем полномочия прекращаются. Таким образом, по мнению заявителя, согласно оспариваемой статьи право на пенсию по выслуге лет имеют только мужчины в возрасте от 56 до 59 лет и женщины в возрасте от 51 до 54 лет. Со ссылкой на данную статью администрация МО «Барышский район» отказалась назначить Ларину А.П. пенсию за выслугу лет, хотя он исполнял полномочия  весь выборный срок – 4 года, а также имел стаж муниципальной службы более 15 лет. Ссылаясь на данную статью, Барышский городской суд также  отказал Ларину А.П. в исковых требованиях о назначении пенсии как муниципальному служащему.

Ларин А.П. просил признать Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Барышский район», утвержденное Решением Совета депутатов МО «Барышский район» Ульяновской  области четвертого созыва от  21.09.2011 №43/337-19, в части 1 статьи 4  нарушающим Конституцию РФ и  отменить данные положения указанной статьи.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Ларин И.А., действующий в интересах Ларина А.П., не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд в нарушение ст.ст. 196,198 ГПК РФ не дал оценку представленным доказательствам в части того, что оспариваемый нормативно правовой акт является подзаконным и противоречит действующему федеральному и региональному законодательству, регулирующему пенсионное обеспечение государственных и муниципальных служащих. Так, ни один из указанных правовых актов не содержит в качестве обязательного условие о замещении  муниципальной (должности государственной гражданской службы) должности не менее 12 месяцев перед увольнением на пенсию.   При этом в своем решении суд опирается на факты, не соответствующие действительности и не имеющие отношения к рассматриваемому заявлению. По мнению автора жалобы, суд необоснованно сослался как на имеющие преюдицию  решение Барышского городского суда от 24.12.2014 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 24.03.2015. При этом сам факт получения в настоящее время Лариным А.П.  социальное обеспечение в виде назначенной трудовой пенсии до  достижения пенсионного возраста не является юридически значимым обстоятельством для рассмотрения настоящего спора, поскольку не влияет на законность Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих в части статьи 4.

В возражениях на жалобу администрация МО «Барышский район» и Совет депутатов МО «Барышский район» Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ларина И.А., действующего в интересах Ларина А.П. – без удовлетворения.

Апелляционное представление прокурора отозвано до начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Дело рассмотрено в отсутствии заявителя Ларина А.П., извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Осуществляя производство в порядке главы 24 ГПК РФ, суд проверяет соответствие нормы права в акте, подлежащем проверке, тем нормам права, которые содержатся в акте, содержащем большую юридическую силу.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы, форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принять нормативные правовые акты, предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Согласно п. 3 ст. 43 Федерального закона № 131 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Статьей 7 Устава МО «Барышский район» предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов указанного муниципального образования входят в том  числе  решения  Совета депутатов Барышского района.

Решением Совета депутатов МО «Барышский район» Ульяновской  области четвертого созыва от  21.09.2011 № 43/337-19 утверждено Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Барышский район».

Дав верную правовую оценку представленным документам, суд обоснованно пришел к выводу о том, что  оспариваемое решение принято Советом депутатов МО «Барышский район» в пределах его компетенции, в надлежащей форме. Правила введения в действие муниципального акта и порядок опубликования соблюдены.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст. 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пенсионное обеспечение в том числе и муниципальных служащих, в силу ст. 72 (п. «ж» ч.1) Конституции Российской Федерации и согласно п.1 ст. 24 вышеназванного Федерального закона, предусматривающего распространение на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно статье 2 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Барышский район», утвержденного Решением Совета депутатов МО «Барышский район» Ульяновской  области четвертого созыва от  21.09.2011 № 43/337-19, пенсия за выслугу лет – это ежемесячная денежная выплата, которая предоставляется гражданам Российской Федерации в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением муниципальной службы в органах местного самоуправления МО «Барышский район»,  при достижении установленной настоящим Положением выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности).

В соответствии с пунктом 1  статьи  4 Положения муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и лица,  замещающие выборные должности не менее одного срока, и замещавшие муниципальные должности по муниципальной службе или выборные муниципальные должности не менее 12 полных месяцев на момент выхода на пенсию имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части первой статьи 77, пунктом 3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 3, 5, 7 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части первой статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Выборные должностные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, а также муниципальные служащие, замещающие должности на условиях срочного трудового договора в соответствии с контрактами, при увольнении с муниципальной службы имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости ( инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев.

Оспаривая законность данной нормы, заявитель указывает на то, что, устанавливая дополнительные условия для возникновения у лица, исполнявшего обязанности муниципальной службы по выборной должности, в виде 12 месячного срока муниципальной службы непосредственно перед выходом на пенсию, оспариваемая норма противоречит как федеральному законодательству, так и закону Ульяновской области «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области», а также приводит к нарушению прав граждан, в частности заявителя, на пенсионное обеспечение.

Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», включающий право муниципального  служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством  РФ круг основных прав муниципального служащего, относит  к числу гарантий муниципального служащего  его пенсионное обеспечение за выслугу лет (п.5 ч.1 ст.23). При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы  муниципальной и государственной гражданской службы, что обусловлено  объективной схожестью  условий и порядка их прохождения. Это предполагает и общность основных условий оплаты труда и социальных гарантий для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также основных условий их государственного пенсионного обеспечения  (ст.5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Федеральный  законодатель  в части 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами  субъекта РФ, в полном объеме на муниципального служащего. Это законоположение, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение только основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования , предполагающего  гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен  для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия  пенсионного обеспечения  муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, при этом не обязательно во всем идентичными, а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным  служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения, каковыми является пенсионное обеспечение за выслугу лет, должны быть аналогичными.

Само по себе такое правовое регулирование, связанное с установлением лишь общего принципа пенсионного обеспечения  муниципальных служащих, не предопределяет конкретное содержание  публично-правовых обязательств муниципальных образований по установлению и выплате  муниципальным служащим пенсий за выслугу лет.

Институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности    местного самоуправления, обеспечивает участие граждан в  самостоятельном решении  населением вопросов местного значения посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти. В связи  этим органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности  вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности  муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии  за выслугу лет, в том числе корректировать  правила начисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.

Поскольку дополнительные выплаты к пенсии, установленные федеральными законами, в отношении муниципальных служащих определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актов органов местного самоуправления и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень периодов, учитываемых при назначении данной выплаты и корректировать правила их назначения, в том числе, из своих финансовых возможностей, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статей 39 ( части 1 и 2 ) и 55 ( часть 2 ) Конституции РФ.

Исходя из вышеизложенного, суд правомерно пришел к выводу о том, что пункт 1 статьи   4 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Барышский район», утвержденного Решением Совета депутатов МО «Барышский район» Ульяновской  области четвертого созыва от  21.09.2011 № 43/337-19, предусматривающий в качестве обязательного условие для пенсионного обеспечения муниципального служащего, занимавшего выборную должность не менее одного срока, наличие стажа муниципальной службы не менее 12 месяцев непосредственно перед увольнением на пенсию, не противоречит действующему федеральному, региональному законодательству в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих, а также Конституционному принципу равенства всех перед законом.

Поскольку заявитель Ларин А.П. является получателем  трудовой пенсии по старости, сам факт отказа истцу в назначении дополнительного пенсионного обеспечения как муниципальном у служащему, поскольку он на момент возникновения у него права на пенсию не являлся муниципальным служащим, не свидетельствует о нарушении Конституционных прав  заявителя, а соответственно и о неконституционности оспариваемого положения нормативно правового акта.

Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к иному толкованию закона, а потому основанием к отмене судебного решения не являются.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Ларина А.П., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

 

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 22 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ларина И*** А***, действующего в интересах Ларина А*** П***,  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: