Судебный акт
О возложении обязанности по доставке больных к месту лечения и обратно
Документ от 21.07.2015, опубликован на сайте 31.07.2015 под номером 53206, 2-я гражданская, о понуждении к организации и обеспечению доставки автомобильным транспортом пациентов до места получения специализированной медицинской помощи и обратно, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Орлова С.Н.                                                                           Дело №33-2966/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   21 июля 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 05 мая 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора г.Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц, в защиту интересов муниципального образования «Город Димитровград» удовлетворить частично.

 

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом пациентов с хронической почечной недостаточностью для прохождения процедуры заместительной почечной терапии (гемодиализа)  от    г.Димитровграда до места получения медицинской помощи в г.Ульяновске и  обратно в соответствии с графиком лечения.

 

В остальной части в удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителей Министерства здравоохранения Ульяновской области Насыровой Ю.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» Гоман К.С., считавшей решение суда не подлежащим отмене, выступление прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в защиту интересов муниципального образования «город Димитровград», обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее – ФГБУЗ КБ № 172) о понуждении к организации и обеспечению доставки автомобильным транспортом пациентов до места получения специализированной медицинской помощи и обратно. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что в г.Димитровграде проживают 42 человека, страдающие почечной недостаточностью и нуждающиеся в заместительной почечной терапии методом гемодиализа, 22 из которых получают заместительную почечную терапию в отделении диализа ФГБУЗ  КБ № 172 ФМБА России, а 20 больных трижды в неделю посещают с этой целью обособленное подразделение ООО «Фрезениус Нефрокеа» в г.Ульяновске. Доставка указанных больных в г.Ульяновск из г.Димитровграда в настоящее время осуществляется силами администрации г.Димитровграда и подведомственных ей муниципальных учреждений.  ООО «Фрезениус Нефрокеа» и ФГБУЗ   КБ № 172 ФМБА России внесены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации  Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2014 года № 602-П. Финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется, согласно ч.2 ст. 83  Федерального закона №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» и п.5 Территориальной программы,  за счет средств обязательного медицинского страхования, бюджетных ассигнований  бюджетов субъектов РФ, бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников. Проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги. Министерство здравоохранения и социального развития является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории области государственной политики в сфере охраны здоровья, труда, социального развития. Министерство   реализует полномочия по управлению в сфере здравоохранения и управлению обеспечением жизнедеятельности инвалидов, организует оказание  специализированной  медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, создает условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, однако необходимые меры для обеспечения доступности медицинской помощи не осуществляет. Бездействие ответчиков влечет неправомерное расходование средств бюджета муниципального образования и является препятствием для доставки больных хронической почечной недостаточностью в г. Ульяновск и обратно в целях получения обязательных медицинских процедур. Просил обязать Министерство организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных хронической почечной недостаточностью от места жительства в г.Димитровграде до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры гемодиализа в г. Ульяновске и обратно в соответствии с графиком лечения.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Министерство финансов Ульяновской области и Федеральное медико-биологическое агентство России, и, рассмотрев данный спор, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. По мнению автора жалобы, суд оставил без внимания и оценки тот факт, что медицинское обслуживание на территории г. Димитровграда может осуществляться только персоналом ФГБУЗ  «КБ № 172 ФМБА России». Медицинскими организациями, подведомственными Министерству, данная территория не обслуживается. Ссылаясь на ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 2 постановления Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2013 года № 635-П «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», указывает, что транспортировка больных к месту лечения и обратно не относится к медицинским услугам, предусмотрена только в отношении скорой медицинской помощи. Считает, что доставка пациента к месту лечения и обратно является социальной услугой и может оказываться как муниципальным образованием, так и органами социальной защиты.

Апелляционное представление прокурором г. Димитровграда Ульяновской области отозвано до начала рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории города Димитровграда имеется единственное лечебное  учреждение,  обеспечивающее бесплатное оказание  гражданам медицинской помощи - ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России.

Территория муниципального образования в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1156-р  от 21 августа 2006 года отнесена к территориям, обслуживаемым ФМБА России.

В городе Димитровграде  на момент проведения прокурорской проверки  проживали 42  человека, страдающие хронической почечной недостаточностью, и признанные в установленном порядке Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области нуждающимися в постоянном проведении заместительной почечной терапии (гемодиализе).

ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России имеет  отделение диализа, мощности  которого не обеспечивают потребность всех нефрологических больных города Димитровграда, нуждающихся в  проведении диализа, в связи с чем часть пациентов по направлению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области получают указанный вид специализированной медицинской помощи в лечебном учреждении г.Ульяновска -  ООО «Фрезениус Нефрокеа».

Доставка больных  из города Димитровграда осуществляется  администрацией города Димитровграда  в добровольном порядке, при этом,  каких-либо нормативно-правовых  актов,  регулирующих  данные правоотношения, и обязывающих органы местного самоуправления осуществлять транспортную доставку пациентов к месту получения специализированной медицинской помощи, не имеется.

В связи с данными обстоятельствами прокурор г. Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора г. Димитровграда Ульяновской области, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона №323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п.п.5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.

Частью 1 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В соответствии с приведенными положениями федерального законодательства Постановлением Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2014 года № 602-П утверждена «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее - Территориальная программа).

Согласно п. 2 Территориальной программы гражданам Российской Федерации на территории Ульяновской области в рамках Программы бесплатно предоставляется, кроме прочего, специализированная медицинская помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи. Источниками финансового обеспечения Территориальной программы являются средства федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области, средства обязательного медицинского страхования.

Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим на территории Ульяновской области в государственной политике в сфере охраны здоровья, являлось Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, которое реорганизовано на основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 13 февраля 2015 года №67-п в Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года №11/205-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области (далее – Положение о Министерстве), в соответствии с которым к полномочиям Министерства отнесены: разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению Ульяновской области специализированной медицинской помощи, в учреждениях здравоохранения, создание условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (подп.3, 5, 13 пункта 2.1.1 Положения о Министерстве).

Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем Положении о Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 ноября 2013 года №537-П.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1271-н заместительная почечная терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

Анализ указанных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде заместительной почечной терапии методом гемодиализа и перитонеального диализа возложена на субъект Российской Федерации – Ульяновскую область в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора об организации Министерством доставки больных хронической почечной недостаточностью, не имеющих возможности получить такую помощь в г. Димитровграде,  к месту лечения в г. Ульяновск.

Отсутствие в г. Димитровграде медицинских учреждений, подведомственных Министерству, не освобождает последнее от исполнения возложенных на него законом функций.

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно того, что транспортировка больных для получения специализированной медицинской помощи не является медицинской услугой и ее стоимость не входит в тариф, установленный в рамках программы по обязательному медицинскому страхованию, за счет средств которой осуществляется заместительная почечная терапия методом гемодиализа, не могут повлечь отмену решения суда.

Действительно, п. 14 Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 декабря 2014 года № 11-9/10/2-9388 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый 2016 и 2017 годов» предусмотрено, что заместительная почечная терапия методом гемодиализа проводится застрахованным лицам в рамках специализированной медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи.

В соответствии с п. 3.1 Тарифного соглашении в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2015 год между Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ульяновской области, ассоциацией врачей Ульяновской области, представителями от страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Ульяновской области, председателем Ульяновской областной организации профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации, заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам оплачивается по установленным тарифам, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.

Однако судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что указанные документы не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в силу следующего.

Медицинская помощь определяется Федеральным законом № 323-ФЗ как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга обозначается как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию (статья 2).

Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время является составной частью мероприятия по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.

В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с законом.

Положения вышеуказанного Письма Минздрава России от 12 декабря 2014 года № 11-9/10/2-9388 и Тарифного соглашении в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2015 год о том, что транспортировка больных на гемодиализ не включается в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, не исключает возможности их финансирования Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области в порядке п. 2 ч. 2 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ.

Доводы жалобы о том, что услугу по транспортировке истицы к месту лечения должен оказывать орган местного самоуправления по месту ее жительства, являлись предметом разбирательства суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, которую судебная коллегия находит правильной.

Согласно п.1 и п.7 ст. 17 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относится создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Одним из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который, согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, означает, в том числе право органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Пунктами 1-3 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (абз. 2 п. 1); принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз. 3 п. 1).

Судом установлено, что среди участников Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2014 года, администрация МО «г. Димитровград» не значится, выполнение указанной программы возложено вышеуказанными нормативными актами на субъект Российской Федерации – Ульяновскую область.

Полномочия в сфере оказания специализированной медицинской помощи органу местного самоуправления субъектом Российской Федерации не передавались, следовательно, оснований для возложения на муниципальное образование «г. Димитровград» Ульяновской области обязанности по транспортировке больных, страдающих хронической почечной недостаточностью, не имеется.

В связи с проведением после состоявшегося решения суда реорганизации Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области судебная коллегия полагает необходимым указать в резолютивной части новое наименование ответчика – «Министерство здравоохранения Ульяновской области».

Таким образом, обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно, в силу чего решение отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 05 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области – без удовлетворения.

Указать наименование ответчика – «Министерство здравоохранения Ульяновской области».

 

Председательствующий

 

Судьи